Осенью архитектурный марфинский парк кажется прозрачным; четко выступают в регулярном строю высокие и прямые липы, причудливое кружево ажура плетут они своими ветвями на фоне светло-синего неба. Облетевший лист застилает дорожки и траву куртин. В усадьбе Марфино снимались такие фильмы, как "Дворянское гнездо", "Стакан воды", "Женщина, которая поет", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Вас приглашает оперетта", "Мастер и Маргарита", "Крестоносец" и многие другие...
22 сентября 2013 г.
Усадьба
МАРФИНО
Часть 2.
Парк, ротонды и фонтан.
Головины, Бутурлины, Щелкановы,Заборовские,
Голицыны, Салтыковы, Орловы, Панины
М О С К О В С К А Я о б л а с т ь ...
... р а й о н М Ы Т И Щ И Н С К И Й
Усадьба МАРФИНО. Часть 1. Мост, церкви и дворец.Усадьба МАРФИНО. Часть 2. Парк, ротонды и фонтан.
Усадьба МАРФИНО. Часть 3. Грифоны и осенний парк.
Усадьба МАРФИНО. Часть 4. Старые фотографии и карты.
Имение Паниных было национализировано указом от 15 апреля 1918 года. Через два года начался вывоз ценностей и 15 тысяч книг в Исторический музей и здание бывшего Английского клуба.
С 1944 года в усадьбе размещён военный санаторий (с 1953 года - санаторий Московского военного округа, с 1986 года - Марфинский центральный военный клинический санаторий).
Совсем недавно дворец был отреставрирован и получил статус одного из фешенебельного корпусов Санатория. В "псарнях" устроены казино и "Дом быта". Церковь святых Петра и Павла до сих пор функционирует, регулярно оглашая округу мелодичным звоном своих колоколов.
2. Один из флигелей в усадьбе.
3. Терраса спускается от "псарен" к пруду и далее к главному дому.
4. Водопады в парке.
5. Уже в наше время здесь были устроены водопады, спускающиеся террасами к пруду возле главного дома.
В усадьбе снимались такие фильмы, как "Дворянское гнездо", "Стакан воды", "Женщина, которая поет", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Вас приглашает оперетта", "Мастер и Маргарита", "Крестоносец" и многие другие.
В 1975 году на территории усадьбы снимались сцены детского фантастико-приключенческого фильма «Большое космическое путешествие».
В середине августа 1992 года в усадьбе снимались сцены бала Сатаны для фильма Юрия Кара «Мастер и Маргарита».Съемки "Мастера и Маргариты" были настоящим событием для марфинской детворы, когда, подвешенная к небольшому вертолету, Баба-Яга летала над ансамблем. А на съемках пролога к фильму "Крестоносец" та же самая детвора с удовольствием участвовала в "массовке", даже получая за это деньги.
Летом 2000 года прямо перед дворцом расположилась съемочная площадка "Мосфильма" - знаменитый режиссер Карен Шахназаров снимал эпизод к комедии "Яды, или всемирная история отравлений". Полпоселка участвовало в массовке, изображая бал при дворе Папы Римского.
А в конце января 2001 года на льду перед дворцом снимался рекламный ролик шоколада "Snickers". После съемок все зеваки получили по шоколадке, а кто и по две.
6. Дом и флигель.
7. Аллея в парке.
8. Вдалеке современные постройки санатория.
9. Высокие липы.
В усадьбе сохранились две беседки. Музыкальный павильон имеет полуциркулярную форму. Строгая тосканская колоннада из белого камня, поставленная полукругом, завершается полукупольным сводом. Внутри - белокаменная скамейка, повторяющая форму павильона.
Другая беседка - двухъярусная ротонда "Миловида", из которой открываются красивые виды на окрестности усадьбы, стоит недалеко от музыкального павильона на крутом склоне холма перед спуском к большому нижнему пруду. Это интереснейший памятник садово-парковой архитектуры. Восьмигранный нижний ярус беседки массивен. Стены яруса прорезаны со всех сторон проемами входов. Второй ее ярус - изящный восьмиколонный павильон, увенчанный куполом.
Греч так описывает беседки: "Две беседки - одна в конце парка, неподалеку от дома в виде полуротонды, другая над прудом, двухэтажная - как-то невольно заставляют вспомнить работы Львова. Полуротонда, верно, задуманная некогда как украшенная колоннами ниша среди невысокой зелени деревьев, точно перенесена сюда из южных стран - так и хочется представить ее себе над морем, где-нибудь на скалистом уступе; и чудятся в пролетах колонн кусты роз и олеандров, и синее море, и лазурное небо, и в сизом мареве исчезающий скалистый мыс. Здесь же, в Марфине, - это белые колонны, полукругом держащие полусферический купол, белые столбы среди черных стволов обнаженных лип. Одна колонна уже кем-то выбита - и оттого еще бесполезнее, еще никчемнее кажется теперь эта эстетическая затея ушедшей в небытие прошлой жизни. Другая беседка поражает своей оригинальностью - ротонда - самая типичная, с выисканными, прекрасно спропорционированными формами, вознесена на октогональный павильон с арочными пролетами, служащий ей основанием. Разросшиеся кусты скрывают основание, и в неподвижной глади воды отражается лишь второй этаж беседки - круглый колонный храм. Надписи испещряют стены и колонны - вирши, имена, даты - наивные и дикарские попытки дешевого тщеславия сохранить свои имена urbi et orbi..."
