И вновь репост абсолютно
волшебного и познавательного очерка expellearmus.
Её наблюдения об Индии заслуживают всяческого внимания. Причём не только любителей ролевых игр, но и культурологов, философов и востоковедов. [..а я опять разбавлю текст картинками, ибо.. ;Ъ]
Студенты, ау! Вам на заметку.
ВАРНЫ
Говорят - не бывает Ведических и Неведических времен.
Любые времена - Ведические. Не вдаваясь в особенности индийской космогонии, широко заимствованной разными блаватскими и сторонниками арийского превосходства (везде все переврано), можно остановиться на одной из причин всеобщего постоянного упадка: она весьма популяризирована и, в общем, ничем не грозит читателю, если только он не зануда.
Причина такая: мир цикличен, и за золотым веком (Сатья- или Крита-юга) приходит серебряный (Трета-Юга), потом медный (Двапара-юга), потом железный (Кали-юга), металлы или материалы могут поэтически варьироваться. Потом Апокалипсис. После него следует Ночное Время, когда ничего нигде нет, мир отдыхает, и потом все начинается сначала.
Основа этого в том, что Бог или Вселенная вечны, но отнюдь не неизменны.
Это коловращание времен находит свое выражение в пятитактовом двигателе, первый ход которого рабочий (даются основные нравственные установки и представление о благодати), потом идут затухающие колебания, последний ход тайный, скрытый, невидимый, пустой.
Соответственно, в каждой последующей из эпох внутри цикла понимание истины и нравственность уменьшаются, а невежество растёт. Конец цикла должен ознаменоваться появлением Калки, одной из аватар Бога, очищающего мир (очень велико искушение сравнить его с Антихристом - именем очищающего огня в последнюю, наиболее невежественную эпоху).
Древний бог Шива в одной из форм имеет пять лиц, четыре из которых обращены на разные стороны света (у каждой своя философия), и пятый смотри в небеса, и никто не знает, что там намалевано.
Соответственно, четыре видимых «века» названы четырьмя Югами (эпохами или в прямом переводе «ярмом»), пятая - пустая, она называется Великой Ночью Брахмы или Пралайей (растворением). С точки зрения науки это гибель известной Вселенной. Потом - в другом Дне Брахмы - на её месте будет что-то иное, или жизнь возникнет в следующем месте.
Есть очень много установлений в древних источниках (напр. Шримад-Бхагаватам, Шива-пурана и проч.), как вести себя бедным людям в эпоху Кали-Юги, если с ними произошло такое несчастье: воплотиться в тёмные времена.
Например, роль религии будет так слаба, что сведется к постоянному повторению изветшавших ритуалов, не несущих освобождения духа, так что больше толку принесет Музыка. Всем будет наплевать на Мировые Законы, так что равновесие четырех столпов общества повсеместно будет разрушено - поэтому не стоит смотреть на царя/вождя/руководителя как на мудреца или защитника. Так было лишь в Золотой век, теперь там наверняка сидит хозяйственник (торгаш) или наемный рабочий. В поисках удовольствий и наживы люди станут лезть на чужие места, убивая своих героев и мудрецов (изначально заточенных под Правление).
Поэтому Добро в мире уменьшится до одной четверти своего изначального объема, кругом воцарится раздор, наёбки и халтура, люди будут есть что придется и станут жить максимум по 100 лет. Что делать, чтобы не было так мучительно больно? Брахманы должны не прекращать творить свои молитвы и продолжать жертвовать своей жизнью во имя истины. И если тебя дорога твоя душа - смотреть ты будешь на такого брахмана, а не на "удачливого торговца Колю".
Четыре столпа общества - это и есть варны, знакомые нам по более поздним отражениям в «сословиях».
Варна («цвет») - ступень эволюционного или духовного развития (а не социально-обусловленная рождением ниша, как Каста [= инд. Джати]), которая требует от стоящего на ней человека соблюдения «дхармы» или закона.
Дхарма - это, так сказать, «удел».
Варну нельзя подделать, хотя в эпоху смешения всего есть вероятность принять одно за другое.
Варны делятся на четыре класса:
1. Брахманы - изначально жречество, гуру, аскеты, подвижники, учителя мудрости, толкователи священных текстов, ответственные за связь человека с Богом.
В широком смысле слова это Люди Знания, некая подлинная Интеллигенция, куда могут относятся поэты, философы, иногда ученые, и определяющим фактором принадлежности к варне будет выступать Бескорыстие.
Брахманы принимают и дают пожертвования. И всё.
Они никогда не станут учить кого-то на фиксированном окладе, писать на заказ (врать) за вознаграждение, давать платные консультации, брать деньги за иные свои услуги. Брахман не оказывает «услуг», потому что его дхарма - всегда помнить о Боге и славить его своей деятельностью.
