Древнерусская архитектура. XVI век. 1532. Москва. Коломенское. Церковь Вознесения.

Mar 15, 2014 12:53

Untitled Document
В 1532 г. в подмосковном царском с. Коломенском было завершено строительство церкви Вознесения. Это событие нашло отражение в летописи: "Свершена бысть в Коломеньском церьковь камена Възнесение... бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостью, такова не бывала преже сего в Руси". Летописец совершенно ( Read more... )

древнерусская архитектура, готика, XVI век, деревянная архитектура, реки, дворцы, Москва-река, Василий III, Коломенское, весна, Москва, церкви, Иван Грозный, ренессанс, фото 2014

Leave a comment

Comments 17

akim_trefilov March 15 2014, 09:20:59 UTC
Собственно, несколько удивлен тем, что не упомянута вышедшая в этом году монография Леонида Андреевича Беляева и Андрея Леонидовича Баталова, посвященная как раз итогам исследований архитектуры церкви Вознесения.
Их главный итог в том, что храм построен итальянским архитектором, практиковавшим ренессансный взгляд на позднюю готику. Ничего древнерусского - начиная от котлованного фундамента по заветам Витрувия и вплоть до деталей отделки - в архитектуре церкви нету. Есть немало североитальянских параллелей по мелочам. Типологически Вознесение связывается с дворцовыми капеллами, восходящими к аахенской императора Карла, идейно - с сенью храма Воскресения в Иерусалиме.

И, кстати говоря, версия Кавельмахера о ранней дате храма в Александровой слободе все-таки разделяется пока что только его сыном Заграевским.

Reply

vadimrazumov.ru March 15 2014, 10:29:11 UTC
Большое спасибо за комментарий.
Как раз все прочитал про церковь кроме этой монографии, ее текст доступен в интернете? Получается, что церковь можно причислять к древнерусской архитектуре только по временным рамкам.

Reply

akim_trefilov March 16 2014, 09:05:35 UTC
Вам спасибо огромное за фото.
Текста, думаю, в сети пока нет - продавать только начали.
Причисление к древнерусской архитектуре - вещь, по большому счету, значимая в основном в нашем воображении. Как резонно пишут А.Л. и Л.А., так свободно, без оглядки на внешний канон и традицию, как в Московии конца XV - начала XVI вв., итальянцы не творили нигде - даже и дома.
Кроме того, роль в архитектуре, по традиции называемой древнерусской (я бы все ж говорил в отношении XVI - XVII вв. о "русской архитектуре Нового времени") у Вознесения огромна - это первый известный пример шатрового храма, в дальнейшем получивший столь интересное развитие и в камне, и в дереве.

Reply

vadimrazumov.ru March 16 2014, 19:06:03 UTC
Спасибо за дополнение. Обязательно куплю книгу.
У меня мечта сфотографировать все церкви той эпохи и древнерусской и "Нового времени", чтобы сложилось свое понимание. Пока только в начале пути.

Reply


pavleg March 15 2014, 16:10:19 UTC
Ох уж эта шатровая тема... даже интересно - будет-ли когда-нибудь по ней единое мнение принято)
Лично мне все же точка зрения Грабаря наиболее импонирует.
Читал тут двухтомник Н.И. Брунова про собор Покрова на рву - так он проводит параллели между шатровыми: Вознесенской церковью в Коломенском, Спасо-Преображенской в Острове, Старицким Борисоглебским собором (старым) и, соответственно, венцом культовой архитектуры XVI века - Покровским собором.
P.S. 13-ая фотка - класс!
P.P.S. А что сейчас внутри, кстати?

Reply

vadimrazumov.ru March 15 2014, 16:45:52 UTC
А я подсел на книгу Раппорта "Древнерусская архитектура", понемного собираюсь выкладывать храмы до XVII века, когда отдыхаю от усадеб и модерна)

У Брунова хотелось бы приобрести книги:
Альбом архитектурных стилей»
«Дворцы Франции 17 и 18 веков»
В электронном виде что-н есть в сети?

Церковь в Острове обожаю, был в ней несколько раз и с другого берега Москва-реки рассматривал.

Кстати, в статье "шатровые храмы" на википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Шатровые_храмы
Троицкую (теперь Покровскую) церковь в Александровой слободе называют первым шатровым храмом (по версии Кавельмахера-Заграевского).

Reply

pavleg March 15 2014, 16:59:17 UTC
Целенаправленно у Брунова вообще ничего не искал - случайно где-то попалась его книжка 1988 года про Покровский собор, которым я заинтересовался после посещения в начале февраля. Надо поискать - может и ещё что-нибудь попадется)
В Остров я заезжал по пути в Быково, однако солнце в тот день соизволило появиться лишь к обеду... походил вокруг, попробовал сделать пару тестовых снимков и не удовлетворенный результатом поехал дальше.
Да, про Покровскую церковь на Владимирской земле читал - и опять ведь итальянцы замешаны!

Reply

vadimrazumov.ru March 16 2014, 19:10:57 UTC
Когда в первый раз был в Острове, то приобрел книгу "Кавельмахер В.В. Церковь Преображения в Острове. М., 2009. ", второй раз уже ехал фотографировать церковь совсем под другим впечатлением.

Reply


"Архнадзор": что нового за неделю livejournal March 19 2014, 00:22:25 UTC
Пользователь brusnik сослался на вашу запись в записи « "Архнадзор": что нового за неделю» в контексте: [...] Древнерусская архитектура. XVI век. 1532. Москва. Коломенское. Церковь Вознесения [...]

Reply


шатровые церкви vlastilina3 March 20 2014, 06:01:25 UTC
Шатровые покрытия крепостных башен с дозорными площадками наверху,(позднее конструкция перенесена в церковное строительство) возникли в стране ,где изначальным природным строительным материалом было дерево, (стволы корабельных сосен, лиственниц), а не камень и где большие снеговые нагрузки диктуют необходимость крутых высоких кровель для сброса снега. И это не Италия. Русская летопись пишет, что стали строить каменные церкви "на деревянное дело",то есть по типу деревянных.

Reply

Re: шатровые церкви vadimrazumov.ru March 20 2014, 06:25:01 UTC
Спасибо за комментарий.
Также для наших храмов характерны небольшие соборы, в отличии от европейских, чтобы их легче было отапливать. Снег и зима влияют на архитектуру. А коломенский храм больше итальянский не из-за шатра, а из-за своих деталей и автора проекта.

Reply


pybikon August 13 2021, 10:35:53 UTC
А избушку Бабы-Яги не итальянцы ли часом строили?
На то время в Италии не было построено ни одного шатрового здания. Значит не было и техники такого строительства.
А тут приехал Петя - фрязь и научил русских сему неведомому делу.
Ай да Петруша!
Весь советский период честно писали - Автор неизвестен.

Reply


Leave a comment

Up