10. Второй ярус беседки представляет собой легкую, завершенную куполом восьмиколонную беседку над статуей Аполлона Бельведерского.
11. По оригинальности композиции и гармонии пропорций беседка является исключительно интересным памятником садово-парковой архитектуры.
12. В 1812 году усадьба была сожжена и разрушена отрядом французских войск.
13.
14. "Двухэтажная беседка как-то невольно заставляет вспомнить работы Львова", - писал Греч.
15. "Полуротонда, верно, задуманная некогда как украшенная колоннами ниша среди невысокой зелени деревьев, точно перенесена сюда из южных стран - так и хочется представить ее себе над морем, где-нибудь на скалистом уступе; и чудятся в пролетах колонн кусты роз и олеандров, и синее море, и лазурное небо, и в сизом мареве исчезающий скалистый мыс. "
16. В усадьбе бывал Карамзин, пьесы которого ставились в музыкальном театре.
17. Спуск от беседки к пруду.
18. Парк был благоустроен в конце XIX века А.Э. Регелем.
19. Статуя Аполлона на втором ярусе беседки.
20. А вот этот кот преследовал нас от беседки до пристани с грифонами.
21. В далеке современная лодочная пристань на пруду.
22. Парк.
23. Восьмигранное основание беседки состоит из рустованных стен, прорезанных со всех сторон проемами входов.
24. Вид на мост.
25. Рыжий марфинский кот засмотрелся на Аполлона в беседке.
26.
Греч так описывал 1920-е годы в пансионате Марфино: "В Марфине дом отдыха - во всех комнатах стандартные кровати. Верно, содраны старомодные обои, забелены орнаментальные росписи. Второй раз, как прежде перед французом, покинули дом старинные портреты; Панины и Тутолмины с портретов Вуаля, Рослина, Орлова сошли со стен залов и гостиных и разбрелись по музеям Москвы и провинции. В кладовых и музейных хранилищах встретились они с другими портретами, живописными и скульптурными, работы Шубина и Мартоса, с картинами и мебелью, уцелевшими от разгрома другой панинской усадьбы - села Дугина Смоленской губернии. Марфино еще живет - Дугино же, с его картинами старых мастеров, фамильными портретами, белым залом, украшенным бюстами Паниных, пропало безвозвратно. Даже не оставило оно по себе фотографической памяти, и лишь рисунок сепией в [собирательном] альбоме гр. С.А.Строгановой, промелькнувшем на московском художественном рынке в первые годы революции, дает представление об этой с большим вкусом и роскошью обставленной усадьбе, о громадном доме над прудом и обширном окружающем ее парке, по дорожкам которою проходят женские фигуры в ампирных платьях. Марфино и Дугино - эти две усадьбы являлись чудесными образчиками тонкого, вполне европейского вкуса русского барства в конце XVIII и в первой половине XIX века."
27. Около 1920 года ценные художественные вещи из усадьбы были вывезены в Исторический музей.
28.
29. Белокаменная лодочная пристань с парными фигурами грифонов.
30.
31. Скульптурный фонтан.
32. Возможно, фонтан работы И.П. Витали.
33.
34.
35.
36. Быковскому принадлежит оформление лестницы, террасами спускающейся от дома к пруду.
37. Найдите одно отличие (фото 1).
38. Найдите одно отличие (фото 2).
39. На верхней террасе была поставлена открытая беседка, обвитая зеленью, на нижней фонтан.
40. Пруд образован запрудой реки Учи.
41.
42. Ниши в одной из террас. Скорее всего здесь стояли скульптуры.
43. И раньше здесь на верхней террасе стояла беседка, обвитая зеленью.
44. На каменных парапетах в свое время стояли скульптурные группы.
45. Усадьбу после 1812 года восстанавливал Ф.Тугаров, а центральная часть была восстановлена в 1832-1846 году в формах готики М.Д. Быковским.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53. Вид от главного дома в сторону парковой беседки-полуротонды.
54. Круглое помещение для сторожей возле въездных ворот.
Ссылки
http://marfino.narod.ru/http://ru.wikipedia.org/wiki/Марфино_(усадьба) http://konstantinlk.livejournal.com/4068.htmlhttp://historykeeper.ru/mosoblusadba/211-marfinohttp://nataturka.ru/usadiba/marfino.html http://sergeybond.livejournal.com/68278.html http://dimon-porter.livejournal.com/58213.html http://russkaya-usadba.livejournal.com/214592.html http://second-human.livejournal.com/51950.html http://arch-museum.livejournal.com/45897.html http://russiantowns.livejournal.com/2640096.html http://alexdoomer2009.livejournal.com/132770.html http://climenty.livejournal.com/76716.html?thread=375212 http://flyerunderfire.livejournal.com/94211.html http://littl-nat.livejournal.com/13222.html http://moscow-gothica.livejournal.com/6988.html http://bobr-viking.livejournal.com/5604.html http://arch-heritage.livejournal.com/163618.html http://ania-dzu.livejournal.com/1950.html http://gjabu.livejournal.com/7373.html http://zoe-dorogaya.livejournal.com/225718.html http://pepelnaya.livejournal.com/494906.htmlhttp://all-photo.ru:8106/empire/index.ru.html?img=25390&big=onhttp://deduhova.ru/government/revolution.htm
Первая часть рассказа
здесь, читайте продолжение...
Спасибо, есть что добавить?