Яндекс, зачем ты воруешь мои деньги?

Nov 26, 2019 12:02


Я начну с главного: я музыкант, и Яндекс ворует мои деньги. Начиная с 2017 года ООО "Яндекс" ворует у меня тысячу рублей в год точно, а может, и больше. Согласен, не очень эффектная сумма. Но я независимый артист, и таких, как я, много - так что за эти годы украдено уже достаточно на небольшую, извините, статью. И поэтому я хочу знать: Яндекс, зачем ты воруешь у меня деньги и когда это кончится?



Тут, наверное, пора представиться. Лично я присутствую на Яндекс.Музыке в виде двух имён - это моя группа The Dartz, и я сам, великий и ужасный, сольный артист под названием Ди Курцман. У The Dartz проблем с Яндексом нет. У Ди Курцмана есть. Почему, спросите вы?

Давайте я сперва расскажу, как музыка попадает на цифровые платформы, такие как Яндекс.Музыка, Apple Music, Google Play, Spotify, а с недавних пор и Вконтакте. Делается это двумя путями - либо через лейбл, либо через агрегатор. Лейбл - это реальная организация, заведующая большим каталогом артистов и их релизов. Чтобы попасть на лейбл, нужно понравиться менеджерам лейбла и играть музыку в том стиле, в котором лейбл сам себя позиционирует. Что, в принципе, логично. У лейблов есть своя аудитория, свои фестивали, свои связи в мире музыки. Все большие лейблы являются официальными партнерами цифровых платформ и умеют работать с ними напрямую. Пример такого лейбла в нашей стране - Навигатор Рекордс. Существуют и другие, но я с ними не работал и не знаю, что там у них и как.



Теперь агрегаторы. Агрегатор - это интернет-лейбл, на котором артист может зарегистрироваться и разместить свой релиз. Дальше агрегатор сам отправляет музыку на все доступные ему цифровые платформы. Крупные агрегаторы имеют выход на все популярные платформы, и постоянно расширяют этот список. Примеры таких агрегаторов - CDBaby и TuneCore.

Некоторые платформы работают с артистами напрямую, но на момент написания этого текста Яндекс.Музыка к ним не относится.

Теперь вернемся к проблеме. The Dartz подписаны на лейбле, на том самом Навигаторе. Раз в квартал Навигатор присылает отчёты, где видны деньги, которые приходят нам с прослушиваний на Яндекс.Музыке. Проблем с интеграцией у лейбла и Яндекс.Музыки нет. Но свой сольный каталог я предпочитаю выкладывать через агрегатор CDBaby. CDBaby присылает мне отчёты в реальном времени. И вот там я никогда не видел денег от Яндекса. Никогда - это с 2017 года, когда я перешел на CDBaby с TuneCore. При том, что мою музыку на Яндексе слушают регулярно.

Вот, посмотрите, как это выглядит. Сразу под списком песен стоит название лейбла. У The Dartz это Навигатор, у Ди Курцмана CDBaby.

Альбом The Dartz 

Альбом Ди Курцмана

Правда, удивительно: Яндекс платит Навигатору, но не платит CDBaby? Постой, скажете вы. Может, это только у тебя так? Может, это только у CDBaby такая проблема? И если у Навигатора так все хорошо, почему ты не на Навигаторе? И что ты там говорил про Вконтакте? И почему ты ушел с TuneCore, кстати?

Попробую ответить.

"Может, это только у тебя так?"

Нет. Это так у всех знакомых артистов, подписанных на CDBaby и TuneCore, с которыми я говорил. Те, кто на CDBaby, последний раз видели деньги из Яндекса в отчетах от 26 февраля 2018 года, и это были деньги за декабрь 2016 года. Поскольку моя музыка появилась в CDBaby только в 2017 - логично, что на CDBaby я не видел денег из Яндекса никогда.

Но может, это только у CDBaby такая проблема?

Нет. Те, кто на TuneCore, так же перестали получать деньги от Яндекса после 2016 года. Я когда-то сам был на TuneCore и хорошо помню ежеквартальные перечисления от Яндекс.Музыки. Но потом что-то сломалось. Что-то произошло на Яндексе в декабре 2016, из-за чего они больше не платят независимым артистам и превратились по сути в пиратский сайт.

А почему я ушел с TuneCore, кстати?

Из-за денег. В TuneCore за размещение альбома приходилось платить 49 долларов каждый год. У нас там было десять альбомов, то есть в начале каждого года я должен был платить 490 долларов независимо от того, сколько было прослушиваний. Мы постоянно сидели в минусе. Поэтому каталог The Dartz перешел в Навигатор, а мой сольный - в CDBaby. CDBaby берут за релиз гораздо меньше, cейчас это 29 долларов, которые платишь один раз при размещении. Но при этом CDBaby забирают себе процент с каждого прослушивания, чего TuneCore не делает. Для своего каталога я счел это более выгодным. Если у вас прослушиваний в год дофига, то имеет смысл подумать о TuneCore или о других агрегаторах, или о лейблах.