Слава, деньги и даже репутация их не интересуют. Их интересует поиск, сохранение и передача истины. Не тайненького знания, а тех добродетелей, без которых мы не имеем права называться людьми. Тех добродетелей, которые делают нас богоподобными.
Жить в мире попранной истины Брахман не может, и его удел - кричать об этом, как умеет, либо отдать свою жизнь за правду (допустим, А.Мень).
Возникает простой вопрос: как прожить? Как живут Брахманы в современном мире, если они не главы тоталитарных сект и религиозных институтов?.. Ответ: никак.
В Кали-Югу они почти вывелись, а те, кто главы тоталитарных сект с многомиллионным оборотом - не настоящие. По давнему предупреждению в Кали-Югу люди перестанут поддерживать брахманов, потому что полностью сменится парадигма общества. Какую-то власть ещё будут иметь силовики, но главной ценностью окажутся Деньги, починившие себе даже силовиков.
Основной определяющий признак, что перед вами Поддельный Брахман: невежество.
Второй: своекорыстие. Брахманы - это Голова Общества, а голова должна быть чистой)).
2. Кшатрии - воины, защитники, герои, военизированные смелые последователи и естественные Правители, перевод слова क्षत्रिय - kṣatriya - «защита от боли». Единственная варна, дающая Царей. Это Руки Общества, которые должны быть милостивыми и щедрыми, а не гребущими под себя - а также, когда надо, дающими отпор, чтобы защитить зону своей ответственности.
Одна из задач Кшатрия-Руководителя - перераспределение средств.
Подавляющая их часть, попадая к нему через налоги или иным образом добытые военные трофеи, должна отходить к нуждающимся, а себе он оставляет необходимую малость на новые доспехи и слона. Такая постановка вопроса делает его счастливым.
Кшатрий - воин, и не склонен копить добро.
Основное призвание Кшатрия - умение занять людей практическим, преданным служением той или иной Брахманической идее.
Брахманы не умеют организовывать такие процессы, зато они умеют советовать.
Поэтому другое призвание Кшатриев - защита (поддержка) Брахманов.
Изумительно, как наши современные правители и нац.группировки, тоже прочитавшие в интернете о Ведах, играют в ролевую игру «Я Кшатрий!»
Они очень громко защищают коррумпированных брахманов и их идеи - например, выпады против геев, разврата, оскорбления чувств верующих, раннего возраста согласия, национальной чистоты и усыновления за границу, обзывают часть населения «хачиками» и жертвуют суммы на восстановление/постройку храмов.
Это защита Брахманов, да. Но не тех (см. невежество и своекорыстие).
В положении о дхарме есть целая фраза: «Защита Брахманов, Женщин, Стариков, Детей и Коров».
Это значит, что если ты отказываешь женщине в превосходящих тебя качествах, готов убить ребенка-гея или постоянно просишь дешевой колбасы - брахмана и старика ты тоже не защитишь, только осрамишься. Про коров и вовсе нет речи.
Мы узнаем Кшатриев в идеальном представлении о Дворянстве - «ничто мне не по вкусу, кроме славы».
Им свойственно представление о правильной иерархии, и сами они умеют подчиняться тому, что авторитетно. Это значит, что над королем Артуром всегда стоит мудрец Мерлин, и лучше б они дружили. Мудрец (чародей) и Рыцарь - лучшая пара мировой литературы. Если Брахманы создали основы теологии, то Кшатрии создали всю эпическую литературу, или хотя бы её вдохновили.
Основной определяющий признак, что перед вами Поддельный Кшатрий:
он трусоват (и поэтому, скорее всего, он также лжец). Второй: он жадный.
3. Вайшья - это изначально скотоводы, земледельцы и торговцы, однако в широком смысле это Хозяйственники. Те самые крепкие хозяйственники, без которых не мыслится ни одно государство, и которых современный русский народ постоянно хочет видеть в президентах и губернаторах, а играющие люди - в мастерах (потому что под вайшьей тепло и сыто).
Однако Вайшья ничего никогда не отдает: его задача копить и приумножать, раскручиваться, зарабатывать, огораживать, сохранять потомкам, к которым он очень привязан. Поэтому изъять что-то из него можно только с помощью справедливого налога.
По древним индийским воззрениям это последняя из свободных варн, допущенная к «рождению в духе» - особому
ритуалу Второго Рождения, дающему право на брахманическое знание (ношение священного шнура упавиты, дающее право называться
«Дваждырождённым»).
Вайшью называют Желудком Общества, а сами себя они зовут Успешными или Деловыми Людьми.
