Это отзыв о музыкальном спектакле, премьера которого была сегодня.
Интересно может быть крошечному пересечению двух множеств - тех, кто знает о существовании постановки, с теми, кто это прочтет.
Очень сложно поднять театральную постановку, находясь за пределами профессиональной среды. Это подвиг. И, хотя мне сдается, благодарить там надо одну конкретную женщину, свечку я не держала.
Подозреваю, "ролевые мьюзиклы" - не то, с чем ребята хотели бы сравнения. Но вообще - да, принципиально другое качество. Уже не "только для своих".
Вообще противный этап - полупрофессиональный. С одной стороны очень важно, чтобы все сказали "ты молодец", с другой... ну это же друзья хвалят. Так что я не буду трогать хореографию, которую делали знакомые мне люди. А про остальное скажу честно и с холодным носом.
О главном. Выбор материала решает. Потому что музыка нормальная. (А не сопли-сахар на три аккорда из Муслима Магомаева, которые сами знаете где). Она выигрывает - сложную музыку спеть хорошо легче, чем простую. С другой стороны - она обязывает к некоторым вещам, и они выполнены не были.
Первое - характер исполнения. Это вопрос даже не к артистам. "Он не может это спеть", говорит мне Надя. Нет, может. Его не научили как это делать. И крайний тут - худрук, занятый вокалом. Вообще из четверых певцов справилась только одна барышня (со светлыми волосами). У остальных - внизу или наверху начинается опера. Текст пропадает. Стиль пропадает.
Второе - язык. Переводить мьюзиклы на русский - идиотизм повальный, но все равно - идиотизм. А если не надо привлекать все подряд быдло (на что рассчитывает какая-нибудь Мама Мия в Стейдже), то можно бы и субтитры пустить. Причин хватает. Другая культура написания текстов (переведите текст Битлз на русский и насладитесь). Фразировка (получается вроде "ойма розма роз нема розьме ня"). Качество перевода хромает. Да просто - когда "YMCA" рифмуется на "день" мозг начинает автоматически переводить - и замыкание.
И кроме музыкального материала есть пьеса. Она злободневная, и тема делает кассу. Но сложная. Хотя бы тем, что там в принципе есть ощутимых масштабов драматургия - что для мьюзикла не характерно. Умение так петь, чтобы зал рыдал, не равно умению так же сильно читать монолог. Огромное количество монологов висело на одном солисте, и он их не поднял. Не удивительно, блин. Как верно заметила Надя, это почти моноспекталь. Действительно очень сложная задача даже для профильного артиста (драматического актера то бишь). Причем не ясно - зачем? Других решений можно было найти с десяток. В итоге получилось затянуто и скучно. "Ну пой уже", думаешь ты, сидя в зале. Потому что поет-то как раз убедительно. Понятно поет, трогательно, больно.
Про сценографию, коротко. Выключенный свет разбил спектакль на номера. Это еще сильнее усложнило вопрос с драматургией. И вообще плохо. Решение-восторг - люди, идущие назад, когда артисты едут в автомобиле.
И единственная, но плохая новость про хореографию. Она тут не нужна. Вообще. Музыка не обязывает, сюжет +- обязывает в одном месте - мьюзикл в мьюзикле. Нет циркового аттракциона, как, например, в Ромео и Джульетте. Когда сцену размером со взлетную заполняют бешенной акробатикой. Just cause they can. ТАК, при всем уважении, вы не можете. А еще вам негде. Катастрофически негде.
Здесь же приходит в голову вот что. Интереснее, если бы на вторые роли выходили не те же 4 голоса, а артисты второго плана - ну богаче же звук.
Самое сильное звено - музыканты. Никак не прикопаешься - они вот просто взяли и сделали свою работу хорошо.
Самое слабое звено - звук. Не известно, кривые руки виноваты или аппаратура, но. 100%-но гомогенная каша при попадании голосов и инструментов в одну тесситуру. При этом из колонки потом каши вырывается с такой силой, что со второго ряда хочется бежать с криком в темные закоулки улицы Газопровод. Ну и вообще отстроен звук был так себе.
Главна плохая новость в том, что этот конкретный мьюзикл пока получился скучным. Главная хорошая - в том, что есть готовая работа, и сравнивать ее уже хочется с тем, что лучше, а не с тем, что хуже.
И есть независимая команда. Которая вполне может найти время, силы, деньги и даже мотивацию на то, чтобы продолжить дальше. И вырасти. И найти своего зрителя. И занять место в... в общем, не то чтобы критически затаренной нише.