Untitled Document
Рядом с
усадьбой Кусково, в парке на противоположной стороне, рядом с платформой "Плющево" (тогда Шереметевская) находился дачный поселок Шереметевка. Владельцы дачных участков на свои деньги в 1901-1903 гг. построили деревянный храм преподобного Сергия Радонежского. Около храма в 1931г. были похоронены железнодорожники, погибшие во время крупной аварии. Церковь в 1930-е годы снесли, а на месте этого захоронения построили стадион "Фрезер". Могилы оказались на месте стадиона. Дома в дачном поселке еще сохранялись в 1950-1960-е годы. В одном из таких домов со своим яблоневым садом рядом со стадионом жили мои дедушка, бабушка, дядя и мама. Давайте вместе посмотрим на старые фотографии Кусково, Плющево, Шереметевки, поищем уничтоженную церковь на старых картах и погуляем по осенней усадьбе...
Так выглядел вид на Большой дворцовый пруд, остров и главный дом усадьбы Кусково в 1940 году.
1940 год.
Кусково поздней осенью в 1960-х годах, первый лед и голые липы на острове.
1960-1967 годы. Первый лед, в кадре виден островок Графского пруда с вековыми липами.
Источник: Семейный архив
Автор: Смольяков А.Р
В 1975 году на острове сохранялись три старые липы. Вдоль берега возле главного дома новые посадки.
1975 год.
А во так остров выглядел на прошлых выходных 13 октября 2013 года.
2013 год, осень.
Отойдем от усадьбы на запад. Из зарослей кусковского лесопарка проглядывает станция Кусково. Станция была открыта еще в далеком 1861 году.
6.
Вот прекрасная фотография 1967 года, сделанная на станции Кусково.
1967 год. Станция Кусково
Источник: Архив Селисской Н.В.
Автор: Урванова В.Н.
Рядом со станцией находился клуб железнодорожников.
1969 год. Клуб около станции Кусково, находился на Клубной улице.
Адрес снимка: 3-я Музейная ул.
Источник: Архив Селисской Н.В.
Автор:Минашкин В.Ф.
Пройдем по Рассветной аллее, которая тянется вдоль железной дороги в сторону Плющево.
9.
Рассветная аллея раньше называлась у́лицей Че́хова в честь А. П. Чехова (1860-1904). В 1960 году посёлок Кусково (в составе города Перово) вошёл в состав Москвы, а 13 апреля 1967 года для устранения одноимённости с улицей Чехова (ныне - улица Малая Дмитровка) аллея была переименована и получила современное название по предложению жителей района
10.
Рядом со станцией Кусково пикниковая зона.
11.
Пройдя по Рассветной аллее, поворачиваем налево на ал. Первой Маевки. Здесь находится станция Плющево. Станция была образована в XIX веке в 1894 году. До 1930 года станция называлась «Шереметьевская», так как находилась на землях Шереметевых, чья усадьба «Кусково» расположена неподалёку. В 1930 году станция была переименована в честь первого председателя военно-революционного комитета Московско-Казанской железной дороги Павла Плющева.
12. Справа стадион "Фрезер", слева место церковного кладбища.
В 1930 году переименовали станцию в Плющево, сломали деревянную церковь Сергия Радонежского.
13.
Если идти от стадиона налево к станции Плющево, то буквально через 50 метров по левую сторону находился храм и далее дачи.
Это был деревянный храм преподобного Сергия Радонежского, он был построен в 1901-1903 годах в дачном посёлке Шереметевка (иногда пишут Шереметьевка) на средства землевладельцев, графов Сергея и Дмитрия Шереметевых. Автор храма - архитектор Иван Тимофеевич Барютин. Храм снесён, стоял в Кусковском тупике, во владении №9 (сейчас это Кусковский просек). К сожалению, про храм и про судьбу клира после революции ничего не сохранилось, закрыт в 1931г. и снесен.
14. Шереметевка. Кусковский просек. Храм преподобного Сергия Радонежского.
Источник: Копия у Михаила Золоторёва и Марии Нащокиной.
