Событие месяца в S7 - новый авиатренажер B737NG

Nov 27, 2014 12:48




...Перед проходной нашего учебного центра меня внезапно осенило.

"А взял ли я пропуск?!"

Конечно же.. нет. Эх! Как же так? Вроде бы не торопился, даже в руках подержал...  Стареешь, Денис Сергеевич!

Что ж... Остается надеяться на внешний антураж.

Сегодня я иду на презентацию новейшего комплексного тренажера В737NG, который наша авиакомпания купила у L3 (бывший THALES) и установила в учебном центре, что около города Домодедово. И вместо привычных джинсов и свитера на мне полностью форменная одежда, включая пуховик и знаменитую "эссевановскую" шапку.

В итоге на проходной вопросов не задали.

Конечно и лицо мое там в принципе за годы уже примелькалось. Однако, нельзя не подивиться в очередной раз прозорливости летного начальства, которое в полуприказном порядке предложило мне явиться в форменной одежде на это представление. Странно, что только мне...

Наверняка знали, что форма мне пригодится!

--==(о)==--
Чтобы долго не тянуться и не раскачивать - предлагаю сразу сходу посмотреть видеоклип, который компания приготовила для презентации нового тренажера. Все роли исполняют реальные пилоты авиакомпаний "Глобус" и S7 Airlines. А пока будете смотреть, я потихоньку продолжу повествовать :)

image Click to view



Итак, пришел я едва ли не раньше всех остальных, если не считать начальника всего этого тренажерного великолепия, Дмитрия и его незнакомых мне спутников. Которые, оказавшись через некоторое время рядом со мной в зале извинились, и задали волнующий их вопрос: "Что ознают эти четыре лычки на рукаве?"

Это означает Командир воздушного судна.

--==(о)==--

Что такое авиационный тренажер?

Было бы здорово, если бы можно было тренировать пилотов по действиям в особых, сложных и аварийных ситуациях прямо на живом самолете... Однако, по понятным причинам, такие тренировки не производятся - никто не будет поджигать двигатель, или делать взрывную разгерметизацию - для таких тренировок не напасешься ни пилотов, ни самолетов.

Поэтому с давних пор тренировки проводятся на тренажерах. Изначально это были просто кабинки с имитацией приборов, потом они даже заработали.... По мере совершенствования технологий, появились визуализация - сначала 2д, затем и 3д, тренажер обрел подвижность для имитации ускорений и перегрузок (в определенных пределах, конечно же).

К слову, интересное решение применяли на старых советских тренажерах для визуализации - на специальном стенде рисовали в масштабе местность, строили домики, деревья и, собственно, взлетно-посадочную полосу. И по всему этому ездила кинокамера, транслирующая черно-белую картинку на проектор.

Это было 2д изображение, поэтому его невозможно было настроить так, чтобы проекция ВПП была одинаково правильной для обоих пилотов.

Затем появились компьютеры. И начался графический бум. Следует сказать, что графика в компьютерных играх всегда на шаг опережала графику сертифицированных тренажеров, однако сегодня разница уже практически нивелирована. Нюансы лишь в том, что в Microsoft Flight Simulator визуализирована вся земля и тысячи аэропортов, а для производителей графики для тренажеров это было бы слишком широким жестом и им не на чем было бы зарабатывать дополнительные деньги :) Поэтому, существует определенный набор мировых аэропортов, очень неплохо прорисованных, идущий "в комплекте" к тренажеру. А если ты хочешь, к примеру, "сценарий Барнаула" - будь добр или плати, или воспользуйся generic airport - это вариант создания аэродрома, при котором используется стандартная графика одного условного аэропорта.

Современные тренажеры позволяют очень глубоко погрузиться в ощущение полета. Наш поразил меня очень красивой реализации входа и выхода из облачности - если раньше переходы делали достаточно резкими, то сейчас, как и в жизни - летишь по рваным клокам облаков, и землю то видно местами с разной степенью прозрачности

И, конечно же, на тренажере можно отработать уйму ситуаций - кучу отказов или же маневров, например, действия при попадании в сдвиг ветра, можно попробовать сваливание и вывод из штопора.

И главное - всегда можно "заморозить" (зафризить, сленговое словечко - от freeze) ситуацию, разобрать с пилотами, что они сделали не так, и заново повторить - нужное количество раз.

