Untitled Document
В 1532 г. в подмосковном царском с. Коломенском было завершено строительство церкви Вознесения. Это событие нашло отражение в летописи: "Свершена бысть в Коломеньском церьковь камена Възнесение... бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостью, такова не бывала преже сего в Руси". Летописец совершенно
(
Read more... )
Comments 17
Их главный итог в том, что храм построен итальянским архитектором, практиковавшим ренессансный взгляд на позднюю готику. Ничего древнерусского - начиная от котлованного фундамента по заветам Витрувия и вплоть до деталей отделки - в архитектуре церкви нету. Есть немало североитальянских параллелей по мелочам. Типологически Вознесение связывается с дворцовыми капеллами, восходящими к аахенской императора Карла, идейно - с сенью храма Воскресения в Иерусалиме.
И, кстати говоря, версия Кавельмахера о ранней дате храма в Александровой слободе все-таки разделяется пока что только его сыном Заграевским.
Reply
Как раз все прочитал про церковь кроме этой монографии, ее текст доступен в интернете? Получается, что церковь можно причислять к древнерусской архитектуре только по временным рамкам.
Reply
Текста, думаю, в сети пока нет - продавать только начали.
Причисление к древнерусской архитектуре - вещь, по большому счету, значимая в основном в нашем воображении. Как резонно пишут А.Л. и Л.А., так свободно, без оглядки на внешний канон и традицию, как в Московии конца XV - начала XVI вв., итальянцы не творили нигде - даже и дома.
Кроме того, роль в архитектуре, по традиции называемой древнерусской (я бы все ж говорил в отношении XVI - XVII вв. о "русской архитектуре Нового времени") у Вознесения огромна - это первый известный пример шатрового храма, в дальнейшем получивший столь интересное развитие и в камне, и в дереве.
Reply
У меня мечта сфотографировать все церкви той эпохи и древнерусской и "Нового времени", чтобы сложилось свое понимание. Пока только в начале пути.
Reply
Лично мне все же точка зрения Грабаря наиболее импонирует.
Читал тут двухтомник Н.И. Брунова про собор Покрова на рву - так он проводит параллели между шатровыми: Вознесенской церковью в Коломенском, Спасо-Преображенской в Острове, Старицким Борисоглебским собором (старым) и, соответственно, венцом культовой архитектуры XVI века - Покровским собором.
P.S. 13-ая фотка - класс!
P.P.S. А что сейчас внутри, кстати?
Reply
У Брунова хотелось бы приобрести книги:
Альбом архитектурных стилей»
«Дворцы Франции 17 и 18 веков»
В электронном виде что-н есть в сети?
Церковь в Острове обожаю, был в ней несколько раз и с другого берега Москва-реки рассматривал.
Кстати, в статье "шатровые храмы" на википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Шатровые_храмы
Троицкую (теперь Покровскую) церковь в Александровой слободе называют первым шатровым храмом (по версии Кавельмахера-Заграевского).
Reply
В Остров я заезжал по пути в Быково, однако солнце в тот день соизволило появиться лишь к обеду... походил вокруг, попробовал сделать пару тестовых снимков и не удовлетворенный результатом поехал дальше.
Да, про Покровскую церковь на Владимирской земле читал - и опять ведь итальянцы замешаны!
Reply
Reply
Reply
Reply
Также для наших храмов характерны небольшие соборы, в отличии от европейских, чтобы их легче было отапливать. Снег и зима влияют на архитектуру. А коломенский храм больше итальянский не из-за шатра, а из-за своих деталей и автора проекта.
Reply
На то время в Италии не было построено ни одного шатрового здания. Значит не было и техники такого строительства.
А тут приехал Петя - фрязь и научил русских сему неведомому делу.
Ай да Петруша!
Весь советский период честно писали - Автор неизвестен.
Reply
Leave a comment