Мне кажется любопытным тот факт, что теория Дарвина о естественном отборе до сих пор вызывает споры и ссоры как в мире научном, так и в околонаучном, например до сих пор ломают копья вокруг вопроса - преподавать теорию естественного отбора (далее по тексту ТЕО) в школе, или нет. Особенно показательным мне кажется тот факт, что против ТЕО активно выступают так называемые "эзотерики". Например Блаватская в "Тайной Доктрине" произвела очень подробный критический разбор ТЕО, попытавшись не оставить камня на камне от этой теории. У меня есть свое понимание этого вопроса, и я хочу его изложить.
В целом я считаю ТЕО абсолютно адекватной теорией, которая лишена лишь одного очень важного элемента - ясного понимания механизма естественного отбора. Но до сих пор некому было найти это понимание и сделать таким образом ТЕО совершенно понятной (насколько вообще нам что-то может быть понятно), поэтому у меня возникло желание дать соответствующее разъяснение. Я считаю, что тот факт, что на протяжении столетий "эзотерики" не только не объяснили и не поддержали ТЕО, а наоборот - ополчились на нее, означает только одно - эти эзотерики и религиозные деятели ничего, вообще ничего не понимают в практике движения к ясному сознанию, и являются либо отвлеченными теоретиками, либо в лучшем случае теми, кто принадлежит той или иной конфессии, выполняет ту или иную практику, но совершенно не понимает - зачем он это делает и как происходят те изменения в практикующем, которые происходят, если вообще происходят. Я сейчас дам такое разъяснение и такую поправку к ТЕО, которые, на мой взгляд, должны окончательно примирить как сторонников, так и противников ТЕО.
Я специально не буду влезать в детальное расмотрение ТЕО - пусть это сделают те, кому это интересно, я рассмотрю лишь самый простой, утрированный пример. Итак, согласно ТЕО, когда жирафы бегают по земле и ищут травку и листья, чтобы покушать, рано или поздно обнаруживается, что на травку и низковисящие листья претендентов достаточно и без них, а вот листва повыше висит и нахально отсвечивает лазурным блеском в лучах солнца, недоступная никому. И вот толпы жирафов бегали-бегали, тянулись к листочкам, и постепенно поколение за поколением шеи у них удлинялись. Главный вопрос - почему эти шеи удлинялись? ТЕО дает на это такой ответ: жирафы рождались разные - у кого-то шеи были покороче, а у кого-то подлиннее, и тем, у кого шеи были подлиннее, доставалось еды побольше и почаще, вот они и чаще выживали, чаще давали потомство, которое и наследовало у них эту склонность к более длинным шеям. Это объяснение, на мой взгляд, притянуто за уши и ничего не объясняет. Такое впечатление, что Дарвин чувствовал, что идея ТЕО верна, но как ее обосновать - он не понимал, и не понимали этого и его последователи, поэтому они и предлагали такое вот достаточно беспомощное объяснение. Ну ведь они не могли всерьез подумать, что шеи у жирафов вытягивались потому, что они тянулись к высокой листве? Их бы на смех подняли, вот они и попытались придумать что-то приемлемо-механическое, потому что именно такое шестереночное объяснение им самим понятно и понятно другим.
Почему я считаю это объяснение беспомощным? Да потому что если какой-то жираф и родился с шеей длиннее других на сантиметр, это не даст ему вообще никаких преимуществ - вообще никаких. Такая маленькая разница ничего не дает. Ну конечно, в каком-то исключительном случае этот наш уникум-жираф и дотянется до одинокого листочка, до которого не дотянулись его собратья, ну может лишний листочек раз в неделю он и перехватит, но невозможно всерьез предположить, что это даст ему преимущество в выживании. Дарвинисты исходят из того, что множество вот таких ничтожных преимуществ в конечном счете складываются в одно значимое преимущество, но это ошибочное умозаключение. Оно притянуто за уши из области математики - если сложить очень много очень маленьких величин, то в конце концов получится довольно большая величина. Но жизнь - не математика, и такое механическое объяснение очевидно притянуто за уши, поскольку в реальной жизни лишний листочек раз в неделю - это просто ничто по сравнению с тысячами других мощных действующих факторов, которые сведут к абсолютному нулю влияние этого фактора на выживание.
