Ещё в 2011 году мы много колесили по Ярославским землям в поисках архитектурных и исторических достопримечательностях. Благо эти земли на них весьма богаты. В одну из таких поездок нами была исследована одна симпатичная церковь и совершенно случайно обнаружен белый двухэтажный усадебный дом прямоугольной формы, со множеством окон и скромным внешним декором. Но на удивление внутри этого дома, построенного ещё в XIX веке, хорошо сохранились интерьеры: печи, росписи, карнизы и лепные розетки. Главная и неожиданная "жемчужина" интерьера ждала нас в зале второго этажа - там сохранилась преинтереснейшая потолочная живопись.
Основоположником села и усадьбы Дёгтево был князь Иван Алексеевич Шайдок. Цель основания села - добыча дёгтя (отсюда и название села) и угля, т.к. вокруг стоял глухой лес. Одновременно с усадьбой в 1720 году была построена деревянная церковь. А в 1754 на её месте построили новую каменную церковь, которая просуществовала до 1801 года.
Сейчас храм постепенно поглощает растительность. Зелень так бурно разрослась, что в трапезной уже настоящий лес.
Нынешняя церковь во имя Корсунской Божией Матери строилась довольно-таки длительно, в два срока: изначально в 1802 году построена зимняя часть (трапезная), и только в 1819 окончена летняя - сам храм. Строилось всё это на средства прихожан при преимущественном содействии местных помещиков Филимонова и Малышкиных.
Главный фасад обрамляют пилястры и полуколонны, а вот треугольный фронтон, нависающий когда-то над входом, не сохранился.
Внутри храма внимание сразу привлекает обрушившийся деревянный купол.
Даже в таком полуразрушенном состоянии купол смотрится весьма интересно. Сохранилась на нём роспись под кессоны.
Приглядевшись, можно увидеть нижнюю часть фрески "Господь Саваофъ" - грозовые облака и ноги Господа.
Барабан прорезан трёхчастными полуциркульными окнами. Без каких-либо признаков оконных рам.
А в оконных простенках кое-где уцелели изображения Святых.
"Святой Евангелист Лука"
"Святой Евангелист Иоаннъ Богослов"
Большая же часть росписи в храме не уцелела.
На полу валяется огромное количество брёвен - рухнувших деревянных перекрытий кровли.
От иконостаса остались лишь места крепления.
На просторах инета нашёл фоточку этого храма, датированную 1910 годом.
Ну, и вид 2011 года.
После осмотра храма, мы было двинули обратно и совершенно случайно, среди деревьев заприметили интересный двухэтажный дом.
При ближайшем рассмотрении стало понятно, что дом дореволюционный и к тому же явно усадебный.
Как уже известно, изначально усадьба принадлежала князю А. Шайдоку. Затем имение переходит во владение помещика Колочёва. Вот при нём в 1882 году и было построено современное здание усадьбы. В усадьбе Колочёвы жили вплоть до Октябрьской революции.
Фрагмент фасада с сохранившемся декором.
Все окна в доме заколочены или затянуты рубероидом, но нам повезло и мы нашли незапертое окно, через которое и попали внутрь. Фотосъёмка была осложнена тем, что внутри была полная темень, а штатив я с собою не ношу, собственно как и фонарь (всё это благополучно было оставлено в багажнике авто).
Сразу скажу, что самое интересное нас ждало на втором этаже, но осмотр мы начнём по порядку.
Первый этаж встречает нас длинным коридором со множеством комнат.
Во многих комнатах расположены вот такие простые по форме и очень невзрачные на вид крупные печи.
Они отштукатурены и покрашены поверх изразцов. Поэтому совсем безлики.
Скорее всего такие простые печи располагались далеко не в главных залах.
После осмотра первого этажа, где нет ничего интересного, мы поднимаемся наверх.
И там нас ждало сразу несколько интересных сюрпризов.
На втором этаже такой же длинный коридор, но вместо комнат уже более просторные залы.
Главное отличие от первого этажа это наличие в залах высоких старинных печей.
Рядом с печью на стенах мы можем видеть попытки неудачной реставрации - вся поверхность стен была оклеена пенопластовыми плитками, которые по прошествии некоторого времени полностью осыпались, оставив эти точечные серые следы.
Здесь, к сожалению, печи так же покрашены и если и были изразцы с рисунком, этого нам не узнать.
Вдоль всей площади потолка сохранились лепные карнизы, которые сверху обрамляют и печи.
Лепные цветочки, вазы, венки частично осыпались. Но всё-таки ещё можно представить былую красоту.
Местами сохранились и потолочные розетки с металлическими крюками для люстр.
А в одном из залов в простенке между двумя дверьми сохранились пилястры.
Возможно они обрамляли очередную печь или какую-либо настенную роспись.
Ну вот, мы и подошли к главному украшению этого усадебного дома - потолочной росписи.
Удивительно, как на фоне этой разрухи и множества переделок до нас дожила эта живопись (предположительно конца XIX века).
Рисунок нанесён на всю площадь потолка, а посреди размещается розетка с цветочной лепниной.
Обрамляет эту роспись так же лепной фриз.
"Злые гномы развели костёрчик". Фрагмент живописи.
Что ж, более здесь ничего интересного не обнаружилось и мы отправляемся вниз, на выход.
Кстати, в усадьбе до недавнего времени находился детдом, который существовал аж с 1941 года (в 1960-м был преобразован в интернат для умственно-отсталых детей). Но за отсутствием финансирования, как и многие другие, он прекратил своё существование.
Покинули мы это хозяйство так же, как и вошли - через окошко.