Небольшой доклад, появившийся благодаря запросу Алекс Д'шель, на тему двойственной природы товара, его вещественности, процессов товаризации и капитализации, товарности услуг, а также решения связанного с ней парадокса стоимости рабочей силы как цены производства услуги, осуществляемой без авансирования капитала.
Click to view
Сегодня мы поговорим о двойственной природе товара, товаризации и товарности услуг.
История понятия товара
Наиболее древние известные нам соображения о двойственной природе товара восходят к трудам греческого философа Ксенофонта. В своих работах он указал, что разные предметы, вступая в обмен, проявляют две разные формы полезности. Первая, потребительная полезность, отражает способность товара удовлетворять потребность непосредственно, при его потреблении. Вторая, меновая полезность, состоит в способности быть обмененным на другой товар, имеющий другую потребительную полезность.
Его идеи нашли развитие в трудах Платона, который изучал обмен как результат разделения труда. При этом он выделял как минимум две причины обмена. Первая - это профессиональная специализация, при которой работник лучше всего производит один вид товара, и поэтому вынужден его обменивать на другие нужные ему товары у других работников. Вторая - это дефицит товаров в одних государствах и излишек других, то есть некоторая географическая дифференциация.
Но наибольшего развития понятие товара достигло у Аристотеля. Он также разделил два способа использования товаров: по назначению (для удовлетворения потребностей) и не по назначению, то есть для обмена на другие товары. Он заметил, что чтобы обмен был возможным, товары должны быть между собой в чем-то соизмеримы, то есть тождественны, и в то же самое время они должны быть принципиально различны, чтобы обмен имел смысл.
Источник равенства товаров он искал в равенстве потребностей, которые они удовлетворяют. Он определял ценность как меру полезности товаров и сказал о ее зависимости от их ограниченности - дефицита или избытка. Однако это не разрешало парадокс, так как тождество в полезности невозможно при качественном различии тех потребностей, которые товары удовлетворяют. Решить эту задачу древнегреческие философы не смогли, так как общественные отношения еще находились на уровне рабовладельческого общества. Стоимость, мера отношения товаров, будет открыта политэкономами после достижения обществом развитой формы товарного производства.
Товар в Капитале
Маркс вводит понятие товара следующим образом:
«Товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая, благодаря её свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности.»
Мы видим, что Маркс начал с материальности товара. Он раскрывает его первую сторону - способность удовлетворять потребность.
«Полезность вещи делает её потребительной стоимостью. Потребительная стоимость осуществляется лишь в пользовании или потреблении.»
Далее Маркс переходит ко второй стороне товара, способности вступать в обмен.
«Меновая стоимость прежде всего представляется в виде количественного соотношения, в виде пропорции, в которой потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода.»
Однако для обмена товары должны быть сравнимы, то есть быть тождественны. Здесь в отличие от Аристотеля Маркс отвлекается от того, какую потребность удовлетворяет товар.
«Если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел, то у них остаётся лишь одно свойство, а именно то, что они - продукты труда.»
Причем этот труд тоже двояк. С одной стороны, труд конкретен - он создает потребительную стоимость. С другой стороны, любой труд представляет собой лишь часть труда вообще, то есть затрату общественных сил и времени. Именно этот, абстрактно-всеобщий труд во всех товарах является тем, что их роднит между собой.
«Вместе с полезным характером продукта труда исчезает и полезный характер представленных в нём видов труда, исчезают, следовательно, различные конкретные формы этих видов труда; последние не различаются более между собой, а сводятся все к одинаковому человеческому труду, к абстрактно человеческому труду.»
Таким образом, именно абстрактно-всеобщий труд, отвлеченный от конкретной потребительной стоимости, которую он создает, является источником стоимости товара. Однако вместе с отвлечением от потребительной стоимости товара мы отвлекаемся и от вещественной стороны самого товара:
«...тавтологией является утверждение, что вещество природы, как таковое, не имеет меновой стоимости, так как оно не содержит труда и что меновая стоимость, как таковая, не содержит вещества природы.»
