Продолжаем обзор Таймпанковских поджанров.
По большей части в
предыдущем посте было описано всё основное. И вот -
...наконец, любимый мною «Ретропанк» (Retropunk)
просьба не шуметь - да это мой собственный термин, не нашедший пока широкого признания.
Фаны всё же предпочитают использовать термин
«дизельпанк» (dieselpunk) -
http://www.mirf.ru/Articles/art552.htm ![](http://thoughtmenagerie.files.wordpress.com/2008/01/24a7de3c-ae1c-407c-b68e-bc704562c4fa.jpg)
Термин появился при создании компьютерной РПГ "Children of the Sun".
Яркая экранизация в духе - "Небесный капитан и мир будущего".
![](http://www.film.ru/img/afisha/WTMRW/450/12.jpg)
Если классика пароПанка оперирует рубежом 19-20 века, то мир дизельпанка - рубеж Первой и Второй Мировой войны (георгианская Британия). Иногда - чуть позже.
Вот почему я лично всё же использую термин "Эстетика Ретропанка" - то есть условные фантастические технологии в интервале примерно между 1914-м и 1955-м...
В качестве яркого примера ретропанковской антиутопии отсылаю к фильму Терри Гильема "БРАЗИЛИЯ" ("BRAZIL") (1985)
![](http://farm2.static.flickr.com/1316/771572831_b891ce7e8c_o.jpg)
![](http://www.ooyay.com/pics/brazil/PDVD_000.jpg)
![](http://gmtabyakt.files.wordpress.com/2009/04/distopian-movie-brazil1.jpg)
![](http://tcmmoviemorlocks.files.wordpress.com/2008/12/brazil.jpg)
А в качестве яркого "ретро-киберпанка" смотрите польско-японский "АВАЛОН" (Mamoru Oshii, 1998)
![](http://www.cyberpunkreview.com/images/avalon08.jpg)
![](http://www.cyberpunkreview.com/images/avalon01.jpg)
![](http://www.cyberpunkreview.com/images/avalon10.jpg)
![](http://imcdb.org/images/175/037.jpg)
Так что если видите/читаете о герое в противогазе и кожаной курте, с люгером-парабеллумом в руке, который что-то строчит на клавиатуре а ля
печатная машинка Смит-премьер, впиваясь взором в лупу монитора а ля телевизор "КВН-49", и всё это на фоне серо-бетонных небоскрёбов, между которыми снуют дирижабли -
это он, Дизельпанк,
или - если угодно - РетроПанк...
см.
http://community.livejournal.com/dieselpunk/ * вот, к примеру, типичный дизельпанковский компутер
![](http://blog.makezine.com/ElectriClerk.jpg)
Рабочая модель, к слову! -
http://www.ahleman.com/Props/ElectriClerk.html Так же как ПароПанк имеет предтечи в лице Верна, Уэллса, Твена, По и Конан Дойля, так и ДизельПанк основывается на эстетной и наивной фантастике двадцатых-тридцатых.
В одном только СССР имеется несколько ярчайших представителей жанра, чья экранизация сейчас была бы ох как актуальна -
это и Замятин ("Мы"), и Беляев ("Звезда Кэц", "Голова Порофессора Доуэля", "Светопредставление" и пр.), и Булгаков ("Роковые Яйца", "Собачье Сердце")...
Или художественные работы того времени к обычным пафосным соц-романам, типа того же "Сильнее всех" (Л. Савельев, 1932)
http://markiza-vera.livejournal.com/424253.html Впрочем об этом лучше отдельным постом.
А в целом о поджанре можно сформулировать так:
для него характерны
* пафосность общества, гигантизм в конструкциях, много плакатов и слоганов;
![](http://www.ottens.co.uk/gatehouse/images/dieselpunk/Dirty_work_by_hunterkiller.jpg)
* максимальный социализм на словах (да-да! даже в западной фантастике) при изрядном расслоении общества на самом деле;
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/001kt9fe)
![](http://blog.templates.com/wp-content/uploads/2008/06/122223_1198605257_large.jpg)
* персонажи в милитаризированном покрое одежды (мужчины и женщины - в лучших традициях межвоенного периода);
![](http://www.costumes.org/HISTORY/20thcent/1930s/chicagowool/model137.jpg)
* полицейский надзор
![](http://www.isotx.com/wordpress/wp-content/uploads/2009/02/fallout3.jpg)
* военная машина забирает бОльшую часть госбюджета;
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/001khq5x)
* Наука тоже работает ради военной мощи державы
![](http://farm3.static.flickr.com/2163/2067168601_8783b495ee.jpg)
* машины производственные работают везде и неприкрыто
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/001ksgpq)
* вообще - это не машины служат человеку. Это человек - обслуживающий персонал для машин. (внимательно посмотрите оригинальный "Метрополис" 27 года! Того стоит)
![](http://pics.livejournal.com/tarrantry/pic/004rqg16)
![](http://lh5.ggpht.com/_hVOW2U7K4-M/STdnXpsrOxI/AAAAAAAAuFE/mzh-SV1rn2g/s640/er6y4t5ehgfnsfg.jpg)
* эстетика - ампир с конструктивизмом. Но в целом -
Industrial: торчат трубы, стеклянно-бетонные конструкции...