Но если у лейблов так хорошо все схвачено, почему ты не на Навигаторе?

Кроме плюсов, у больших лейблов есть свои недостатки, главные из которых - медлительность и непрозрачность. Большой лейбл - он большой, ребята. И если ты небольший артист, то никто с тобой возиться не станет. В принципе, логично, потому что все большие лейблы получают доход со своих топовых артистов, а остальное - издержки и балласт. Отчеты по The Dartz мы всё-таки получаем, но с задержкой, и их непросто расшифровывать. И лейбл тоже берет свою долю, как и агрегаторы. Что касается отчетов, то агрегаторы представляют их в реальном времени - с учетом естественных задержек цифровых платформ.

Задержки цифровых платформ?

Да. Цифровые платформы отправляют отчеты о прослушиваниях раз в месяц, а некоторые - раз в квартал. С этими задержками вообще вышло смешно: первый раз я спросил у CDBaby "где деньги от Яндекса" в конце 2017, и эти славные ребята ответили, что у любой платформы есть задержка, с которой приходят сведения о прослушиваниях, поэтому я должен набраться терпения и ждать. Ну ок. Я и ждал, ждал месяц, ждал квартал, но когда ничего не пришло после полутора лет, я уже как-то забеспокоился, м? И начал писать уже на Яндекс.

Тут-то и началась коррида техподдержек. В CDBaby говорили, что к ним ничего не приходит. Из Яндекса отвечали, что от них все уходит. Из Яндекса вообще не очень любят отвечать на письма, но когда отвечают, то в стиле "мы отправили ваш запрос специалистам, и как только получим от них ответ, тут же с вами свяжемся". Алло, техподдержка Яндекс.Музыки - объясните уж наконец, чем это вы так заняты, что отвечаете через месяц, и что это у вас за специалисты, к которым стоит очередь в месяц и которые после месяца ожидания так и не могут ничего ответить? Серьезно? При том что с другой стороны CDBaby отвечали очень бойко.

Переписка с обеими сторонами шла около года, в стиле "ко мне ничего не приходит - от меня все уходит". Я не знал, кого винить, но кто-то явно мне врал. До определенного момента было непонятно, кто. Пока в отчетах CDBaby не появился Вконтакте.

ЧТО?

Да, наша любимая социальная сеть Вконтакте. Это не так очевидно, но когда кто-то слушает трэк в Вконтакте, система учитывает эти прослушивания, собирает в отчеты, и отправляет - куда? Если вы читали меня внимательно, то уже знаете, куда - в лейблы или агрегаторы. Начиная с конца 2018 года лейблы и агрегаторы работают с Вконтакте как с еще одной официальной цифровой платформой. Пусть не напрямую, а через United Media Agency - но это к теме разговора отношения сейчас не имеет. Когда-то у CDBaby ситуация с UMA была примерно как с Яндексом. CDBaby отвечал, что к ним ничего не приходит, саппорт Вконтакте отправлял меня в UMA, а UMA просто говорила, что у них секретные партнерские отношения и с Вконтакте и с CDBaby, поэтому они мне ничего не скажут. И я как-то уже начинал склоняться к тому, что вся проблема в CDBaby, потому что слишком уж много к ним "не приходит". И тут вдруг как пришло... В декабре 2018 пришло как раз из UMA, и это значило, что музыка Вконтакте перестала быть пиратской и монетизировалась правильным образом. Система заработала в обе стороны. Поэтому, когда вы слушаете меня или The Dartz в Вконтакте - вы ничего не пиратите и не нарушаете.

Заодно стало понятно, что CDBaby с российским рынком работать как раз умеет, а вот Яндекс с агрегаторами - нет. И на момент написания этого текста все трэки, размещенные через агрегаторы на Яндекс.Музыке, так и остаются пиратским контентом, с которого независимые артисты, подписанные через агрегаторы, не получают ни копейки. А учитывая, что Яндекс.Музыка главный стриминговый сервис в стране - это очень печально.

И тут вы наверняка зададите последний вопрос: если с Яндексом все так плохо, скажете вы, то почему ты не уберешь свою музыку с Яндекса? В агрегаторах есть такая опция - opt out, запретить дистрибуцию на некоторые цифровые платформы. Почему ты не воспользуешься этой опцией и продолжаешь жрать этот кактус боли и унижения, спросите вы?

По двум причинам. Во-первых, я российский артист и моя публика слушает музыку на Яндексе. И мне это важнее, чем те жалкие деньги, которые Яндекс оставляет себе. И во-вторых, я все еще верю в айтишников и в процессы - и надеюсь, что когда-нибудь в Яндексе наладят интеграцию, и система заработает в обе стороны. И вот тогда Яндекс выплатит нам все, что задолжал с 2016 года. Возможно, эта статья подтолкнет их в правильном направлении.

А пока этого нет, я повторяю свой вопрос: Яндекс, зачем ты воруешь мои деньги?

Previous post Next post
Up