Кроме этого, тренажер позволяет писать видео тренировки - внутри кабины установлена камера, что позволит на дебрифинге разобрать те или иные моменты. И, конечно же, пишет параметры полета.

Далеко не каждая авиакомпания решается потратить значительную сумму денег на создание собственного учебного центра и покупку очень дорогих "игрушек". Чаще всего компания заключает договор на аренду тренажерного времени в сторонних организациях. В России в принципе мало современных иностранных тренажеров - подобные есть лишь у нас, в Аэрофлоте и с недавних пор - в Ульяновском летном училище.

Поэтому очень приятно.... нет, не так - я очень горд, что у нас все это есть! Я всегда был патриотом компании, поэтому, очень и очень радостно видеть, что несмотря на все коллизии и перепетии судьбы, мы растем, развиваемся и с оптимизмом смотрим в надвигающееся будущее.

--==(о)==--
Ого. Так тут оказывается не просто презентация, а целое представление намечается?




Знакомые девушки не дают ошибиться гостям. Да-да, прямо и налево. Проходите!




Захожу в зал... Вах!

Вообще, я в новом тренажерном здании впервые. оно более тесное, чем первое, совмещенное с учебным. И здесь уже стоит брат-близнец нашего тренажера - А320, установленный почти год назад, еще носящий имя Thales.

Но такие "космолеты" лично я увидел впервые. И даже сперва не заметил, что в зале поставили трибуну, стулья и световую аппаратуру.




Невозможно удержаться от соблазна и не посмотреть на героя сегодняшнего торжества.

Выглядит шикарно!




Тыловая часть тренажера тоже выглядит хай-тековской. Особенно впечатлила входная дверь - на всех тренажерах, на которых я бывал до этого дня, она просто открывается, как обычная дверь. А тут - плавно отъезжает вправо, внутрь стены.

Спейс-шаттл, честное слово!




Захожу внутрь. Ну... после такого шикарного экстерьера вряд ли можно было ожидать иного. Интерьер точно так же великолепен!

Как пилота меня в первую очередь (пока тренажер "стоит на земле") интересует картинка "за окном". И она тоже не подкачала! Более того, обратил внимание на то, что взлетная полоса... кривая! То есть, как в реальной жизни! Любители MSFS со стажем меня поймут :) До этого все ВПП всех тренажеров, где я бывал - были плоскими... А ведь в жизни они "огибают" рельеф местности, создавая специфические трудности при взлете и особенно - при посадке.

Конечно, видно, что картинка сгенерирована видеокартой, что это не реальное изображение. Но, поверьте, когда начинается полет, тренажер обретает подвижность - погружение в полет очень и очень сильное, и на искусственность мира внимание не обращаешь. А некоторые спецэффекты выглядят просто потрясающе реалистичными - как на вышеприведенном видео - метель - и реально "сносят голову".




Вот сюда я предложил поставить кофе-мейкер. Это пустое место просто создано для буфета :))) Шутка. В тренажер запрещено проносить жидкости и еду.




А как инструктора меня интересовал пульт.

На тренажерах старых советских самолетов внутри кабины не было инструкторского места - он "управлял" изнутри, из другой комнаты. На тренажерах иностранных лайнеров, равно как современных отечественных - инструктор сидит позади тренируемых пилотов, непосредственно участвуя в процессе. Инструктор выступает в роли "дьявола" - вводя пилотам один отказ за другим, ухудшая погоду, заставляя уходить на второй круг с минимальных высоты. И одновременно с этим инструктор выполняет роли диспетчера, наземных служб, и даже "бортпроводницы Маши".

Очень важно, чтобы пульт управления был удобен. На старых тренажерах пульт располагался перпендикулярно полету, и находился ближе к одной из боковых стен тренажера - где-то слева, где-то справа. Сам инструктор садился так, чтобы видеть работу экипажа, т.е. глядел прямо... В-общем, приходилось крутиться все четыре часа тренажерной сессии.

Появление тонких LCD-дисплеев позволило значительно уменьшить размеры пульта управления, и место инструктора на новых тренажерах - примерно посередине (конечно же, позиция регулируется в определенных пределах - кресло подвижное). Так - намного удобнее работать!




С неохотой выхожу из кабины - эх, сейчас, пока никого нет - поднять бы лестницу, закрыть дверь, и покрутиться от души. Плюс тренажера еще и в том - что на нем невозможно убиться (ну, почти - об этом чуть позже) или доставить дискомфорт пассажирам - последних просто нет. Зато можно реализовать скрытые мечты линейного пилота, зажатого в повседневных операциях в очень узкие рамки норм и правил.