Товар теперь представляется нам двояко: с одной стороны, как потребительная стоимость, вещественный носитель, способный удовлетворить разные конкретные потребности.
«Их телесные свойства принимаются во внимание вообще лишь постольку, поскольку от них зависит полезность товаров, т. е. поскольку они делают товары потребительными стоимостями.»
С другой стороны, товар есть стоимость, то есть общественные отношения по поводу общественно-необходимого абстрактно-всеобщего труда.
«Наконец, труд, создающий меновую стоимость, характеризуется тем, что общественное отношение людей представляется, так сказать, превратно, а именно как общественное отношение вещей. Лишь поскольку одна потребительная стоимость относится к другой как меновая стоимость, постольку труд различных лиц взаимно относится как равный и всеобщий. Если поэтому справедливо положение, что меновая стоимость есть отношение между лицами, то к этому, однако, следует добавить: отношение, скрытое под вещной оболочкой.
Все более или менее сознают, что отношение товаров, как меновых стоимостей, есть, наоборот, отношение лиц в их производственной деятельности друг для друга.»
Таким образом, хотя сам товар - материален (как и все в этом мире), стоимость как категория общественных отношений к этой материальности никакого отношения не имеет! Физический объект не содержит стоимости - стоимость ему придают существующие в обществе производственные отношения.
«Как потребительные стоимости товары различаются прежде всего качественно, как меновые стоимости они могут иметь лишь количественные различия, следовательно не заключают в себе ни одного атома потребительной стоимости.
От них ничего не осталось, кроме одинаковой для всех призрачной предметности, простого сгустка лишённого различий человеческого труда, т. е. затраты человеческой рабочей силы безотносительно к форме этой затраты.»
Потребительная стоимость
Давайте сначала вернемся к потребительной стоимости товара. Как пишет Маркс, вещь полезна, если способна удовлетворять потребность «непосредственно ли, как жизненное средство, т. е. как предмет потребления, или окольным путём, как средство производства».
Уже тут мы вводим два разных класса потребительных стоимостей: одни удовлетворяют потребности при потреблении в процессе труда, изготовления товаров; другие составляют жизненные средства, потребляемые вне труда, то есть для воспроизводства рабочей силы.
При этом сама потребительная стоимость осуществляется лишь в пользовании или потреблении. Товар полезен не сам по себе, а исключительно как средство для удовлетворения какой-то потребности. Ожерелье украшает, еда насыщает, инструмент облегчает труд, одежда согревает, морозильная камера замораживает - потребительная стоимость есть тот эффект, который получен при ее потреблении. Маркс обозначал это так:
«В качестве потребительной стоимости товар действует как причина. Пшеница, например, действует в качестве продукта питания. Машина замещает труд в определенных пропорциях. Это действие товара, благодаря которому он есть только потребительная стоимость, предмет потребления, можно назвать его услугой, которую он оказывает как потребительная стоимость.»
Иными словами, содержание потребительной стоимости товара не в том веществе, из которого он состоит, а в том, каков будет результат его потребления. При этом потребление товара возможно как после изготовления, так и напрямую в процессе производства.
Благо, которое потребляется в процессе производства, мы называем услугой. Как и товары, услуги можно условно разделить на производственные, выступающие источником средств производства, и потребительские, выступающие источником жизненных средств.
Товаризация и капитализация
Маркс пишет, что хотя любой товар должен быть потребительной стоимостью, но не всякая потребительная стоимость имеет трудовое происхождение.
«Вещь может быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда её полезность для человека не опосредствована трудом. Таковы: воздух, девственные земли, естественные луга, дикорастущий лес и т. д.»