В свою очередь те, кто несогласен с ТЕО, не могут не признать, что ТЕО в самом деле очень удобно и адекватно объясняет многие процессы в природе, которые мы наблюдаем, и не просто объясняет, а и предсказывает, ведь данные археологических раскопок раз за разом доказывают, что ТЕО имеет право на существование, что верны ее предсказания о том, что мы постепенно будем находить промежуточные звенья между человеком и обезьяной и т.п. но вот с чем они не могут примириться - так это с шурупочно-шестереночным подходом к объяснению эволюции.
Ламарк тоже не смог предложить такую схему, в которой все бы не сводилось к движению шестеренок, а роль психического начала сведена на нет. Он полагал, что интенсивно функционирующие органы усиливаются и развиваются, не находящие употребления ослабевают и уменьшаются, и эти функционально-морфологические изменения передаются по наследству. Само же употребление или неупотребление органов зависит от условий окружающей среды и от присущего любому организму стремления к совершенствованию. Перемена во внешних условиях ведет к изменению потребностей животного, последнее влечет за собой изменение привычек, далее - усиленное употребление определенных органов и т.д. Ламарка гноили со страшной силой за его гипотезу о том, что изменения, произошедшие в течении одной жизни, могут передаваться по наследству, но в последнее время генетика доказала, что такое в самом деле может быть. Я и сам был свидетелем удивительного явления - моей собаке в детстве в драке разорвали ухо, и один из ее будущих щенков родился с точно таким же разорванным ухом. Но объяснить видовую эволюцию такой гипотезой невозможно, конечно.
Мое объяснение механизма естественного отбора очень просто, и основывается не на отвлеченных рассуждениях и допущениях, а на моем собственном жизненном опыте, и более того - на жизненном опыте любого человека. Для начала я предлагаю согласиться с тем, что животные испытывают желания. Собака может хотеть кушать, кошка может хотеть играться, да вообще никакое действие никем не может быть сделано, кроме как по желанию. Так вот я утверждаю, что шеи у жирафов становились длиннее ИМЕННО потому, что они в течении всей своей жизни очень часто испытывали ЖЕЛАНИЕ, чтобы их шеи были подлиннее. Каждый раз, когда жираф объедал низко растущие ветки, каждый раз он тянулся вверх и в нем проявлялось желание дотянуться до них. И желание это было не просто одним в ряду других - это было очень сильное желание. Чтобы испытать его силу попробуйте поголодать денек-другой, и сразу почувствуете - что такое по-настоящему сильное желание. И когда стадо жирафов объедает ветки деревьев, то тоже каждый раз жираф чувствует желание иметь поменьше конкурентов, спокойно кушать то, что другим недоступно. Таким образом жираф в течении всей своей жизни и очень часто испытывал сильное желание того, чтобы его шея стала длиннее. И вот такое постоянное на протяжении всей жизни, сильное желание и является той движущей силой, которая и меняет тело жирафа - его шея удлиняется на несколько долей миллиметра, может быть. Но она удлиняется не у одного жирафа, который потом даст какое-то потомство и т.д. - она удлиняется у всех жирафов, и именно поэтому с течением огромного времени все жирафы потихоньку начинают давать потомство, которое имеет более длинные шеи.
Почему такое простое объяснение никому не приходило в голову? Да потому, что люди живут в ужасающем рабствен негативных эмоций и концепций, люди почти никогда не испытывают сильных и радостных желаний, а поэтому они и не понимают, что желание - это удивительная штука, поскольку желание приводит к изменениям восприятий. Желание - меняет. Вот та истина, о которой мало кто догадывается. Но с этой истиной вплотную на своем опыте сталкивается тот, кто занимается практикой прямого пути. Он понимает, что испытывает страдания, он не хочет испытывать страдания, он хочет перестать испытывать негативные эмоции, он хочет освободиться от тупости, он хочет испытывать озаренные восприятия (нежность, симпатию, влюбленность, предвосхищение, радость, безмятежность, ясность и др.), он хочет ясности, и именно эти желания приводят его к изменениям. Устранение негативных эмоций возможно лишь тогда, когда человек испытывает сильное желание их устранить, и чем это желание более яркое, сильное, радостное, тем легче совершается устранение омрачений. И чем более сильное желание породить озаренные восприятия, тем легче они возникают. Сама практика порождения озаренных восприятий и является практикой постоянного и мощного проявления желания испытывать эти восприятия. Конечно, наши ощущения меняются медленнее, чем наши эмоции и мысли, но тоже меняются.
Тот факт, что желания приводят к изменениям, знают на своем опыте не только те, кто занимается практикой прямого пути, но и все те, кто вообще хоть чего-то сильно хочет. Нам нужно рассмотреть вопрос - может ли желание менять физическое тело? Вот если я захочу, чтобы мои мышцы стали более сильными - станут ли они более сильными без того, чтобы предпринимать специальные усилия, усиленно тренироваться и т.д.? На этот вопрос давно уже дан ответ - да, станут. Если ты занимаешься какими-то упражнениями и при этом думаешь о работе, учебе, проблемах и т.д. - твои мышцы будут расти определенным темпом. Если ты в процессе упражнений будешь сосредотачиваться на своем желании иметь более сильные мышцы, будешь представлять себя накачанным, мощным, то мышцы будут расти быстрее. Я не буду приводить здесь всех свидетельств того, что желания приводят к изменениям - пусть этим займутся те, кому это интересно.
А вот как же происходит так, что желание приводит к изменению, почему желание быстрее меняет эмоции и мысли, а ощущения медленнее, почему одни люди хотят одного, а другие другого, и аналогично - почему одни животные хотели длинную шею, а другие - быстрые ноги, означает ли наличие естественного отбора у растений то, что и у растений есть желания, каковы сходства и различия желаний у человека, животного, растения и как это можно выяснить, как сделать так, чтобы желания были более свободными, радостными, сильными, чтобы ты мог быстрее меняться в соответствии со своими желаниями - эти и другие вопросы вытекают из предложенного мною понимания ТЕО. Здесь как раз раздолье для тех, кто ну никак не может примириться с шестереночным подходом к объяснениею эволюции, кто ищет тайну, "дух", "божественное" и т.д. Мне странно, что все это не написал кто-нибудь еще двести лет назад, это все довольно очевидно для тех, кто испытывает сильные и радостные желания, а такие люди все-таки есть и среди ученых, наверное? Ну так или иначе теперь это написал я, и насколько я понимаю, это открывает совершенно новый путь развития теории эволюции. На мой взгляд, эта моя коротенькая статейка имеет примерно то же значение для теории эволюции и даже для самой эволюции человека, что и открытие теории относительности для физики, и собственно открытие Дарвиным естественного отбора.
Самое важное, на что я хочу обратить внимание, это то, что озаренные желания (т.е. сопровождаемые предвосхищением, радостью, энтузиазмом, лишенные мотивации в виде жажды обладания славой, имуществом, а также необусловенные негативными эмоцими, страхами) обладают удивительной трансформирующей силой, и тот, кто устраняет омрачения и культивирует озаренные восприятия, тот может прямо сейчас начать удивительный путь личной эволюции. Именно возможность ЛИЧНОЙ эволюции, а не эволюции вида, дает нам практика прямого пути. И это эволюция и тела (появление удивительных свойств и восхитительных, озаренных ощущений), и эмоций, и мыслей, и желаний. Это эволюция, которая приводит к проявлению пяти фундаментальных Переживаний (Блаженство, Единство, Ясность, Устремленность, Существование), после чего эта эволюция идет уже семимильными шагами и уводит человека в необозримые просторы существования.
Бодхи (
www. bodhi.ru )
Дата опубликования: 22.07.2004