Фотограф: "Московские церковные ведомости", иллюстрированное приложение за 1905 год
Кстати, дальше по железной дороге в дачном поселке Вешняки находилась собственная дача архитектора Владимира Николаевича Семёнова (1874 - 1960), построенная в стиле модерн. Архитектор, уроженец Кисловодска, после окончания Петербургского института Гражданских инженеров отправился добровольцем (на стороне бурских повстанцев) на Англо-Бурскую войну. В 1907 году вернулся из Африки в Россию. В Москве постоянно жил с 1912 года. С 1913 года служил архитектором правления Московско-Казанской железной дороги. Построил в 1912-1914 гг. с архитектором А.Таманяном город-сад у станции "Прозоровская" (ныне "Кратово"). В 1930-1934 гг. - Главный архитектор Москвы. Семёнов остался в истории, как замечательный педагог, пионер советского градостроения. Дача в посёлке Вешняки Московско-Казанской ж/д - была одной из самых крупных. Всего в поселке было около 300 дач. Дачники построили летнюю эстраду, площадки для игры в теннис, крокет, мяч. В 1913 году было открыто Общество благоустройства посёлка, располагавшегося с двух сторон от железной дороги.
15. Дача архитектора Семёнова.
Если входить в стадон со стороны Кусковского просека, то стадион "Фрезер" был построен на месте кладбища.
16. Вход на стадион "Фрезер".
Вот так раньше выглядел кусковский просек, справа храм Сергия Радонежского, а слева уже в 30-х годах был построен стадион.
1900-1917. Дорога от ст.Шереметевки (Плющево) в сторону Дворцового пруда в Усадьбе Кусково. Справа вход в Храм Преподобного Сергия Радонежского.
Фотограф: Издание Г.С.Д.Ш.
Вот так выглядело Кусково до строительство дачного поселка Шереметевка.
1878 год.
Потом появилась платформа Шереметьевская (сейчас Плющево) и закипела дачная жизнь. На карте 1925 года скорее всего отмечена церковь в Вешняках, а не деревянный храм преподобного Сергия Радонежского в дачном посёлке Шереметевка.
1925 год.
На карте 1931 года поселок еще называется Шереметьево и отмечена церковь Сергия Радонежского.
1931 год.
На карте 1940 года видно место церкви (южнее стадиона на 50-100 метров) и стадиона, но к тому времени церкви уже не было.
1940 год.
В 1968 году вдоль железной дороги видны остатки старого дачного поселка. В одном из таких домов рядом со стадионом жили мои дедушка, бабушка, дядя и мама.
1968 год.
Около храма были в 1931г. похоронены железнодорожники, погибшие на линии во время крупной аварии. Теперь на месте этого захоронения как раз стадион "Фрезер". Могилы были точно на месте стадиона.
1977 год. Плющево Стадион Фрезер матч по хоккею с мячом 1977 год.
В ночь с 7 на 8 сентября 1930 года на подмосковной платформе «Перерва» (сейчас находится в московском районе Марьино) произошла железнодорожная катастрофа которая прогремела на весь СССР.
8 сентября 1930 года в 3 часа 43 минуты на платформе «Перерва» Курской железной дороги поезд № 52 врезался в хвост поезду №64.
На месте погибло 13 человек, тяжёло ранено было 37, из которых впоследствии трое умерло, легко ранено 12 человек. Пострадало 5 детей в возрасте от 4 до 7 лет. Почитать детально можно
здесь.
23. Фрагмент статьи о крушении в газете «Гудок».
Под влиянием катастрофы писатель Демьян Бедный написал фельетон «Перерва», который был опубликован уже 11 сентября (по другим данным - 10 сентября) 1930 года в газете «Правда». Этот стих стал одним из предметов критики писателя, его травли. Даже когда Демьян Бедный направил Сталину жалобу, то получил от него критичный ответ, читайте
здесь..
24. Фрагмент статьи о крушении в газете «Гудок».
В скором времени не стало дачного поселка, все старые дома в Плющево были уничтожены, а жителям дали прекрасные квартиры в хрущевских новостройках.
25. Вид на усадьбу Кусково.
26.
Рядом с прудом в советское время находилось большое кафе «Лето». Долго стояло в руинах. Пару лет назад кто-то начал его восстанавливать. Но после того, как возведённая крыша после большого снегопада рухнула, всё опять стоит в запустении. Сейчас руины спрятали...
27. Руины старого кафе.
Желаю всем солнечной осени.
28.
Ссылки
http://ouranopolis.livejournal.com/78348.html
http://oldmos.ru/http://www.razumov.biz/foto/manor/kuskovo3/old/photo/view/20615 http://russianmemory.ru/ru/events/blog http://ru.wikipedia.org/wiki/Крушение_в_Перерве Спасибо, есть что добавить?