Если вещь не опосредована трудом, то она не может быть стоимостью. Однако мы сплошь и рядом видим, как такие вещи вступают в обмен, то есть становятся меновыми стоимостями. Это происходит благодаря товаризации: не создаваемая трудом потребительная стоимость обретает ту же величину стоимости, что и представленная на рынке равная ей потребительная стоимость того же рода, создаваемая трудом. Товаризируются и дары природы, и предметы искусства, и человеческие отношения.
Особой формой товаризации выступает капитализация. Товар может удовлетворять потребность не только как жизненное средство, но и как средство производства - то есть как источник обогащения. Например, земля, которая не создается трудом, может быть использована в производстве для получения дохода. В этом случае она является такой же потребительной стоимостью, как и другие средства производства - оборудование, материалы, рабочая сила. Ее меновая стоимость будет соответствовать стоимости других средств, которые приносят аналогичный ей доход, но произведены трудом.
Одним их последствий товаризации и капитализации становится конкуренция за ресурсы между сферами производства и потребления. Например, участок в крупном городе, находящийся у проходного места, может быть потреблен двояко: как место для жизни или под коммерческое помещение. В этом случае его стоимость установится согласно тому доходу, который он может принести. Это зачастую приводит к тому, что продукты небольших затрат труда оказываются недоступно дороги для трудящихся, не имеющих капитала в частной собственности, и выпадают из потребления. Недавно мы наблюдали этот процесс на примере игровых видеокарт, которые скупались для майнинга.
Вещественность товара
Благодаря товаризации товаром может быть не только продут труда, но и любая вещь, выступающая потребительной стоимостью и вступающая в обмен. Но что насчет вещественности? Маркс пишет о товаре как о вещи, но тем не менее мы говорим только о двойственной, а не тройственной природе товара.
Вещь - это некоторый материальный, или как мы еще говорим физический объект. Этот объект прежде имеет всего некоторую протяженность в нашем трехмерном пространстве. Но является ли он вечным и неизменным? Нет, любое физическое тело - это взятое в ограниченном пространстве и промежутке времени движение и изменение. Любой товар тоже имеет свое время существования как товара, более длинное или более короткое - в зависимости от протекающих в нем процессов.
Необходимость работы с протяженными во времени и в пространстве материальными объектами получила наибольшее развитие в современных системно-инженерных дисциплинах. Для обозначения таких объектов не на конкретный момент, а на всем промежутке их существования, сформировалось устойчивое понятие 4D-экстента.
Приобретая товар, вы покупаете не просто вещь в моменте, а локализованный динамический процесс вместе с его оставшимся до потребления временем. Грубо говоря, вы покупаете не просто видеокарту, а «четыре года игр в топовые игры».
Соответственно, товар как вещь представляет такой 4D-экстент, в жизненном цикле которого этап производства переходит в этап потребления, в котором он осуществляется как потребительная стоимость. Услуга представляет аналогичный 4D-экстент, но у нее этап потребления во времени и пространстве совмещен с этапом ее производства.
Четкой границы тут нет и быть не может: покупка просмотра фильма в кинотеатре, на диске или в стриминговом сервисе по сути являются приобретением одной потребительной стоимости с небольшими отличиями, и ее потребление имеет вполне физические параметры протяженности как в пространстве, так и во времени. Столь же условны границы между покупкой машины или ее арендой по подписке, между покупкой продуктов, готовой еды или ужином в ресторане, между приобретением робота-пылесоса или услуг горничной.
Освобождение труда через товарный обмен потребительными стоимостями
Куда важнее граница между производственными и потребительскими товарами. Вступление потребительных стоимостей в обмен создает разделение труда, при котором часть людей на все свое время или его часть освобождается от производства жизненных средств и получает возможность заниматься производством средств производства.
Такой обмен и освобождение может происходить как в форме товаров, когда часть населения выращивает еду, а другая трудится в промышленности, так в форме услуг, когда работники сферы обслуживания берут на себя прямое удовлетворение потребностей работников других сфер, в том числе сферы производства.
Именно рост доли освобожденной от производства жизненных средств рабочей силы, то есть снижение доли стоимости рабочей силы в производимой обществом стоимости, является мерой развития производительных сил.
