Не хотел публиковать никаких эскизов до обнародования технического задания (ТЗ), так как без чётких критериев обсуждение неминуемо сваливается в непродуктивную плоскость "нравится - не нравится"..
Немного истории появления эскиза:
- После того, как Речной вокзал был ко всеобщему удовольствию отвергнут, стало понятно, что властям надо как-то выходить из ситуации без репутационных потерь. Я решил, что красивым выходом для них могло быть приглашение иностранного консультанта - я написал английскому архитектору Brean'у Avery, который участвовал в конкурсе на новую сцену Оперного театра. Он согласился бесплатно проконсультировать правительство по выбору места - я сходил к министру культуры Гладневу и сообщил ему о такой возможности.
- Оказалось, однако, что власти уже выбрали место и уже пошли тем же путём - пригласили английскую же фирму Casson Mann, но не для консультаций, а сразу для проектирования.
- Понимая, что власти ничего публично обсуждать не станут и будут действовать как с П.Цумтором и С.Шамариным, я попросил Bryan'а Avery сделать хоть какое-то предложение по ВКИУ...
- В это же время у меня был краткий разговор с директором Галереи Юлией Борисовной Тавризян по поводу ТЗ - она в очередной раз заметила, что ТЗ бесполезно писать, так как места меняются, вот, например, во ВКИУ в силу его планировки невозможен «ковчег»... Я удивился, почему невозможен.
- В итоге я попросил Brayn'а Avery сделать эскиз именно по поводу «ковчега» во ВКИУ, так как без детальной информации по зданию ВКИУ невозможно сделать полноценную концепцию, да ещё из Лондона.
Предложений у Bryan'а Avery было несколько, разного свойства, но в итоге 18 июля на стол министра культуры легло следующее (
полный вариант в PDF):
место
аналоги
Это вариант минимального вмешательства в существующее здание ВКИУ, которое может быть даже оставлено в концепции Casson Mann, но при этом создаётся «ковчег», а также решается вопрос с узнаваемостью и идентификацией места в масштабах города.
Не скатываясь до «нравится - нет нравится», остановлюсь на соответствии критериям ТЗ:
- «Ковчег» имеется (на эскизах он обозначен treasury - сокровищница), это отдельная необычная часть здания с необычным внутренним пространством. Спиральный пандус будет внутри или что-то иное, пространство всё равно будет восприниматься как «сокровищница».
- «Сокровищница» имеет верхнее естественное освещение, к тому же напоминающее освещение храмового пространства, для которого «пермские боги» и были предназначены.
- «Сокровищница» с использованием в отделке блестящего материала будет хорошо заметна даже с другого берега Камы. С другой стороны она не выше существующих зданий , поэтому не будет конкурировать с колокольней Кафедрального Собора в историческом силуэте города.
- «Сокровищница» хорошо видна вдоль ул.Окулова и является отличным ориентиром галереи.
- «Сокровищница» похода на арт-объект, что соответствует мировым тенденциям в строительстве музеев. Подобных объектов не так много, узнаваемости можно добиться относительно легко.
- «Сокровищница» не такая уж большая - при фотографировании вместить её в кадр будет несложно.
- Напротив галереи «Сокровищница» отделяет часть ул.Окулова, которая смыкается с уже пешеходной Соборной площадью, это пространство приобретает визуальные границы и будет восприниматься как принадлежащее галерее.
- Сохраняется проход и аварийный проезд под новым корпусом ВКИУ (ул.Окулова 5), а также аварийный проезд по ул.Окулова вокруг «Сокровищницы».
- Закрывается достаточно безликий новый корпус ВКИУ (ул.Окулова 5), а не классический фасад старого корпуса (ул.Окулова 4), который более подходит для соседства с историческим зданием Кафедрального Собора.
Bryan Avery предпожил, чтобы «Сокровищница» была сделана с использованием полированной нержавейки, что будет косвенно работать на имидж Перми как центра авиакосмической отрасли России. Я конечно, порадовался за известность наших предприятий, впрочем, точнее было бы предложение сделать покрытие из титана. На мой взгляд, требуются какие-то мелкие детали отделки на уровне человека, чтобы фон был узнаваемым даже при съёмке стоящего рядом с «Сокровищницей» человека. Но это может быть решено при доработке.
И два слова о том, кто такой Bryan Avery и
его архитектурное бюро...
Может быть, он не так экстравагантен, как Norman Foster и Santiago Calatrava, однако он точно умеет решать самые заковыристые задачки самым нетривиальным образом. Я в это поверил, когда узнал, что именно он построил лондонский IMAX. Кто поверит, что люди на фото находятся у кинотеатра посреди обычной городской круговой (!) автомобильной развязки?
Между тем,
это именно так: