Ранее:
Осло, часть 1. Страна бетонных айсбергов. Ратуша, кафедральный собор и район Бьюрвика,
Осло, часть 2. Крепость Акерсхус,
Осло, часть 3. Парк Вигеланда. Скульптуры на Мосту и около него.
Парк Вигеланда. Фонтан, Монолит и Колесо Жизни.
Густав Вигеланд (Gustav Vigeland, 1869-1943) родился на ферме неподалеку от городка Мандал (Mandal) на юге страны. Тяга к искусству проявилась у него в школе, где он учился резьбе по дереву. В юности он много путешествовал по Европе, изучал скульптуру эпохи Возрождения в Италии, часто посещал мастерскую Родена в Париже. Основными темами его творчества быстро стали жизнь и смерть, взаимотношения полов и борьба человека с природой. Интересно, что в глазах Вигеланда связь между мужчиной и женщиной это, в основном, глубокая боль, меланхолия, иногда страсть, но лишь изредка - радость и счастье. Конечно же, причины подобного отношения можно легко отыскать в несчастливом детстве художника.
Вскоре после его возвращения в Осло пришла известность. Вигеланд быстро прославился как мастер портретного бюста, а в 1901 г. выиграл конкурс на проект медали для Нобелевской премии мира.
Примерно к 1913 г. произошла серьезная трансформация художественного стиля Вигеланда. Его язык стал более обобщенным и упрощенным, на смену сложным пластическим формам пришли большие поверхности с минимумом деталей. Тогда же он увлекся резьбой по граниту, гораздо более твердому и сложному в обработке материалу, чем ранее использованные мрамор и стеатит.
В 1919 г. квартал, в котором жил и работал Вигеланд, пустили на снос. Вместо него собирались возвести библиотеку. В виде компенсации власти выделили скульптору новое жилье и помещение под мастерскую, но при одном условии: права на все его произведения, как уже завершенные, так и будущие, передавались городу. Муниципалитет был обязан предоставить Вигеланду материалы и помощников при необходимости, но за свои работы, согласно окончательной редакции контракта, подписанного в 1921 г., он не получал ни гроша. Мастера эти условия вполне устраивали: свободу самовыражения он всегда ставил выше материального благосостояния.
Среди всех объектов Вигеландспарка Фонтан имеет самую долгую историю. Идея создания монуметального бронзового фонтана занимала Вигеланда практически с самого начала XX века. Гипсовый макет, созданный в 1906 г., сразу привлек к проекту внимание властей. Муниципалитет Осло заказал установку фонтана по доработанному эскизу перед зданием Парламента. Правда, вскоре от этого замысла отказались. Большой и красивый фонтан городу очень хотелось, но о месте его размещения спорили. Как один из вариантов назывался высокий холм у королевского дворца.
Началась и завершилась Первая Мировая война. Вигеланд активно занимался продвижением своего проекта, пойдя на беспрецедентные меры: он открыл всем желающим доступ в свою мастерскую, чтобы жители норвежской столицы сами могли высказать свое отношение к его работе. К тому времени мастер значительно изменил свой первоначальный замысел: фонтан теперь дополняла целая серия скульптурных композиций, состоящих из древесных ветвей и человеческих фигур, а также гигантская гранитная колонна.
По условиям договора с муниципалитетом Осло скульптору передавалась часть городского парка недалеко от мастерской для выставления своих работ. Так что к 1921 г. с местоположением Фонтана, наконец, определились.
Шестеро обнаженных мужчин, держащие на руках основную чашу фонтана (по некоторым отзывам, она символизирует Бремя Жизни) присутствовали еще на первоначальном эскизе. Но свою окончательную форму этот арт-объект обрел лишь к 1936 г., да и то Вигеланд периодически заменял одни барельефы, украшающие внешнее ограждение, на другие (всего было изготовлено 112 вариантов, из которых использовались лишь 60). Окончательно работы были завершены в 1947 г., уже после смерти художника.
Два десятка бронзовых деревьев, окружающих фонтан, были изготовлены в период с 1906 по 1914 гг. В них Вигеланд отразил цикличность человеческого бытия и различные стадии жизни: рождение, детство, юность, зрелость, смерть и новое рождение. Так, например, рядом с композицией, изображающей скелета, находится дерево, в кроне которого играют младенцы; новая жизнь приходит на место прежней.
