Untitled Document
Предлагаю Вашему вниманию подборку гротов в русских усадьбах. Уже в XVI веке в садах и парках Италии появились подобные сооружения и, в такой теплой стране внутри гротов устраивали либо купальню, либо фонтан. Во французском регулярном парке, практически лишенном тени, подобные сооружения предназначались для наслаждения прохладой в жаркий летний день.
Грот - (франц. grotte, от итал. grotta) - тип паркового помещения или павильона, кладка или отделка которого (ракушки, туф, морские камни) имитируют естественную пещеру. К XVIII веку мода на их устройство доходит до России, но уже, как правило, в качестве парковых павильонов...
Впервые проект грота в Лефортово на существующем месте был выполнен Н. Бидлоо в начале 1720-х гг. В состав его элементов входили фонтаны, статуя Геркулеса и позолоченные сфинксы.
В 1731 г. Ф. Растрелли в парке был поставлен «каменный каскад» - подпорная стенка с нишами и фонтанами в виде грота. Сооружение, по-видимому, обновлялось в 1770-х - 1780-х гг. при строительстве Екатерининского дворца. По описанию 1793 г., грот с фонтанами имел богатое скульптурное оформление. В центральной нише была поставлена каменная статуя Геркулеса, перед которой располагались три каменных тюленя с трубками для бьющей из них воды. По сторонам нижней площадки, выстланной белокаменными плитами, стояли два каменных сфинкса. На самой площадке, на деревянной раковине обложенной камнями находился фонтан с деревянным позолоченным троном. Около тритона располагалось 12 позолоченных дельфинов, из которых также била вода.
В настоящее время грот представляет собой кирпичное сооружение с белокаменными деталями, состоящее из эскадры, расчлененной 4-мя парами колонн и 3-ми полуциркульными нишами. Скульптурное убранство не сохранилось.
2. Грот в усадьбе Лефортово.
Стихия воды в камне - вот главная тема грота в усадьбе Кусково, которая звучит уже в архитектуре этого трехчастного барочного здания, построенного в 1756-1761 годах под руководством крепостного архитектора Шереметевых - Федора Семеновича Аргунова. Создается иллюзия, что из каменной вазы на куполе бьет фонтан, вода «растекается» по крыше, колоннам и тремя кругами расходится на основании здания. Усиливает впечатление отражение грота в зыбкой ряби воды.
Несмотря на то, что история не сохранила имена русских скульпторов, работающих над статуями римских богов в нишах грота, нам известно имя резчика М.И.Зимина, выполнившего клейма во фронтонах, маскароны с львиными головами и капители колонн. Сохранившиеся золоченые кованые решетки в оконных и дверных проемах - работа крепостных мастеров Шереметевых села Павлово.
В настоящее время кусковский Грот - единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века
3. Грот в
усадьбе Кусково.
Впервые термин грот встречается в 1638 году в "Трактате о садоводстве по правилам природы и искусства (Traite du jardinage selon les raisons de la nature et de l‘art)" в главе, посвященной гротам, Жак Буасо напишет: «Гроты делаются для того, чтобы показать дикие пещеры, они могут быть встроены в природный каменный массив, либо быть возведены в отдельном месте. Также в них содержится тень, но ни в коем случае мрак».
4. Грот в
усадьбе Петровское-Разумовское.
Слово «грот» хорошо знакомо аквариумистам: так называют крошечные замки и пещерки, в темноту которых могут заплывать разноцветные рыбки. В классификации садово-парковых архитектурных сооружений грот может рассматриваться как частный пример каприза.
Каприз или фолли (от англ. folly - причуда, каприз) - небольшое здание или иной архитектурный объект, применяемый обычно в дворцовых и парковых ансамблях, а также в современной городской среде. Обычно это забавное или экстравагантное здание, либо здание, предназначенное для иных нужд, нежели те, на которые указывают его конструкция или внешний вид.
Грот, выполненный в «диком», пещерном стиле, представляет интерес и при создании «руинированного» ландшафта.
