Хельсинки - столица потерянной колонии.
Финляндия-2011 // Часть 6
Применённое в этом после соотношение сторон фотографий я подсмотрел у
huan_carlos. Кстати, настоятельно
рекомендую его журнал!
1. Осмотр столицы Финляндии я начал прямо с Центрального вокзала, куда прибыл на экспрессе из
Турку. Вдалеке отстаивались местные электрички.
2. А на соседнем пути стояла знакомая по Белорусской железке швейцарская электричка Stadler, в Финляндии именуемая Sm5.
3. «Старички» Sm1-6024 (слева) и Sm2-6094 (справа).
4. Под стеклянным потолком в тупиках стоял один из экспрессов с двухэтажными вагонами, на таком же я приехал в Хельсинки.
5. Выхожу на Привокзальную площадь. Сюда смотрит фасадом Финский национальный театр, перед которым установлен памятник поэту Алексису Киви.
6. Вдалеке громада торгового центра и гостиницы «Сокос».
7. Трамвайное сплетение.
8. Хельсинкский трамвай ходит настолько плавно и тихо, что заслужил зловещее прозвище «тихий убийца».
9. Тесная, как ущелье, плотно, по-питерски застроенная улица носит название Алексантеринкату в честь императора Александра I, при котором в 1809 году Финляндия была присоединена к России, получив значительную автономию и сохранив конституцию.
10. Самым красивым из встреченных на улице зданий я признал дом страхового общества «Похъёла».
11. Это великолепный образец северного модерна с потрясающими скульптурами на фасаде.
12. Улицы прямые, просматриваются на всю длину. Странная скульптура слева - не позвонок кита, как может показаться, а стилизованный петух - символ компании «Фазер», чьё кафе находится там же. Чуть дальше виден памятник поэту Юхану Людвигу Рунебергу.
13. У входа в торговый центр «Клууви» и даже внутри, между магазинами, стоит множество старых техники: трактора, микроавтобусы.
14. Александровская улица выливается на Сенатскую площадь - главную в Финляндии. Во всём великолепии предстаёт Кафедральный собор. Раньше он ещё назывался Никольским в честь покровителя моряков - Святого Николая. В пору строительства храма императором был Николай I, он распорядился поставить на крыше собора фигуры двенадцати апостолов, по примеру Исаакиевского собора в Петербурге.
15. В самом центре главной площади страны установлен памятник русскому царю Александру II. Его постамент окружают четыре фигуры, символизирующие Закон, Мир, Свет и Труд.
16. В 1863 году Александр I даровал финнам автономию, не имевшую прецедентов в Европе XIX века.
17. Всего в одном квартале от Сенатской находится Рыночная площадь, где уже плещутся волны портовой гавани. На недлинном пути сюда мне уже попалось три упоминания о Российских императорах. А здесь среди парусников пришвартована к берегу шхуна «Николай II». Это самый старый корабль в Хельсинки, до сих пор выходящий в море. Его построили в 1903 году, а теперь переделали в
плавучий ресторан на 75 мест.
18. По брусчатке пристани бродят вездесущие чайки, но это не единственные здесь птицы.
19. В самом центре Рыночной площади с высокого обелиска взирает двуглавый орёл. Изначально этот памятник был посвящён посещению Гельсингфорса царственной четой - Николаем I и императрицей Александрой Фёдоровной, поэтому он и называется Стелой Императрицы. В 1917 году русские моряки разрушили памятник, но финны орла сохранили и водрузили на место в 1971 году. Вот такая поразительная любовь к метрополии.
20. От Стелы Императрицы отлично виден построенный в 1868 году на скальном выступе православный Успенский собор.
21. Если встать спиной к людной площади, можно долго наблюдать, как плавно покачиваются в ясном небе мачты романтических парусников.
22.
23. К сожалению, все эти корабли только рядятся под старину. Парусная шхуна «
Линден» была построена в 1992 году на Аландских островах.
24. Гавань возле Рыночной площади, в которой пришвартованы парусники, называется Холерным бассейном. В 1893 году один капитан, приплывший на осеннюю рыбную ярмарку продавать выловленную сельдь, умер от холеры. В результате холерная палочка попала в воду, и охранникам рынка пришлось зорко следить, чтобы корабли не заходили в гавань, а жители не пользовались заражённой водой.
25. С противоположной стороны Рыночной площади пришвартован уникальный в своём роде военный
пароход-маяк, построенный в 1912 году в Петербурге. Сейчас он списан, продан частнику и переделан в ресторан.
26. Вдалеке у пассажирского терминала Катаянокка стоят громады круизных паромов. На переднем плане - «Мариелла», построенная в 1985 году в Турку, ныне курсирующая по маршруту Хельсинки - Стокгольм - Таллин - Санкт-Петербург. Позади «Викинг» постройки 2008 года, вышедший в рейс на Таллин.
27. На острова Суоменлинны по очереди ходят два парома. Туда мне предстояло отплыть на «
Торе». Днище судна имеет специальную форму, позволяющую ему в зимнее время раскалывать лёд на своём пути.
28. На втором пароме, «
Суокки», я возвращался обратно. Это куда большее судно, способное кроме людей перевести ещё два автомобиля, но преодолевать ледяные заторы оно не в состоянии. Сравнивая внешний вид кораблей, трудно поверить, что «Тор» построен в 1992 году, а «Суокки» - аж в 1952-м!
29. Самый живописный из островов по пути на Суоменлинну - Рюссянсаари. На почти голой скале стоит дом и пара аккуратных сараев, есть электричество, подаваемое по подводному кабелю. Название острова можно перевести как Русский, но для обозначения русских в финском языке есть другое слово - «веняйалайнен», а «рюсся» имеет негативный оттенок. Поэтому правильнее было бы назвать его «островом Москалей». За Рюссянсаари виден остров Пикку-Муста, входящий в крепость Свеаборг, куда мы и направимся в следующий раз.