Стилизованные деревья и чрезвычайно реалистичные человеческие фигуры сложнее по исполнению и намного изящнее гранитных скульптур на Мосту.
Одни композиции трогают своей искренностью и непосредственностью.
Другие, скорее, вызывают недоумение.
Какие-то иные могут даже отталкивать. Но в совокупности этот бронзовый лес, безусловно, впечатляет!
То здесь, то там, на всем широком пространстве вокруг Фонтана журчит вода, устроены небольшие водопады, которые иной раз и заметить-то нелегко. В Парке вообще нет ничего случайного, все объединено общим замыслом.
Плато Монолита - искуственная возвышенность круглой формы с концентрическими ступенями, на которых установлено 36 гранитных скульптурных групп, изображающих взаимоотношения человека с родными и близкими, связь и преемственность поколений.
А вот и сам Монолит, сообразно названию вырезанный из единого гранитного блока более 17 м. высотой и состоящий из 121 человеческой фигуры. Трое каменотесов обрабатывали его в течение 14 лет! Он, как и все в Вигеландспарке, символизирует извечный жизненный цикл: новые поколения эгоистично стремятся к собственным вершинам, опираясь на тела и кости предшественников, буквально лезут по головам, попирая ногами и старых и малых. Наверх этой человеческой волной выплескивает младенцев, лица которых также устремлены ввысь. У самого Вигеланда трактовка этого произведения была более позитивной, но мне кажется, что здесь искусство вышло за рамки художественного замысла. Вавилонская башня, стелы древнего Египта и, не в последнюю очередь, фаллический символ - здесь многое можно увидеть.
Скульптурные группы, окружающие Монолит, как можно догадаться, очень разные. Люди разных возрастов, изображенные Вигеландом, помогают друг другу, любят, ссорятся, дерутся, жертвуют собой, передают жизненный опыт новым поколениям. Я не очень представляю, как комментировать более подробно, поэтому ограничусь лишь названиями композиций.
"Мальчик и девочка" (Gutt og pike, 1934).
"Юноша, нагнувшийся к сидящей девушке" (Ung mann bøyer seg ned mot ung sittende kvinne, 1920).
"Юноша и девушка, сидящие спиной друг к другу" (Ung mann og kvinne sitter rygg mot rygg, 1919).
"Три мальчика на коленях" (Tre gutter på kne, 1925).
"Драка мальчиков" (Gutteslagsmål, 1921).
"Пять улыбающихся девочек" (Fem piker smilende, 1926).
"Дети верхом на спине женщины" (To barn rir på morens rygg, 1916).
"Группа из восьми девочек" (Åtte småpiker i krets, 1917).
"Куча детей" (Geniemylder, 1917).
Кованые фигурные ворота, обеспечивающие доступ на Плато Монолита, изображают человека на различных этапах его жизни. Всего ворот восемь, все они разные. Вигеланд изготовил их в середине 1930-х гг., но установлены они были лишь в 1952 г. Совершенно плоская поверхность, минимум металла, контуры, напоминающие карандашные наброски, но при этом создающие ощущение трехмерного пространства - по-моему, это потрясающе и по замыслу, и по исполнению.
Мне кажется, в несоприкасающихся створках этих ворот заключен глубокий символизм. Не знаю уж, так было задумано или просто совпало на момент фотографии.
Солнечные часы (Soluret, 1930) - бронзовая фигура на гранитном пьедестале. Я не нашел информации о значении этого объекта в общей канве Парка; мне кажется, что часы выглядят несколько инородно.
Колесо Жизни. (Livshjulet, 1933-34). Двое взрослых, мужчина и женщина, и три детских фигуры. Все ясно без слов. А за ограждением - обрыв. И вид на не самые привлекательные районы Осло. Стоило мне лишь подойти к ограждению, как внезапно начался настоящий ливень. Тоже, в общем, определенный символизм.
Вигеландспарк - потрясающий арт-проект и результат по-настоящему титанического труда его создателя. Не понравилось? Тогда злой мальчик посылает вам лучи ненависти.
Далее:
прогулка по Ослофьорду.
Продублировано на
Blogger.com