На тренажере можно погонять между небоскребами на предельно малой высоте, пролететь под мостом, сделать боевой разворот и штопор. Если после выполнения всех задач тренажерной подготовки остается время - то, скажу по секрету - начинается самое настоящее шоу, которое, к слову, лично я считаю полезным, как возможность выйти за грань, которая недопустима в реальных полетах. Ну а ребячество вроде "пролететь по улице между небоскребами" просто поднимает настроение - мы ж все пилоты где-то в душе еще остались по-детски романтиками.

(К слову, на западе все точно так же :) И если мы гоняли на предельно малой на В737, то в Денвере инструкторы устраивали шоу на В747 - огромном тяжеленном лайнере!)

Сегодня после официальной части ожидаются "покатушки" для гостей - что ж, у меня будет возможность сделать свое "шоу".







Все готово для представления.













Постепенно зал начинает заполняться.




А вот это тренажер А320. В нашем учебном центре два тренажера этого лайнера. Так же еще есть тренажер Ан-148.




На центральном экране идет трансляция с главного входа в прямом эфире.




О, знакомое молодое лицо! Пришел герой трансокеанских перелетов - Стас Юрьев - он участвовал в недавней перегонке двух новеньких B737-800 из Сиэттла, а так же доставил на противоположный континет нашего заслуженного ветерана - B737-400, VP-BTA. И до сих пор жмет фото и рассказ об этом рейсе :)

К слову, к получению нового тренажера он тоже приложил свою руку - еще в феврале он посещал Англию как раз по этому поводу.







Все больше и больше гостей - вот и знакомые лица из других авиакомпаний подтянулись. Было неожиданным увидеть brother_alik, надеюсь, его летное начальство не сильно мучало его вопросами - как так получилось, что второй пилот получил приглашение посетить презентацию нового тренажера извечного зеленого конкурента.

Так же пришли представители летного руководства Нордстара и Победы (бывший Добролет) - мои старые знакомые, работавшие в свое время в Глобусе. К слову, представитель "Победы" - мой полный тезка, причем еще более молодой. В свое время принял посильное участие в становлении его как инструктора.

Братская "Сибирь", конечно же, была представлена руководителями высокого уровня. Были и другие компании, но этих дядек я лично не знал.




Познакомился, наконец, с Анной Бажиной - пресс-секретарем S7 Airlines (она потом выступила ведущей шоу), попросила помочь с интервью желающим пообщаться с пилотами, что я с удовольствием и сделал.




Станислав и Дмитрий - начальник вот всего этого тренажерного великолепия.













Девушки ждут своего выступления - им предстоит поучаствовать в перерезании ленточки, являющейся последним препятствием для введения в строй нового тренажера.




Началась официальная часть. Первым слово взял Дмитрий Городецкий - глава администрации городского округа Домодедово. Сказал много теплых слов в адрес авиакомпании и учебного центра, и очень рискованно пошутил на тему недавнего происшествия во Внуково.













Затем выступила директор учебного центра Наталья Каткова.




Высокий гость из L3 (фирмы-производителя тренажера) Nick Bendall слушает ее внимательно.




Девушки тоже что-то обсуждают.




Затем выступил Nick.




Переводчиком выступил сам начальник всего этого тренажерного великолепия.




И, наконец, наш Генеральный, Вадим Клебанов, как первый заказчик услуг учебного центра, сказал свою речь. К слову, наш ГД - действующий пилот В737.







И как то незметно началось шоу. Включили музыку, свет... и тренажер начал танцевать в лучах софитов. Обалденное впечатление, скажу я вам - ну а меня поразило, насколько тихо работает подвижная платформа тренажера.







Видео

image Click to view



И вот, настал торжественный момент перерезания ленточки.







Дело сделано!







Народ радуется и веселится.




А через некоторое время начались покатушки. Мне выпала честь (форменная одежда, видимо в очередной раз сыграла свою роль) откатать первую группу гостей, в которую вошли представители Rockwell Collins (разработчик визуализации тренажера) и компаний-конкурентов, летные начальники Нордстара и Победы.

Провели аварийный брифинг - каждая сессия должна начинаться с повторения процедуры аварийной остановки и покидания тренажера. Выше я написал, что на нем убиться невозможно - но я имел в виду "убиться в авиакатастрофе". А вот то, что это техническое средство повышенной опасности - никто не отменял.