Развитие производительных сил
А что является источником такого развития? Производительные силы - это совокупность доступных (освоенных) природных ресурсов, орудий труда, технологий по их использованию и рабочей силы, владеющей навыками и знаниями для их применения.
Общество осуществляет развитие производительных сил в двух направлениях. Во-первых, это расширенное производство средств производства, которые включают в себя орудия труда, предметы труда и технологии. При их производстве осуществляется потребление производственных услуг и товаров, то есть таких, потребительная стоимость которых воплощается «окольным путём, как средство производства».
Во-вторых, это расширенное производство рабочей силы, которое включает в себя не только увеличение ее численности, но и прежде всего ее обучение, освоение знаний и навыков. А здоровый, обученный, отдохнувший, мотивированный работник является продуктом оказания потребительских услуг - напрямую или через самостоятельное потребление потребительских товаров, то есть тех, которые мы называем жизненными средствами.
Рабочая сила и ее стоимость
Давайте определим, что такое рабочая сила? Это особый товар. Мы определили товар как вступающую в обмен вещь (4D-экстент), который является продуктом труда и потребительной стоимостью. При этом стоимость товара определена общественно-необходимыми затратами труда на его производство.
Рабочая сила, или способность к труду - это особый товар, потребляемый в процессе труда, потребительная стоимость которого состоит в способности производить стоимость.
А чем определена стоимость самой рабочей силы? Как и для всякого товара, эта стоимость равна общественно-необходимым затратами труда на его производство. Рабочая сила производится при потреблении жизненных средств, т.е. потребительских товаров и услуг, стоимость которых при потреблении переносится на нее. Соответственно, ее стоимость и состоит из стоимости этих самых жизненных средств - то есть стоимости потребительских товаров и потребительских услуг.
Если при потреблении услуг (как и других товаров) их стоимость переносится на рабочую силу, то это означает, что при их производстве эта стоимость создается, и она определяется (как и для любого товара) продолжительностью общественно-необходимого для оказания услуги труда.
В процессе труда по оказанию услуги тоже потребляется рабочая сила, стоимость которой определена, в свою очередь, общественно-необходимыми затратами труда на ее воспроизводство. Разница между стоимостью услуги и стоимостью воспроизводства рабочей силы, оказывающей ее, составляет прибавочную стоимость, производимую в сфере услуг. Политэкономия этого процесса ничем не отличается от политэкономии любого другого товара.
Рабочая сила как услуга рабочего?
Но тут нас подкарауливает страшная опасность. Из-за угла на марксистов выскакивает пронырливый либерал, и задаем им каверзный вопрос:
«Капиталист не покупает никакой рабочей силы! Он покупает у рабочего обычную услугу по манипулированию станком или трактором. И как любой товар, эта услуга обменивается по своей стоимости. Шах и мат, марксисты, нет никакой эксплуатации!»
Этот аргумент ставит в тупик большое число начинающих марксистов, которые от ужаса вскрытого парадокса теряются и впадают в махровую физиократию, причитая, что их обманули, и что услуга - это вовсе никакой не товар, и что они так вообще не играют!
Но тех марксистов, которые дочитали до третьего тома Капитала, так просто не проведешь. Дело в том, что они знакомы с понятием органического строения капитала и законом выравнивания прибыли при капитализме. Давайте и мы их вспомним.
Если у нас на рынке работают два капиталиста, которые авансируют одинаковое количество переменного капитала (v), то они будут производить одинаковое количество прибавочной стоимости (m). Но будут ли они получать одинаковую прибыль (s)? Нет!
Помимо переменного капитала, они должны авансировать еще и капитал постоянный (c). Если второй капиталист авансирует больше постоянного капитала, чем первый, то у него более высокое органическое строение капитала (более капиталоемкое производство). Допустим, с учетом постоянного капитала он авансирует в два раза больше капитала, чем первый капиталист.
