Игры Демиургов часть 2

Oct 07, 2010 13:44

В процессе работы не удалось избежать и проблем с исполнителями. Как человек религиозный я сам довольно серьезно нервничал когда брался за столь неоднозначную тему как творение. С другой стороны я утешал себя, что режиссер тоже в какой-то степени демиург своего мира-спектакля. Еще и поэтому мне казалось, что я ДОЛЖЕН поставить этот спектакль. Не знаю, как объяснить это чувство, но было стойкое ощущение, что именно сейчас этот спектакль очень нужен. Возможно, он нужен мне и людям окружающим меня. Была какая-то уверенность.

Некоторое время назад я поставил для своих студенток четвертого курса, дипломную работу, литературно-музыкальную композицию «Обращение к Богу». Постановка не удалась. Получилось, нудно, напыщенно, и как-то мертво. Эдакая проповедь заунывная, которая абсолютно не трогает зрителя, а наоборот вызывает отторжение и снисходительную улыбку. Тогда и появилась такое зыбкое неосознанное желание исправить свою ошибку. Сделать спектакль о Боге не скучным, не проповедническим, не заунывным, а другим. Интересным, хлестким, свежим. Это была просто мысль. Желание. Но, как известно, наше желание - понятие материальное. Выскажи его и оно может сбыться.

Работая над «Играми Демиургов» я почувствовал, что это шанс осуществить это желание.
Но у моих актеров все было не столь однозначно. Было множество сомнений и страхов. Доходило до того что девочки совсем падали духом и боялись репетировать. Мы искали то что поможет в себе в других... В общем готовили себя по полной программе. Нужно было попытаться полностью перестроить свое мировоззрение, чтобы иметь шанс зацепить мировоззрение зрителя. Сейчас можно вспомнить репетицию за 2 недели до премьеры когда я пытался вскрыть нарыв который назрел в душах Кати и Наташи, им в тот момент казалось что у них не получается совершенно ничего, что с этой темой вообще нельзя связываться, и что мы делаем что-то запретное. Я убеждал их, произносил пламенные речи, хвалили и ругал, а они плакали и не могли остановиться. Пожалуй, это был момент, когда я всерьез задумался о том, что может ничего и не получится.

С другой стороны ребята чувствовали какую-то скованность от того что мы шутим над очень важными вещами, что легкомысленно говорим о чем то сакральном… Они становились отстраненными, замкнутыми, а иногда на какой-то репетиции возникал спор который мог длиться несколько часов и у меня не получалось убедить исполнителей выполнить мою задачу. Назревало самое страшное. Ребята переставали верить в то, что мы делаем. Назревало опасное непонимание. Я начинал чувствовать, что перестаю крепко держать в руках постановку и теряю контроль над развитием, над рождением спектакля. Я много говорил, объяснял, трактовал, пытался приводить примеры… Что-то удавалось больше, что-то меньше, но в целом репетиции становились все более тяжелыми.
К слову сказать, к тому времени уже было понятно, что премьеру как первоначально планировали к 10 сентября сделать мы просто не успеем, поэтому перенесли дату на 25 сентября. Сыграло роль то, что изначальный расчет и конечный результат, по сложности работы, по количеству текста да и по пониманию материала очень сильно не сходились. Работа оказалась гораздо более сложной, чем представлялось вначале.

И тогда я решил взять перерыв. За 2 недели до спектакля взял отпуск на работе и уехал отдохнуть на море. На неделю. Ребятам запретил репетировать без меня и попросил постараться расслабиться как можно больше. Отдохнуть, подумать, все еще раз осмыслить. На том мы и порешили.
Я уехал, мы с Настей замечательно отдохнули в Феодосии. Купались, загорали, фотографировали кошек на улицах ;) Я старался поменьше думать о спектакле и вообще почистить голову от «посторонних» мыслей. Ребята звонили, по их голосам я чувствовал, что им тоже стало легче и появились какие-то новые силы. Именно в Феодосии зайдя в спортивный магазин мы увидели железные диски «Грация» оранжевого цвета как и обручи и тут же их купили :) Там во время отдыха я окончательно дозрел до понимания того что мне хочется выразить в этом спектакле.

Назад я вернулся во всеоружии. Мы сразу же начали репетировать уже весь спектакль, делать чистовые и черновые прогоны, и как точно заметил Дима Момот вернувшийся к тому времени из лагерей персиков, каждая новая репетиция выводила спектакль и исполнителей на качественно новый уровень. Каждый новый прогон был на порядок лучше вчерашнего. Появлялось ощущение, что все возможно, получится.