Грот в саду - постройка, имитирующая неглубокую пещеру или подземную полость. Он может скрываться в срезе террасы, выступать из почвы подобно зеленому холму. В эпохи, любившие классические формы, гротами называли отдельно стоящие павильоны. В каком бы значении оно ни употреблялось, это слово неизменно приносит с собой романтический оттенок.
Для людей древности грот был природной постройкой. Три стены и свод, а также ниша, подобная апсиде, стали прообразом храмов многих религий. Не случайно на гроты были похожи подземные крипты - святилища и склепы первых христиан.
В античную эпоху горный грот с источником часто становился святилищем нимф - отсюда происходит название «нимфей». Нимфеи в виде округлых ниш сохранились на виллах Помпей и Геркуланума, а пещера нимф описана Гомером в «Одиссее». Пастухи, охотники, набожные крестьяне спешили принести свои дары пещерным божествам, которые им покровительствовали. Здесь было достаточно чудес, которые греки умели распространять своими мифами. Как отзвук этих преданий, статуи нимф стали помещать в садово-парковые гроты и в новое время.
С возникновением христианства дикие гроты и пещеры стали жилищами христиан, которые бежали от обманов греховного мира в поисках уединенной жизни, чтобы предаться там созерцанию. Они высекали в мягком камне капеллы, алтари, кухни, спальни и прочие удобства. Сохранилось немало мест, которые до сих пор носят имя святого, в них обитавшего. По этой причине другими распространенными скульптурными украшениями садовых гротов являются статуи святых, в том числе Пресвятой Богородицы.
Декоративные гроты создавали в местах со скальными породами, у подножия холмов, среди нагромождений камней, у водопада, ручья с каскадами и пр. Грот мог скрываться в срезе террасы или выступать из почвы, словно холм. Для придания гротам «дикого» вида их своды и стены часто складывали из валунов, которые не только прочны, но и очень красивы. Титаническая кладка, темные коридоры и ослепительные просветы, сквозь которые открываются неожиданные виды на окружающие пейзажи - всё это выделяет гроты среди других садовых построек.
5.
Петровское-Разумовское.
Историография искусственных гротов в ренессансных садах Франции начинается с работ Луи Димье о Франческо Приматиччо (1900) и о Бернаре Палисси (1934). Люсиль М. Голсон (1971) устанавливает последовательную эволюцию гротов, начиная с грота Pins (Фонтенбло). Как полагает автор, именно влияние мастеров школы Фонтенбло, в первую очередь Франческо Приматиччо, а также мода на «стиль рустик» (mode rustique), заданная Себастьяно Серлио, являются определяющими в развитии как техническом, так и эстетическом искусства гротов и в его распространении во французском садово-парковом строительстве второй половины XVI века. Отголоски этих идей звучат и в итальянских виллах (нимфей виллы Джулиа, замок Фарнезе Виньолы).
Из известных нам сооружений подобного типа, созданных во Франции в течение XVI века, отметим гроты в замках Фонтенбло, в Ла Басти д’Урфе, в Медоне, в Монсо-ан-Бри, фрагменты грота в Тюильри (Б. Палисси), в замке Молн и в Нуази-ле-Руа. В этих архитектурных комплексах мы встречаемся с гротами двух типов: 1) грот - помещение в цокольной (первый этаж) части здания, выходящее на парадный двор (на двор Белой Лошади в Фонтенбло, в Басти д’Урфе, в Молне), а не в сад.
2) грот-павильон - самостоятельное сооружение, дворец в миниатюре (в Медоне и в Монсо).
В усадьбе Горенки грот - полуподземное сооружение из крупного булыжного камня с круглым купольным залом в центре и тремя извилистыми сводчатыми коридорами. Он был сложен из пористого не шлифованного камня и имел три выхода: на берег пруда, против дворца и на узкие боковые аллеи.
6. Грот в
усадьбе Горенки.
7. Грот в
усадьбе Высокие Горы.