Если бы он получал прибыль, равную созданной прибавочной стоимости, то его норма прибыли (s / (c + v)) была бы в два раза ниже, чем у первого капиталиста. В этом случае капитал начнет перемещаться из второй отрасли в первую до тех пор, пока в первой не увеличится предложение, что приведет к падению цены продажи и прибыли, а во второй - вместе с понижением предложения цены и прибыль вырастут. Этот процесс назван Марксом процессом превращения форм: стоимость на рынке превращается в цены производства товаров, и товары обмениваются по ценам производства.
Этот процесс будет продолжаться, пока в каждой отрасли не установится одинаковая прибыль на одинаковый капитал, то есть прибыль второй отрасли не превысит вдвое прибыль первой. В результате действия этого закона товары первого капиталиста будут продаваться по ценам ниже стоимости, а товары второго - выше стоимости. Часть прибавочной стоимости, производимой первым капиталистом, будет присвоено вторым. Теперь на равный объем капитала получена равная прибыль. Так работает закон выравнивания нормы прибыли.
Давайте теперь рассмотрим хитрый пролетариат, который продает услугу «манипулирования станками». Эти работники трудятся и производят стоимость равную затратам труда, превосходящую стоимость жизненных средств, нужных им для воспроизводства. Но получат ли они всю эту стоимость полностью?
Нет! Пролетариат тем и отличается от капиталистов, что не имеет капитала в своей собственности. Он не авансирует никакого капитала, ни постоянного, ни переменного. По закону выравнивания прибыли на свой авансированный капитал, равный нулю, он получит ровно нулевую часть прибыли, то есть вся произведенная им прибавочная стоимость ему не достанется! Она будет присвоена капиталистами - а он получит лишь эквивалент стоимости своего воспроизводства, то есть его заработок будет равен стоимости его жизненных средств - стоимости товара «рабочая сила».
Именно так, через закон выравнивая нормы прибыли, раскрытый в третьем томе, мы приходим к доказательству исходного утверждения, изученного нами в первом томе: пролетарий получает за свою рабочую силу ее стоимость, которая ниже создаваемой его трудом стоимости, так как он лишен капитала (собственности на средства производства). На капиталистическом рынке рабочая сила оказывается тождественна услуге, произведенной с нулевым капиталом. Более того, теперь понятно, почему разный «аутсорсинговый» надомный труд по изготовлению материальных деталей экономически тождественен продаже рабочей силы.
Парадокс разрешился, но теперь мы понимаем конкретный рыночный механизм, через который капитализм воплощает этот закон и порождает эксплуатацию труда.
Остается только сказать: воистину, кто не понял третьего тома капитала, тот не понял до конца и первого!
Краткие итоги
1. Товар - вещь (4D-экстент), имеющий двойственную природу:
1.1 Потребительная стоимость - через способность удовлетворять потребность
1.1.1 Потребность прямая (средства жизни)
1.1.2 Потребность опосредованная (средства производства)
1.2 Меновая стоимость - через вступление в обмен
2. Тождество товаров - в том, что они являются продуктом труда
2.1 Конкретного, создающего потребительную стоимость (получаемый при потреблении эффект)
2.2 Абстрактно-всеобщего, создающего стоимость - общественное отношение
2.2.1 Величина стоимости определяется средней продолжительностью общественно-необходимого труда для его производства
3. В развитом товарном производстве товаром становится все, что вступает в обмен, даже не будучи создано трудом (товаризация и капитализация), по стоимости аналогичной потребительной стоимости.
4. Услуга - товар, время потребления которого включено во время его производства.
5. Потребительские услуги, как и товары, составляют стоимость рабочей силы.
6. Работник сферы услуг, как и наемный рабочий, при капитализме создает, но не получает созданную прибавочную стоимость, так как не авансирует капитал, в пропорции к которому распределяется прибыль.
Зарплата пролетариата, равная стоимости его воспроизводства, тождественна цене производства услуги, производимой пролетариатом - ее мы и называем рабочей силой.