![](http://www.ljplus.ru/img4/g/o/gogi03/_1.jpg)
* статуи пролетариев украшают парки, скверы и производственные интерьеры...
![](http://lc6t0g.blu.livefilestore.com/y1pKw1pRceoFxd49kJFietrWKmOUEes-AYcKH8MpZiSIJv5tzVNSfmNchKCq3DTBJhOix6TOg3EERHqwG4lfoZ2BQ/Revolution_by_stefanparis_cr.jpg)
![](http://pics.livejournal.com/lord_k/pic/001kphkd)
* Обязательно дирижабли!
![](http://www.ottens.co.uk/gatehouse/images/technology/normal_hindenburg.jpg)
* Псевдополиткорректность. Подчас - противостояние медиа, коммерциии, рекламе.
![](http://i.i.ua/photo/images/pic/6/3/2274836_4115ce6b.jpg)
![](http://trendsetter.ru/images/lj/1984.jpg)
* нередко - протест против издыхающего колониализма; издёвка над ним.
![](http://www.ottens.co.uk/gatehouse/images/colonial/hunter%20by%20Dr%20Grordbort.jpg)
* Тема циничных врачей-садистов...
![](http://2.bp.blogspot.com/_T6MpHfZv2qQ/SYRb-EwDayI/AAAAAAAACHI/gPhYTBEsrJI/s1600/glorbes3.JPG)
Всё это подаётся с налётом изящного нуара в эстетике сэпии или минимальной цветности. Полная чёрно-белость всё же ближе к классическому стимпанку (который в свою очередь хорош именно в цвете!), а вот бурая монохромность возвращает нас к тридцатым-сороковым... классика жанра.
Герой - одиночка.
Нередко - частный детектив. Часто - полубезумный учёный-изобретатель.
![](http://lh3.ggpht.com/_hVOW2U7K4-M/SUTP-UOBQXI/AAAAAAAAvKU/gK2QXDzstDc/s640/o08.jpg)
Злодей-маньяк часто почти положительный - поскольку борется с бездушной соц-машиной.
![](http://www.ottens.co.uk/gatehouse/images/dieselpunk/Portrait%20by%20greensocksart.jpg)
Именно в этой стилистике рождалась классика комиксов о супер-героях:
"Тень", "Бэтмэн", "Супермэн"...
Как видим, в последние 20 лет эти герои вновь обрели популярность...
![](http://kbnslw.blu.livefilestore.com/y1pgWo3_V6DzPU8OqotHzqwpUbJ9hcrFvWlUowmVPIgU_5E-iaZPq8QmXtnSlDf0SMVRLV40EIZnfYBy-1bOWiLFQ/%230-1%20a1%20bat.jpg)
Также отсылаю к таким визуальным произведениям как:
Фильм «Metropolis» Фрица Ланга (1927)
аниме «Метрополис» (снят в стилистике европейских комиксов тридцатых годов!)
аниме «Изгнанник»
аниме-новела из трилогии «Memories» - «Город-Пушка» ("Cannon-Fodder")
аниме-новела №7 из сборника "АНИМАТРИЦА"
мультсериал «Чудеса на виражах»
Большая часть этих творений никак не привязывается к реальным событиям межвоенной Европы. Эстетика уютно ложится и на альтернативную историю века XX планеты Земля, и на вовсе сюрные, фэнтезийные реальности вроде "Горменгаста".
То же касается и произведений художников:
![](http://features.cgsociety.org/galleryimages/24394/perdido.jpg)
Вот пожалуй и всё о поджанрах ТаймПанка...
Выделяют ещё просто
«ретро-футуризм» (retro-futurism).
- изображение миров, где по какому-то капризу истории реальная или фантастическая технология прошлого играет доминирующую роль в будущем. Тут и постъядерный мир "FallOut", тут и гротескный космический "клокпанк" от студии Диснея "Планета Сокровищ"
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cc/Amazbuck.jpg)
начало см.
http://den-king.livejournal.com/52013.html NB! UPD - ВЫЛОЖИЛ ОТРЕДАКТИРОВАННУЮ ВЕРСИЮ ЭТОГО ПОСТА (с учетом комментов)
на
http://community.livejournal.com/dieselpunk/296675.html