Только отблески брахманического знания и большая добродетельность жизни делают вайшью тем, для чего он создан: рачительным хозяином, созидателем, хранителем основ общества, передающим своим потомкам уважение к Священной Мудрости и Чужому Героизму. В ином случае мы будем иметь беспринципный денежный мешок, который плевал на всё, что не купил.
Вайшья куда более просты и понятны нам сегодняшним.
Удел вайшья - удовлетворять требования кшатриев, которые гарантируют им безопасность и процветание и защищают от обвала мировой биржи с помощью введения войск на территории стран третьего мира. Да и себя не забывать.
Пафос и области ответственности этой варны гораздо ниже, поэтому мало кто из непомерной гордыни станет подделываться под вайшью. Скорее всего перед нами то, что мы и видим. Но амбиции самих вайшья весьма и весьма высоки. Именно поэтому большинство современных чиновников и мифическое Мировое Правительство (если б оно существовало) - именно вайшья.
Современная политика - это бизнес.
Тем не менее, Основной определяющий признак, что перед вами Поддельный Вайшья:
он хронический растратчик. Второй: он аскет.
4. Шудра - наёмные рабочие на предприятиях и в огородах Вайшья, труженики моря, люмпен-элемент, лишенный частной собственности и Своего Дела. В каузальном, так сказать, понимании.
Единственная их реальная собственность - это физическое тело и его возможности.
Они, разумеется, могут быть актерами, корректорами, моделями, солдатами, грузчиками, адептами сект (распространять литературу), сезонными работниками в политических избирательных компаниях (считать голоса и клеить рекламу), офисным планктоном и учителями средних школ. Трудолюбие, память, умение повторять заученное, ставка на реальное ремесло, которого у них никто не отнимет, некоторая всеядность - это их яркие качества.
Шудра представлены широким социальным спектром в наших городах. Бесполезно говорить с шудрой о принципах, добродетелях, героизме, подлинной силе искусства и прочих материях. Шудра - потребитель. Он хорошо знает собственную личную выгоду, которая помогает ему выжить. В процессе потребления шудра льёт воду на чьи-то мельницы или производит некоторый конкретный продукт.
В Высшем своем выражении - это честный труженик, от которого много и не ждут.
В низшем - криминальные низы любого социума, куда шудра попадает, если удача отвернулась.
Шудра может быть очень хорошим человеком. Но, к несчастью, у него отсутствует умение отличать добро от зла. У него нет нюха на подлинность чего бы то ни было, идет ли речь о знании, служении, фото с летающей тарелкой, жизненной цели или благе. Поэтому бедных шудр постоянно наебывают ушлые вайшьи, а заработанное на них бабло тратят на устранение неподкупных Кшатриев. Что до подкупленных - то все мельчает в наш унылый век)).
Прикинуться шудрой может только настоящий брахман, чтобы явить моральную истину или подвижничество:-).
***
Каждая варна определяется не только собственным пафосом существования, но и тем, что неприемлемо для её представителя.
Так, Кшатрия пугает утрата чести, вслед за чем следует неминуемая утрата власти, это варна Благородства (2-е сословие). Опозоренный кшатрий - это фактически мёртвый кшатрий (самураи довели до предела этот постулат).
Вайшью пугает нищета, разорение и удар по его привязанностям (3-е сословие мещан, нынешний «средний класс»). Банкир Данглар и прокурор Вильфор, описанные Дюма в «Графе Монте-Кристо» - именно этот тип, и расправился с ними мстительный Граф точно по законам их варны (утрата всех денег и всей семьи соответственно).
Утрата чести тут - небольшая производственная травма, но на деле такого понятия как Честь в ценностном словаре вайшья нет. Любимый мотив Злодея из современного боевика - плати или я вырежу твою семью. И заложники платят, и теряют, и пытаются как-то выкарабкаться, пока мы на них смотрим.
Поведение Кшатрия в такой ситуации - собственная смерть (голодовка, самоубийство, гибель в драке), чтобы было некого шантажировать. Принять ставку на своих родных - это совершенная потеря Чести и Лица. Неподдельные Кшатрии не торгуются, и после вырезания кшатрийских детей оставлять их самих в живых очень страшно.
Поведение монаха-брахмана, в общем, тоже можно представить - хотя в современном мире такого в заложники не возьмут: нечего брать, мудрец не имеет ценности и капитала, разве что кто-то за него впряжется (про членов Священного Синода говорить не будем - там недетские миллионы, так что все возможно).
Шудру пугает физическое насилие, потому что единственная ценность, которая у него есть - это его тело, его Руки. Тотальное мочилово в кино, особенно когда бьют женщину - это развлекуха для данной варны, как бы мы о том ни сожалели.
А чего боится брахман?
Брахмана не надо бить или угрожать ему потерей влияния.
Его достаточно обвинить в нечистоте. Что у него нет нужных качеств знания.
_________________