В конце мая на длинный уикэнд была небольшая, но насыщенная поездка в Голландию, в
Зееланд. Провинция по сути дела состоит из нескольких островов в огромной дельте Рейна, Мааса и Шельды. Острова эти едва выступают над водой, поэтому для того, чтобы обезопасить их от штормовых наводнений, дельта отгорожена от моря
дамбами и штормовыми шлюзами эпического размаха, самым ядрёным из которых является
Oosterscheldekering, Штормовой барьер Восточной Шельды то есть. Однако соль поездки была даже не в том, чтобы взглянуть на новый уголок Голландии, а в том, чтобы это сделать на велосипеде. Такая идея была настолько привлекательной, что для воплощения её
km-254 пошла на большую жертву, согласившись запихивать велосипеды в свою машину. Но оно того стоило; и электровелосипеду довелось проехать 200 км дорогами островов Зееландии.
Здесь ещё раз повторю мою мантру, что Голландия - это такой велосипедный рай, в который после смерти попадают все велосипеды. То есть страна плоская, сплошная сеть велодорожек невообразимо хорошего качества пронизывает всю Голландию, в результате у велосипеда появляется дополнительная степень свободы. Так что первый постинг про Голландию будет именно про велосипедный аспект.
Про страну и море будут отдельные постинги, как мне это представляется.
Базируясь в Nieuw-Haamstede на острове Schouwen-Duiveland (читается, блин, примерно Нью-Хамстеде и
Схаувен-Дёйвеланд), провернули четыре заезда. Из них два небольших, по окрестностям, а два дальних - один на соседний остров, Валхерен, с проездом того самого штормового барьера, потом Веере, Миддельбург, Домбург; второй по своему острову, до Зирикзее по южному берегу и обратно по северному. У
km-254 есть
хронологический разбор с картами даже. Один заезд я делал чуть по-другому и длинней, но это несущественно.
На первом фото изображена типическая тамошняя велодорожка, при виде которой хочется пустить слезу умиления. Велосипеды в целом отчётливо выделены в отдельный транспорт и, в большинстве случаев, разведены с машинами, а то и с пешеходами - отдельные дорожки, разметка и всё такое. Единственным недостатком такой дорожки является то, что в некоторых случаях по ней могут ездить также и мотороллеры. Тогда проносящиеся с оглушительным треском агрегаты изрядно портят удовольствие. Но больше проблем создают населённые пункты, как и в Германии - они тесные и, что хуже всего, часто имеют мощёные улицы. Особенно запомнилось фирменное голландское мощение мелким кирпичом, весьма распространённое. Однако это всё довольно мелкие придирки по сравнению с Германией, где велосипеды скорее терпят, нежели поощряют.
Самая чёткая дорожка - через барьер.
Это не автодорога с полосами для велосипедистов. Это велодорога с полосами для пешеходов!
Между Хамстеде и барьером есть шикарная дорожка по дюнам:
Но рельеф там ой-вей. Плюс к тому, дорожка хотя и гладкая, но местами узкая - учитывая количество велосипедистов на ней, крутые перепады высот, резкие повороты и присыпанность песочком местами. Думаю, в параноидальной Германии бы там ездить на велосипедах просто-напросто не разрешили бы. А голландцам до лампочки - мало того что едут все, от мала до велика, так ещё и с детьми. Опять же, перевозка детей у них явно тоже менее зарегулирована, бо возят их не только в сиденьях на багажнике, но и на руле. Честно говоря, я бы по той дорожке не решился на такое.
Вот тут, на подъезде к барьеру, она уже пошире:
Вообще-то, дорожка - это часть магистрального Nordsee-Route, которое тянется по берегу откуда-то из Франции и уходит на север. Вот как раз на фото - едут какие-то дальнобойные бойцы.
От барьера до Зирикзее тянется дорожка в основном эпического качества. там как раз обновляли дамбы, и проложили гладкое как резина новьё, даже на карте местами ещё не значится.
Там оно ещё и по ветру было, местами можно было давать стране угля вагонами - полпути ехал 30-35, то есть это уже без электроподдержки. Ну, если этот ветер встречный, то дело уже совсем другое ;) Проезжаючи барьер в первый день в обратном направлении, мы этого хлебанули ого-го. Как прогноз обещал 24 км/ч норд-ост - так и получили. Мне-то ещё туда-сюда - поддал амперчиков и всё равно еду, а вот усталой Кате на восьмом десятке километров пришлось туго.
Ну да ладно, вернёмся на дорогу в Зирикзее.
В самом Зирикзее было столпотворение, как, впрочем, почти всюду там на этих выходных.
Откушал я голландской фритированный рыбы Kibbeling, полирнул прикольным мороженым Softijs, сделал кружок по городу, да и поехал восвояси. Вторая половина этого заезда была неприкольная, потому что пришлось ехать долго по не особо зрелищным дорогам типа такой:
Ну и опять же ветер был против. Сельское хозяйство, кемпинги, дамбы, стоянки яхт...
Хочу ещё отметить голландское разнообразие велосипедных фасонов. Помимо обычных велосипедов и электровелосипедов, там есть масса грузовых девайсов, трёхколёсных, тандемов и всякого такого. Вот тут мотороллер, но тоже довольно непринуждённый, как для моего взгляда:
Владелица девайса перевозила в кузове двух своих собак.
В общем, велосипед в Голландии это сила в квадрате. После каждого заезда от изобилия впечатлений и видов пухнет голова. Для ног (даже несмотря на электроусиление), рук и задницы это тоже было весьма утомительно. Но это было круто.
Нос я сжёг на солнце и он облез, да :)
Ну и кот, конечно же: