Мамин гипноз на счастье

Sep 25, 2011 13:09

Взято с http://besedka.my1.ru/forum/59-991-1

Вот текст базовых блоков с комментариями доктора Драпкина:

1-й блок. Витамин маминой любви. С помощью этих слов мама изливает свою любовь на ребенка. «Я тебя очень-очень сильно люблю. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть. Ты моя родная частичка, родная кровинушка. Я без тебя не могу жить. Я и папа тебя очень сильно любим».

2-й блок. Установка на физическое здоровье. Мама мысленно представляет идеальный образ своего ребенка. Здесь заключена вся педиатрия. «Ты сильный, здоровый, красивый ребенок, мой(я) мальчик (девочка). Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься. (Эта фраза замечательно работает. У малоежек появляется хороший аппетит.) У тебя крепкие, здоровые сердечко, грудка, животик. (Идет установка на отсечение всех психосоматических заболеваний: астмы, сердечных неврозов, дискенезии желчевыводящих путей...) Ты легко и красиво двигаешься. (Отсекаются все двигательные нарушения.) Ты закаленный, редко и мало болеешь».

3-й блок. Установка на нервно-психическое здоровье. «Ты спокойный мальчик (девочка). У тебя хорошие крепкие нервы. Ты терпеливый, ты добрый, ты общительный. Ты умный мальчик. У тебя хорошо развивается головка. Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь. У тебя всегда хорошее настроение, и ты любишь улыбаться. (Ограждаем от детских депрессий и целой группы психических нарушений.) Ты хорошо спишь. (Эта установка очень быстро начинает действовать.) Ты легко и быстро засыпаешь, ты видишь только хорошие, добрые сны. Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь. У тебя хорошо и быстро развивается речь».

4-й блок. В нем отражена народная мудрость. «Я забираю и выбрасываю твою болезнь и твои трудности. (Далее мама называет проблемы ребенка конкретно.) Я забираю и выбрасываю твой плохой сон. (Если ребенок плохо спит.). Я забираю и выбрасываю твои страшные сны. Я забираю и выбрасываю твою плаксивость. Я забираю и выбрасываю твою нелюбовь к еде. (И заключительная фраза на мажоре...) Я тебя очень-очень сильно люблю».

Эти четыре блока фраз мамы могут внушать своим детям, не боясь им навредить, потому что в них только позитивная установка на хорошее развитие и хорошее самочувствие. Для работы с этими блоками маме не нужен контроль врача.

Об авторе метода

Однажды к психотерапевту Борису Зиновьевичу Драпкину привели восьмилетнего мальчика. «Мама втолкнула в кабинет нечто, и это нечто пролетело мимо меня, забилось под стол и стало выть», - вспоминает врач. За несколько месяцев до визита Саша Н. посмотрел по телевизору американский фильм «Кошмар на улице Вязов», историю про страшного Фредди Крюгера, который внедрялся в сны подростков и забирал их души в ад. После этого он стал бояться темноты, отказался ходить в школу, заговорил о том, что хочет выброситься из окна и ткнуть маму вилкой. «Мой мозг меня не слушается, - сообщал Саша, - я стану демоном, убью папу и дедушку». Через два месяца после первого визита к Б.З. Драпкину мальчик вернулся в школу, страхи прошли, разговоры о демонах и убийствах прекратились.
Эту историю мы услышали в Московском центре психического здоровья детей, где Борис Зиновьевич ведет прием. И здесь же бывший главный детский психотерапевт страны, а потом столицы прочитал лекцию - рассказал о своей системе лечения. Той самой, которая позволила ему выдавить кошмарного Фредди из хрупкой Сашиной психики.

Наверное, случай с юной жертвой телеискусства уникален. Родители Саши не молоды, ребенок появился на свет с помощью кесарева сечения. И уже с пяти лет находился под наблюдением невропатолога - жаловался на постоянные боли в животе и тяжкую усталость после сна. Но и эти невротические симптомы после применения методики Б.З. Драпкина исчезли. Прошло три года, Саша успешно учится, все у него более или менее в порядке. Правда, к телевизору мальчик подходит с заметной опаской, и это, конечно, правильно.

В коллекции Бориса Зиновьевича сотни историй, и большинство из них куда менее красочны. В основном это самые обычные детские отклонения - заикание, энурез, заторможенность, расстройства сна и аппетита. А также распространенные психосоматические нарушения, например дерматиты. Но много и сложных случаев с целым букетом симптомов. Вплоть до бронхиальной астмы.

Накопленная врачом статистика свидетельствует: если методика применялась правильно, малолетние пациенты значительно оздоровляются, а в более чем половине случаев происходит их полное исцеление. Наступает оно достаточно быстро - за один-два месяца. Ориентирован метод на мальчиков и девочек в возрасте до 10-11 лет. А заодно и на их матерей: именно им, по замыслу Б.З. Драпкина, предстоит выправлять дефекты детей, стать для них своего рода «домашними Кашпировскими».

Психотерапевт исходит из того, что между маленьким ребенком и его матерью существует очень тесная эмоциональная связь, которая закладывается чисто биологически, на стадиях беременности и кормления грудью. Практикующие врачи и психологи знают: все стрессы матери передаются ее пока еще бессловесному младенцу. Мать обычно чувствует страхи ребенка, сплошь и рядом угрожающую ему опасность. А интонации ее голоса определяют психическое, а иногда и физическое состояние малыша.

Борис Зиновьевич вообще считает, что голос матери становится чем-то вроде внутреннего голоса маленького ребенка, поэтому должен воздействовать на него гораздо сильнее любого дяди-психотерапевта, экстрасенса или даже гипнотизера. Особенно если этот мамин голос транслирует маленькому человеку то, в чем он больше всего нуждается - материнскую любовь и чувство защищенности, - своего рода психологическую плаценту.

Именно поэтому практически любая мать может стать целителем своего ребенка, еще грудного (в этом случае биологические основы их связи наиболее сильны и очевидны) и того, кто постарше. Вплоть до тех 10-11 лет, когда мальчик или девочка превращаются в самостоятельную во многих отношениях личность и ориентация на природный и инстинктивно воспринимаемый авторитет матери перестает быть полностью определяющей.

Задача детского психотерапевта при этом - подобрать подходящую для данного случая программу лечения и научить маму ей пользоваться. Обученная мать произносит, обращаясь к сыну или дочери, определенные фразы - именно те, которые «назначены» врачом. И тут есть свои правила. Фраза произносится сперва мысленно, про себя, а потом несколько раз повторяется вслух. Мама при этом может слегка прикасаться пальцами к руке ребенка. И происходит это каждый день во вполне определенное время - лучше всего перед сном, когда он уже в постели. Вся процедура вполне соответствует тому, что в психологии и психиатрии называется внушением. Но что конкретно внушается?

Сам Б.З. Драпкин говорит о разработанном им стандарте - базовой программе, состоящей из четырех основных блоков (в ходе маминой психотерапии программа может изменяться, но определяются эти изменения не мамой, а курирующим ее действия специалистом). Прежде всего то, что можно было бы назвать сигналом любви:

Мать транслирует ребенку фразы типа: «Ты мой дорогой, я тебя очень сильно люблю». Так происходит настраивание сына или дочери на общую с мамой психоэмоциональную волну.

Потом идет «физический блок»: мать внушает ребенку его идеальный, без дефектов и хворей, образ. Говорит ему что-то вроде: «У тебя хорошее сердечко» или: «Ты всегда ходишь свободно и красиво».

Следующий блок - наиболее обширный, его Борис Зиновьевич называет нервно-психологическим. И стандартные фразы тут могут быть очень разными: «Ты умный мальчик», «У тебя всегда хорошее настроение» или, например: «Ты говоришь так же хорошо, как и я, твоя мама».

И наконец - «блок народной медицины». Ведь дипломированные врачи и патентованные лекарства существовали не всегда, сотни лет детей и взрослых лечили травники и знахари. «Отдай мне свою болезнь...» - примерно так звучат включаемые сюда фразы. «Снимаемым» с ребенка заболеванием может стать и обыкновенная простуда, и что-то гораздо более серьезное.

А завершается сеанс психотерапии тем же, чем и начался, - сигналом любви. Мать подтверждает свою общность с сыном или дочерью, естественность и нерушимость их связи. Ребенок может быть спокоен: он защищен, мама с ним, она его любит.

Как это все организуется на практике? Ребенка приводят к психотерапевту, тот подбирает для него программу, мама ее осуществляет. По ходу лечения (в более легких случаях процесс этот лучше называть психокоррекцией) мальчика или девочку снова показывают специалисту, в программу могут вноситься изменения. О показаниях, сроках и результатах лечения мы уже говорили. Центр психического здоровья детей расположен в пятнадцати минутах ходьбы от метро «Ленинский проспект». Прием бесплатный, по направлению из районной поликлиники или психоневрологического диспансера.

Границы применения методики пока не вполне ясны. Бывает, что с ролью мамы-психотерапевта успешно справляется бабушка, но только по материнской линии. Попытки «поправить» приемных детей были относительно удачными лишь в тех случаях, когда ребенок считал приемную мать родной. Внушением по системе Драпкина пытались воспользоваться отцы-одиночки, но без убедительных результатов. Все это подтверждает гипотезу о биологическом фундаменте тех связей, которые существуют между матерью и ее ребенком.

Любые достижения имеют свою оборотную сторону. Слишком тесная психоэмоциональная связь с матерью накладывает определенные ограничения на развитие личности ребенка, грозит превратить подрастающего мальчика в маменькиного сынка. Сам Б.З. Драпкин прекрасно сознает опасности, связанные с неправильным применением метода, и говорит о возможном зомбировании психологически слабого ребенка волевой и чрезмерно ретивой мамой. Поэтому подчеркивает: внушение должно использоваться не для перевоспитания, а исключительно в медицинских и психотерапевтических целях. А сам курс домашнего целительства разрабатывается и контролируется специалистом и занимает вполне определенное (и не слишком долгое) время.

В чем принципиальные достоинства этого метода, его новизна?

Прежде всего, система доктора Драпкина позволяет вовлечь в психотерапию самых маленьких, в том числе грудных детей, тех, кто не осознает еще смысла маминых слов, а воспринимает внушаемое через интонации родного голоса. До сих пор психотерапевты не брались работать с детьми моложе 4-5 лет.

Существенно то, что метод не требует дорогостоящих препаратов; авторитетнейший психиатр Б.З. Драпкин всегда считал, что медикаменты в детской психиатрии должны применяться только тогда, когда без них не обойтись, и при этом на протяжении как можно меньших сроков и в минимальных дозах. Этот врач не просит дополнительного финансирования и готов быстро подготовить тех специалистов, которые смогут работать со всеми нуждающимися в самых обычных детских поликлиниках и больницах. К тому же системой Бориса Зиновьевича могут овладеть не только дипломированные медики, но и педагоги-дефектологи или школьные психологи, то есть люди, как-то знакомые с азами медицины и вполне профессионально - с нормальным поведением детей и различными отклонениями от детской нормы.

Далее, методика очень педагогична; при этом она воспитывает и гармонизирует не только детей, но и их мам: ведь успешная психокоррекция в огромной степени зависит именно от матери, ее способности к пониманию и сосредоточению, готовности чувствовать реакцию ребенка и обсуждать процесс исцеления со специалистом. Значит, терапия по системе Драпкина учит матерей, как (конкретно и результативно) любить своих детей. Совсем маленьких и постарше, здоровых и больных.

И наконец, система Драпкина проста. Как утверждает сам автор, у его метода всего две основы - могущество правильно поставленного слова и сила материнской любви.

Интервью:

Мамин гипноз на счастье

Каждая любящая мать может самостоятельно “заговорить своего ребенка” и помочь ему справиться с любой проблемой и даже самой тяжелой болезнью. Мама для больного малыша - это лекарство посильнее таблеток, порошков и микстур.

Так считает известный детский психиатр, профессор Борис Зиновьевич ДРАПКИН, создатель уникальной психотерапевтической методики лечения детских недугов «Мама-терапия». Об особенностях этой методики - наш сегодняшний разговор. В арсенале детского психоневролога не так и много средств воздействия на ребенка: лекарства, гипноз, семейная, групповая и игровая терапия. Этими методами много лет пользовался и доктор Драпкин. И в то же время искал и другой способ влияния на психику ребенка. Более эффективный и безопасный, более широкий по спектру воздействия, сочетающий в себе элементы и внушения, и семейной терапии... И нашел. Внушение через маму, голосом мамы!

Вот так родилась новая психотерапевтическая методика. Она отработана на тысячах пациентов, запатентована еще в 2001 году, признана Всероссийским обществом детских психиатров, преподается на кафедре детско-подростковой психиатрии, психотерапии и клинической психологии РАПО врачей. В разработке метода использованы новейшие достижения всех психоаналитических направлений, распространенных сегодня на Западе. Но по эффективности метод Драпкина их превосходит, а в применении проще и экономичнее.

- Борис Зиновьевич, получается, чтобы лечить ребенка самой, мама должна его сильно любить. Но ведь все нормальные мамы и так любят своих детей!.. А дети почему-то все равно болеют..