8. Грот в
усадьбе Высокие Горы.
Большой интерес в усадьбе Николо-Прозорово представляет грот XVIII века. "Двухэтажное кирпичное здание оригинальной треугольной формы со скошенными углами обработано в строгих формах классицизма. Фасады, завершенные щипцами, украшены пилястрами ионического ордера. Плоское шатровое покрытие на граненом основании, возможно, позднейшего происхождения. ", такое описание нам дает книга "Памятники архитектуры Московской области" в 1975 году, сейчас грот совсем не узнать...
9. Грот в
усадьбе Николо-Прозорово.
На склоне около Малого пруда в усадьбе Горки Ленинские находится грот с небольшой балюстрадой. Напротив грота - двухсотлетняя ива. С береговой дорожки просматривается перспектива на Большой дом. Грот был устроен на месте старого родника.
10. Вид на
усадьбу Горки Ленинские. Круглый малый пруд, грот (на заглавной фотографии в посте он же), главный дом.
В начале XIX века царицынский парк был украшен не только павильонами, беседками и мостиками, но и другими «художественными затеями» - гротами, статуями и декоративными вазами. Они приятно декорировали основные дорожки и радовали взоры публики. Все эти парковые украшения известны по литературным описаниям и архивным документам, но не сохранились, увы, до нашего времени.
В ходе реконструкции парка в 2005-2007 годах были открыты археологические остатки большого грота на береговой дорожке Верхнего пруда у подножия холма под павильоном «Миловида». Это основательное сооружение состояло из трех земляных ниш, убранных внутри разноцветными каменьями, ракушками и кореньями. В будущем это примечательное произведение русского садово - паркового искусства XIX века предполагается восстановить по архивным свидетельствам.
К настоящему времени воссоздан небольшой грот по «Утренней дорожке». Он сложен из красного кирпича и белого камня на склоне холма под павильоном «Нерастанкино». В этом вновь возникшем царицынском гроте укрылась теперь статую нимфы работы скульптора Александра Сусликова.
11. Грот в
усадьбе Царицыно.
12. Вид с мостика в
усадьбе Остафьево в сторону главного дома. Здесь раньше был грот.
13. Фотограф
Александр Гринберг возле грота в
усадьбе Петровское-Разумовское 1910-1912 годы.
Кроме приведенных выше усадеб, гроты были устроен в московских Кузьминках, усадьбе Рождественно (Истринский район), Петергофе, Царском Селе, Валуево, Кунцево, Кирицах, Никольское-Черенчицах, Истомино, Любаново, в усадьбе Разумовского на ул. Казакова в Москве, а также в Александровском саду. Подобные сооружения можно видеть практически везде, где строил архитектор Львов - в Василеве, Митине, Знаменском-Райке. Про гроты в этих усадьбах расскажу в следующий раз )
Источники:
http://www.onlinedics.ru/slovar/arh/h/grot.html
http://kuskovo.ru/arhitekturno-_parkovyj_ansambl/grot/
http://mgomz.ru/pamyatniki/grot-dvortsovo-parkovyiy-ansambl-lefortovo
http://www.tsvetnik.info/ruins/10.htm
http://www.renclassic.ru/Ru/35/1289/?page=4
http://rudocs.exdat.com/docs/index-193713.html
Е.К. Карпенко.Семантика грота во французских садах XVI века.
L.Dimier. Le Primatice : peintre, sculpteur et architecte des Rois de France. Essai sur la vie et les ouvrages de cet artiste suivi d’un catalogue raisonné de ses dessins et compostions gravées, Paris, 1900; его же, Bernard Palissy rocailleur, fontenier et décorateur de jardins/ Gazette des Beaux- Arts, t. XII, 1934, 2, p. 8-29.
L. M. Golson. Serlio, Primaticcio and the architectural grotto/ Gazette des Beaux-Arts, t. LXXVII, février 1971, p. 95-108.
Вспоминайте, в какой еще усадьбе Вы видели грот?