Тут я не могу не сказать несколько важных слов о своих актерах. Катя Максименко, исполняющая роль условно доброго демиурга Шамбамбукли во время репетиций спектакля столкнулась с большими проблемами. Такого морального давления и творческого напряга как в «Играх» Кате не приходилось испытывать никогда. И вдруг на очередном прогоне произошло, что-то необычайное. Появился звонкий сильный голос, точное и активное воздействие на партнеров и самое главное - очень какое-то настоящее понимание происходящего. Та жизнь которая возникает на репетициях внезапно но надолго… Именно то, чего я хотел и безуспешно добивался почти 2 месяца. Я ей однажды сказал во время очередного кризиса: «Катя ты актриса интуитивная. Как только ты пытаешься «поверить алгеброй гармонию», когда пытаешься все разложить по полочкам у тебя ничего не получается, ты только сильнее напрягаешься и от этого роль валится. Расслабься. Играй от чутья, от состояния. Легче. Воздушнее…» Сказать это было легко. А вот сделать… Я ОЧЕНЬ рад что Кате все таки это удалось.

Дима Гнутов играющий Человека, сомневался, наверное больше всех. Дима никогда ничего не говорил, но я точно чувствовал что в нем нарастает непонимание. Это непонимание рождало множество ступорных моментов, когда мы могли спорить об одной реплике по 3-4 часа кряду. НО! Какой в конце эти «кровавые» репетиции дали результат! Ближе к финальным прогонам, в нем появился азарт, заинтересованность, он стал много предлагать, и играть с каким-то особенным отношением. Не знаю стал ли этот материал для него родным, но сейчас глядя на него в роли Человека, я чувствую какую-то щенячью радость. Он играет сочно, ярко, как бы даже яростно. И в нем чувствуется настоящий огненный человеческий характер. Может быть он просто закрыл в определенный момент глаза на свои сомнения и просто расслабился… Может причина другая. Но мне очень хочется верить, что Дима поверил в «Игры». Я думаю, что это так.

Что касается Виталика Сыча, конечно, ему было очень сложно. Мы репетировали с ним от случая к случаю, потому что все таки готовили Гнутова к премьере и частенько выходило так, что Виталик сидел в зале и смотрел, смотрел… Выходя на сцену он пытался играть иначе чем Дима, искать какие-то свои краски и отношения. И надо сказать, что у него получилось. Его стремление и работоспособность сделали маленькое чудо. Его Человек получился, возможно, немножко менее ярким, чем у Гнутова но очень своеобразным. Лично Виталькиным. Более ровным. Чуточку больше выстроенным, более логичным. Возможно ему помогло то что он изначально почти не задавал вопросов материалу. Он просто принял его в себя. И это помогло ему быть естественным и настоящим. И когда на второй день премьеры ему аплодировали зрители, мне кажется, он сам понял что победил.

Наконец Наташа Щеткина. В ее случае даже сложно что-то сказать. Это настоящий прорыв для актрисы. Давно мне не приходилось видеть, как неожиданно актерский талант раскрывается так ярко. Ее образ условно злого демиурга Мазукты моментами просто поражает. Если у Наташи были откровенные удачи в роли Глайи, и в «Ненормальной», то роль Мазукты это скачок на двадцать голов выше. Как ей это удалось, до сих пор не могу понять. Вроде бы современная, красивая, чуточку избалованная вниманием девушка, вроде бы по всем законам красивая девушка не может быть умной и талантливой… а тут - сногсшибательная, пронзительная, правда. Из нутра. Из глубины. И до самого донышка.

А потом были несколько тяжелейших дней перед премьерой. Прогоны, прогоны… И хотя сами репетиции были тяжелыми, спектакль становился все более цельным. Больше всего я боялся что отдельные истории про демиургов слепленные нами вместе не будут восприниматься зрителем как единое целое. Но когда я посмотрел прогон за день до премьеры я не мог вспомнить как пролетело время. Я обычно после прогона делаю разбор, замечания, высказываю какие-то мысли, после этого же прогона у меня не было слов. Я просто не мог найти к чему придраться. И пришлось что-то придумывать, чтобы не показывать артистам своей радости. Потому что хвалить их до премьеры опасно. Есть старая актерская примета - если хорошо проходит генеральная репетиция то премьера не удается. Генеральная репетиция прошла блестяще. Я очень боялся завтрашнего дня. Но назавтра на премьере зрители приняли спектакль. Приняли как родной, как то, чего они долго ждали. И я очень благодарен им за это.

Собственно это все что я хотел рассказать о создании спектакля «Игры Демиургов». Я благодарен своим актерам которые несмотря на все сложности все же поверили в этот спектакль. Я благодарен Петру Бормору за великолепные мысли, облаченные в невероятно привлекательную и оригинальную форму, мысли так нужные людям и которые я надеюсь, мы смогли донести зрителей. Я хочу сказать спасибо своему самому родному человеку Насте за все что она сделала для меня и для этого спектакля. И спасибо нашим зрителям без которых «Игры» не смогли бы родиться.
А дальше… Будет новый спектакль ;)

deep

Previous post Next post
Up