Давно-давно слышал байку - экипаж тренировался на каком-то советском тренажере. Один отказ за другим, решение, исправление ситуации, успешное посадка. И по-новой... И тут в кабине начинает появляться дым. Решив, что это очередная дьявольская задумка инструктора (напомню, на старых тренажерах он сидел в отдельной комнате), экипаж с энтузиазмом приступил к действиям при задымлении кабины... Доложил об этом "на землю", после чего в кабину ворвался инструктор и погнал всех оттуда - на самом деле произошло возгорание электропроводки.

В-общем, всякое может случиться. Вполне возможно, что и инструктор пойдет в расход при особо страшном стечении обстоятельств, и не сможет руководить эвакуацией.

Поэтому, если Вы - инструктор тренажера и до сегодняшнего дня не изучали средства аварийной остановки и покидания тренажера, или изучали, но своим тренируемым об этом не рассказывали - обязательно начните это делать со следующей же сессии!

К слову, раз речь пошла о задымлении кабины - в моей тренажерной практике имитация задымления кабины (а это тоже возможно на современных тренажерах) была самым неприятным отказом из всех, что случались (даже не считая баловства при посадках с двумя отказавшими двигателями). Очень быстро в кабине становится ничего не видно, а если еще задымление сопровождается каким-то отказом двигателя, то реально становится весьма трудно, даже несмотря на понимание, что это происходит не на самом деле.

Если начнешь торопиться - то можешь что-то пропустить, либо принять неверное решение. Например, связав дым с поломкой двигателя, пилот может принять решение о выключении отбора воздуха от двигателей... В итоге видимость в кабине падает до нуля, т.к. по процедуре "очищения кабины от дыма" нужна циркуляция воздуха - а где ее взять?

В-общем, полезность авиационного тренажера сложно переоценить. При правильном подходе его использование дает просто огромные плоды в плане безопасности полетов.

--==(о)==--
Наконец, формальности соблюдены. Мы стоим на ВПП 25С Франкфурта. Тут же в голове рождается план "шоу", которым делюсь со своими "пассажирами" (приходится говорить и по-русски и по-английски)

- Если ничего не изменилось с момента моего крайнего посещения Франкфурта, то сам город должен быть сейчас справа сзади. Сейчас мы взлетим и устроим небольшую экскурсию. Пожалуйста, держитесь покрепче.

Не включаю никакую автоматику - зачем лишняя возня с автопилотом, автоматотм тяги и директорными стрелками в полете подобного рода?

Вывожу режим двигателя вперед...Тренажер плавно отъезжает назад и задирает нос - но мы этого не видим, мы ощущаем лишь ускороение своей спиной, которую начинает вдавливать в кресло. По мере роста скорости все чаще виртуальные колеса стучат на виртуальных стыках бетонных плит, и каждый раз кабина тренажера чуть встряхивается, создавая абсолютно реальное впечатление разбега и взлета.

И вот - мы в небе! Убираю механизацию, затем разворот вправо, плавно но уверенно довожу крен до 45-50 градусов, прекращаю набор высоты, беру курс на небоскребы, одновременно вводя самолет в снижение - моя цель занять 30-50 метров над землей и покрутиться между зданиями, демонстрируя гостям красоту визуальной картинки нашего тренажера.

Пролетем над каким-то автобаном:

- Какое насыщенное движение сегодня, господа! - показываю рукой на кучу машинок на шоссе.

Пролетаем несколько зданий, теперь беру курс на возвышающуюся вдали телевизионную вышку. Комментирую свое намерение облететь ее пассажирам.

Облетаю ее с креном порядка 60 градусов (конечно же, тренажер имеет значительно меньший наклон при этом, но его вполне хватает для того, чтобы мозг сопоставил информацию из глаз с вестибюлярным аппаратом и согласился, что мы летим в глубоком крене). Перегрузка, конечно же, не две единицы, пока что в силу ограниченной подвижности современных тренажеров имитация - это единственное несоответствие реальным ощущениям. Но она есть (достигается наклоном тренажера в продольной плоскости и некоторым диапазоном движения вперед-назад).

После облета вышки набираю 600м - думаю выполнить пролет над аэродромом. Однако, гость из Рокуелл Коллинз просит залезать в облачность. Что ж, желание - закон. Двигаю РУД вперед, самолет лезет вверх навстречу серой мути.

И вот тут-то я в полной мере впечатлился новой версией визуализации - увидев лохмотья облаков и неравномерную прозрачность при полете на границе облачности. Очень реалистичная картинка.

Пробив облачность, оказались между слоями. Ну, тут серость и ничего интересного. Говорю, что надо идти на посадку. Мы чуть в стороне от аэродрома, но набрали уже около 4 тысяч метров высоты.

Ввожу самолет в левый крен 60-70 градусов, начинаю интенсивную потери высоты в спирали.

Выныриваем из облачности - оба на! Где-то внизу на посадку идет самолет, мигая стробами и аэронавигационными огнями.

- Давайте посмотрим, что за модель, - предлагаю пассажиром и плавно направляю лайнер на перехват - мы значительно выше, и надо все рассчитать, чтобы зайти в хвост.

Получилось догнать его до посадки - это оказался В757. За время преследования скорость разогналась до почти 300 узлов, и сейчам мы на высоте около 1500м. А аэродром практически под нами, конечно же, сейчас мы не будем садиться.

- Ок, мы номер два на посадку. Сейчас сделаем круг.

Двигатели на малом газе, делаю крутой разворот, интенсивно гася скорость спойлерами и скольжением. Ага, скорость упала до 230 - выпускаю закрылки 1 (все, конечно же, делаю сам - второго пилота нет). Затем 5... шасси. закрылки 15. Одновременно оцениваю удаление и высоты - на навигационном приборе нарисована ВПП и очень удобно это делать.

В голову приходит идея - сделать проход на высоте 5-10 футов над полосой, после чего набрать 500 футов, сделать стандартный разворот и закончить шоу посадкой с другой стороны ВПП. Поэтому разворачиваю самолет в сторону ВПП чуть раньше.

Вывожу самолет на посадочной - мы идем немного выше, а двигатели все еще на малом газе - если режим добавить, то скорость при данном . В-приницпе, можно и сесть, при этом двигатели будут на малом газе до касания - надо еще погасить скорость и выпустить закрылки в посадочное положение. Самый что ни на есть нестабилизированный заход... В жизни так летать однозначно нельзя, но сегодня это часть шоу. Однако, мы же хотели сделать проход над полосой?

На боку начинает вибировать телефон. Игнорирую его, направляя лайнер все ближе и ближе к земле. Однако, абонент настойчив.

Ок, левой рукой управляю штурвалом, РУД на малом газе. Подношу телефон к уху:

- Денис! Давай заканчивай, ты же не один, тут другие тоже хотят полетать!, - мой коллега, Мурат, спускает меня с небес на землю.
- Хорошо, пару минут!

Что ж, придеться садиться. Выпускаю закрылки на 30 градусов, пересиливаю желание самолета "вспухнуть". Теперь точно посадка как на планере - до самой земли не будет необходимости увеличивать режим - снижаемся достаточно интенсивно, чтобы сесть не в середине ВПП, а в зоне приземления, поэтмоу данной вертикальной вполне хватает для поддержания скорости.

Подлетаем до ВПП, уже входим в профиль, плавно уменьшаю угол снижения, скорость начинает гаснуть, но все равно траектория все еще крутовата... Прямо как в Шамбери.

Проносимся над торцом, ВПП несется в лоб, плавно подтягиваю штурвал... Бумс!

Приземлились, покатились!

Плавно обжимаю тормоза, тренажер наклоняется вперед и начинает отъзежать назад, а у сидящих в нем создается полное впечатление интенсивного торможения.

Все, мы на месте! Благодарю пассажиров, надеюсь, что наше шоу им понравилось. Они в восторге!

--==(о)==--
Опускаем трап, открываем дверь - тут уже очередь из следующих гостей во главе с Муратом. Шучу, что еще ни разу не отвечал никому на звонок во время выравнивания самолета :)

Все. Моя миссия на сегодня закончена - желаю оставшимся поколбаситься и наобщаться в свое удовольствие.

Что оставшиесья, конечно же, сделали :)










Вот здесь можно почитать взгляд со стороны гостя (в роли пилота - Стас)

http://wasin.livejournal.com/457430.html

А здесь есть кое-что из будней тренажерных подготовок

http://denokan.livejournal.com/83251.html

Спасибо за внимание!

Желаю всем хорошего настроения!



Previous post Next post
Up