Kazuo Ishiguro. Never
Let Me Go.
Пронзительно-печальный роман, компаньон фильмам про Матрицу,
Остров и Гаттаку. Обманиво-просто
сделанная антиутопия, заноза в голове и сердце.
Идиллическая частная школа, детская дружба, переросшая в
местами безответную любовь, а между строк копятся намеки и странные детали, и
когда начинаешь догадываться, что это за школа, тебе открытым текстом это
подтверждают. Но никаких потрясений в
повествовании это не вызывает, и диссонанс между тонко подмеченными, но все
равно банальными переживаниями про любовь-морковь и тем, кто есть эти дети-подростки
на самом деле, держит в напряжении и не позволяет закрыть книгу.
На самом деле роман этот не про клонирование и не про
злобных ученых, а про зло стереотипного мышления и конформизм. То есть, никто особо не задается вопросами
"Почему мы вообще имеем клонов-на-запчасти и не считаем их равными
себе?" или "Почему мы не считаемся людьми?" -- люди, общество
живут, не подвергая сомнению заложенные в них воспитанием установки. Примерно как с рабством и проч. в свое время.
Alan Hollinghurst.
The Line Of Beauty.
Красиво написанная книга про 80-ые годы в тэтчеровском
Лондоне. Персонажи морально не особо
красивы, временами даже просто неприятны; сюжет басни довольно-таки прост
("Тори истеблишмент и высший класс общества глазами эстета-гея-изгоя, плюс
раскрытие темы лицемерия, двойной жизни и всеобщего malaise"); описания
нетрадиционного секса хоть и познавательные местами, под конец утомляют; но
красота фраз искупает многие недостатки.
Michael Chabon. The
Final Solution.
Крохотная новелла про
глубокую старость Шерлока Холмса и его последнее расследование. В
1944 году он находит и возвращает говорящего попугая (не просто
говорящего, а повторяющего вроде бы важные вещи из прошлой жизни)
владельцу, мальчику-беженцу из Германии.