обнаружился более чем подходящий прототип, кованая сталь, причем машина изготовлена той же самой фирмой, что строила машины Можайскому.
К сожалению нашлось только две фотографии. Но эта машина уцелела до наших дней и хранится в одной из
английских коллекций исторической техники.
Одноцилиндровая машина двойного действия, ход поршня 3,5 дюйма, диаметр 3 дм, вес агрегата 110 фнт., 5 л.с. на одной стороне маховик на валу, с другой стороны смонтирован редуктор 5,5:1. Уже из этих цифр понятно, что вес пары шестерен никак не может быть 22,2 кг. Более важно, что можно оценить размеры шестерен и высоту и ширину зубцов.
Машина является одним из первых двигателей, построенных для аппарата тяжелее воздуха и это интересная история сама по себе. Был такой в Великобритании типичный джентльмен викторианской эпохи
Эдвард Фрост. Сей Фрост был помещиком в Кембриджшире, там же он был заместителем лейтенанта графства и мировым судьёй, обширные связи в высшем свете. Кроме того, он был видным животноводом (овцы и лошади), спортсменом итд итп. В 1915 г. он предложил себя добровольцем на фронт. Короче, полный набор достоинств.
Среди интересов Фроста была и авиация. Он даже умудрился стать председателем Аэронавтического Общества Великобритании в период его упадка. Фрост построил орнитоптер с упомянутым паровым двигателем. Строил он его в первой половине 1870-х, где-то к 1877 г. достроил. Выглядело так (можно наблюдать и самого Фроста на аппарате):
От машины был ещё привод на заднюю ось колес, по плану аппарат должен был набирать скорость на земле, махая крылами, в результате чего ожидался взлёт... Уж я не знаю, что было в контракте между малюсенькой фирмой "Арбеккер, сын и Хамкенс" и Фростом, но в итоге Фрост обвинил этих натурализовавшихся в Англии немцев в том, что они поставили ему слишком маломощную машину. И подал в конце 1870-х на фирму в суд, и ославил их в самом Аэронавтическом обществе, членом которого Арбеккер-старший состоял... По мнению Фроста с мощностью в 25-30 л.с. и, видимо, с тем же весом машины, аппарат непременно бы взлетел. Арбеккер, конечно, обалдел. И подал встречный иск, поскольку Фрост не оплатил им все эти рычаги и балансиры привода, которые изготавливали тоже эти немцы. Бодались они до конца 1886 г, дело дошло даже до Высшего Королевского суда (Supreme Court of Judicature). Естественно, немцы проиграли, они к герцогам были отнюдь не вхожи. В итоге, ублюдок Фрост Арбеккеров разорил и довёл до банкротства, которое и состоялось в декабре 1887 г. Из 817 фунтов 3 шиллингов необеспеченного долга Арбеккеров 377 фунтов 19 шиллингов 3 пенса они были должны Фросту. Инженерией Арбеккер не бросил заниматься, но на старом месте под старым брендом фирму ему пришлось полностью свернуть и, судя по патентам, дальше он был больше занят водопроводами, чем машинами. Придурошный Фрост уже в начале ХХ века построил ещё один орнитоптер с мотоциклетным ДВС 3 л.с. и утверждал, что на соотв. фазе взмаха крыльев агрегат подпрыгивал...
Арбеккеры были протестантами, по протестантской этике банкротство это признак нелюбви Бога за какие-то грехи, нечто типа плохого знака... Т.е. Фрост своими идиотскими идеями просто походя, в развлечение, серьёзно испортил людям жизнь. Кстати, это полностью разбивает встречающиеся у нас утверждения, что, мол, англичане "обманули" Можайского и в нарушение договора между ними опубликовали сведения о его машинах. Да на хрен фирме, пребывающей в серьезной судебной тяжбе, нарушать ещё один договор? Можайский сам был заинтересован в этой публикации в престижном журнале The Engineering. Он эту статью использовал как аргумент в России.
Ну, а редуктор теперь элементарно рассчитать, особенно если принять указание из справочника Hutte о том, что тогдашняя кованая сталь в три раза прочнее чугуна.
__________________
Руки прочь от коммунизма в России!