Untitled Document
Шестиэтажное здание гостиницы следовало в плане перелому стены Китай-Города, снесенную в 1930-х годах. Инициатором постройки Двора выступил С.И. Морозов, и значительная часть здания принадлежало Морозовской Богородско-Глуховской мануфактуре. За это здание Шехтель был удостоен звания академика архитектуры. Главный вестибюль украшен витражом, изображающим Кремль при заходе солнца. В 1914-1915 гг. в одном из номеров гостиницы останавливался Максим Горький, здесь его посещали Федор Шаляпин и Иван Бунин...
2. Как и в большинстве произведений раннего московского модерна, насыщенность декором нарастает в верхней части сооружения. Элементы скульптурной декорации восходят к французскому Ар Нуво и Венскому Сецессиону.
3. Фасад дома облицован глазурованным серо-зеленым кирпичом.
4. Сейчас здание Двора видно полностью и, если обратить внимание на окна, то можно заметить, что на первом этаже в больших оконных проемах почти не видно линий переплетов, а выше они становятся все более и более определяющими, тем самым Шехтель зрительно парадоксально увеличил массу здания кверху.
5. Массивные балконы.
6. Первые три этажа с подвалами были рассчитаны на торговые помещения и конторы, четвертый и пятый - заняты гостиницей «Боярский двор».
7. Здание вытянулось вдоль Китайгородской стены. Со стороны площади можно было видеть только верхние этажи здания, поэтому Шехтель решил стилизовать дом под древнюю крепость.
8. . В 1920-е гг здание передано Наркомзему. В октябре 1941 г. средняя часть дома была серьезно повреждена во время фашисткой бомбардировки Москвы. При этом погиб выходивший из подъезда драматург А. Афиногенов. В советское время в здании двора расположился ЦК КПСС, сейчас его занимает Аппарат Президента РФ.
9. От первоначального убранства сохранилось несколько фигурных оконных переплетов первого этажа и двери со стороны Старой площади.
10. В здании была устроена автономная электрическая станция, не только освещавшая его, но и необходимая для работы 12 лифтов. Это первая постройка в Москве с таким количеством подъемников.
11. Шехтель украсил только аттик и верхние этажи здания, эркеры, заканчивающиеся башенками, смотрелись как башни старинного замка, украшенного балконами и сползающей вниз лепниной.
12. Все ворота здания имели свои именные названия: Грузинские; Троицкие; Главные; Северные.
13. Заказчиком здания выступало Московское страховое от огня общество, комплекс объединял под одной крышей представительскую, торговую и биржевую деятельность. Здание должно было привлекать к себе внимание и быть визитной карточкой владельцев и арендаторов. МСОО было крупным заказчиком, из всех российских обществ огневого страхования оно имело самую сильную собственную финансовую базу.
14. В двухсветном помещении первого этажа были оборудованы обширные антресоли на вытянутых металлических колоннах.
1903-1910 годы.
Источник: комплект открыток «Москва историческая. Китай-город».
1925-1930 годы.