- Потому что мы их любим так, как надо нам, а не так, как это необходимо ребенку. Как ни печально. Мы предъявляем маленькому человечку слишком много претензий, раздражаемся от того, что он не такой, как хотелось бы нам... А между тем ребенок - это сосуд, который должен быть постоянно наполнен маминой любовью. Маме надо любить своего ребенка независимо от того, какой он: послушный или нет, больной или здоровый... Не ставить ему условий: буду любить, если ты станешь таким-то...

- И как это в жизни можно сделать?

- Прежде всего мать примерно до двух лет не должна надолго расставаться со своим ребенком. Если в это время мама выходит на работу или ведет светский образ жизни, а ребенка оставляет на бабушку или няню, поток любви «мама - ребенок» прерывается.

Надо чаще поглаживать кроху, обнимать, похлопывать, возиться с ним, бороться - но соблюдая меру. Внимательный родитель увидит, когда малышу достаточно таких физических контактов.

Надо как можно чаще смотреть в глаза своему ребенку, с любовью и нежностью, несмотря ни на какие его выходки.

наша справка
Драпкин Борис Зиновьевич
- один из самых известных
в мире детских психиатров
и психотерапевтов, почетный
профессор психотерапии.
До 1996 года Б.З.Драпкин
работал главным детским
психотерапевтом Министерства
здравоохранения Советского
Союза и России. В это же
время был главным
подростковым психиатром
г. Москвы. Опубликовал
более 100 научных работ..

И еще огромное значение для ребенка, и не только младенца, но и дошкольника и даже младшего школьника, имеет мамин голос. Ребенок начинает слышать его с пятого месяца внутриутробной жизни и слышит чаще, чем любые другие звуки. Родившись, он узнает мамин голос, очень эмоционально реагирует на него, различает все его интонации. Мамин голос становится как бы его собственным внутренним. И если он дает ему установку на счастье, здоровье, хорошее развитие, то психика ребенка ему подчиняется. Так же она подчиняется маминому голосу, когда мама предъявляет к своему маленькому много претензий, распекает его, что он такой-сякой... Этим мама как бы внушает ребенку программу неудач и болезней.

- И Ваш уникальный метод помогает бороться с неудачами в жизни?

- Конечно же, мой метод - не панацея от всех болезней и бед, но положительный результат в процессе лечения получается в подавляющем большинстве случаев, а каких-либо осложнений не бывает. Причем этот метод улучшает здоровье не только детей, но и матерей, а также налаживает необходимый психологический комфорт среди всех членов семьи.

- Возраст ребенка значения не имеет?

- Мы работаем со всеми детьми - от 0 до 18-ти. Конечно, лучше всего проходит лечение заболеваний на ранней стадии, у детей до 12 лет. До этого возраста еще сохраняется теснейшая связь матери и ребенка. Потом она несколько ослабевает. Для работы с подростками мы используем другие методы. Но подросткам «мама-терапия» только помогает.

- Значит, мама самый лучший гипнотеизер для ребенка?

- В сущности, да. Ее голос действует на малыша так, как никакой другой.

- А папин?

- Я пытался привлечь к внушению пап, но это оказалось неэффективным. Бабушки по отцовской линии, даже горячо любимые ребенком, тоже не могли ничего добиться. Такой потрясающий гипнотический эффект производит только голос матери. И еще (правда, в гораздо меньшей степени) голос ее матери, т. е. бабушки по материнской линии, ведь у женщин в семье голоса обычно похожи. Обращались ко мне и семьи с приемными детьми. Но на этих мамах моя методика не работает. Того же самого следует ожидать и в случае с генетической матерью, не вынашивавшей ребенка. На глубинном уровне она будет оставаться для него чужой, ведь утроба матери - не такси и не инкубатор.

- Но этот «гипноз» абсолютно безопасен для ребенка?

- Так же, как для него абсолютно безопасна его мама. Можно только с грустью констатировать, что с каждым годом растет число малышей с неврозами, вегетососудистыми дистониями, заиканием, энурезами, функциональными заболеваниями внутренних органов, в основе которых лежат нервные факторы (патологии сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной систем). Сегодня многим дошколятам просто необходима консультация психиатра, но это обычно так пугает родителей! Сложность лечения совсем маленьких детишек заключается еще и в том, что у них возможны совершенно непредсказуемые, парадоксальные, отличные от взрослых реакции на лекарства и психологические вмешательства. А мама как средство лечения - абсолютно безопасна. Малыш постоянно ощущает степень общности с мамой и реагирует на малейшие ее изменения. И нередко - именно заболеванием, как бы призывая: поскорее обратите на меня внимание, исправьте ошибки!

воспитание, дети

Previous post Next post
Up