Профессия - Пилот-инструктор. Часть 5. Рекомендации по обучению.

Jan 05, 2015 20:20

Продолжение. Остальные части здесь.

Итак, Вы все-таки решились стать Инструктором. Прошли соответствующую теоретическую подготовку и с честью прошли практические занятия.

А что же дальше? В чем, к слову, по-Вашему мнению будет заключаться Ваша работа инструктором?

И как делать ее качественно?

--==(о)==--
Немного о реалиях подготовки инструкторов в РФ
Думаю, я не сильно ошибусь, если Ваши "практические занятия" представляли собой тренировку на тренажере и несколько полетов на самолете, при этом на тренажере оценивались Ваши "умения в правом кресле исправлять вводимые инструктором отклонения в параметры полета", а на самолете - умение просто выполнить полет из пункта А в пункт Б. И уж почти 100% Ваши полеты проходили без присутствия настоящего обучаемого в кабине.

Скорее всего даже в АУЦ Вы не проходили тренинги по практическому применению теоретических знаний о способах обучения - например, проведение брифингов или наземных занятий.

Расскажите о Вашем опыте, если таковой имеется. Скажите мне, что я неправ, что в Вашем случае все было по-другому, и я очень этому порадуюсь!

Не так давно в приватной беседе один инструктор, перешедший из зеленого эрбаса в белый, с пеной у рта высказвал непонимание нашими нововведениями, которые предписывают инструктору-стажеру проводить тренировки настоящих обучаемых под наблюдением действующего инструктора. Мол, глупости это все. Надо просто проверить его умение летать с правого кресла, как это "всегда в старом добром прошлом было". Самое для меня печальное,  в том, что он практически мне ровесник...

Почему-то в России, когда человека повышают до инструктора, и он сам, и начальники, его повысившие, рассматривают его инструкторскую работу исключительно как "полетать с обучаемым". Еще удивительнее, когда человеку присваивают инструкторский допуск лишь для того, чтобы "делать провозки".

Не так. Став инструктором, Вы должны быть готовы к тому, что будете обучать не только в самолете, но и на земле. А под "землей" подразумевается не только тренировки на тренажере, для проведения которых нужно будет получить еще допуск, но различные подготовки, которых на сегодняшний день очень много и все они требуют подписи инструктора.

Конечно, как вариант, можно действительно просто "расписаться" на бланке... однако, я верю, что это не подходит для тех, кто дочитал данный материал от начала и до этого места.

--==(о)==--
Рекомендации по подготовке и проведению наземных занятий

Для того, чтобы Ваше обучение было качественным, следует разбраться с тем, как люди учатся, и какие методики позволяют улучшить обучение.

Я попробую использовать метод "от обратного".

Ситуация 1
Представьте себя в роли пилота, который переучивается в учебном центре. Вы только приступили к первой части обучения - теоретическим занятиям. Предположим, что  данные занятия проводят два инструктора.

Первый инструктор:
 - всегда опаздывает на начало занятия;
 - при проведении занятия читает материал с листа, делая паузы и чему-то удивляясь;
 - читает материал монотонным голосом, сидит на одном месте весь час, который требуется для прочтения;
 - окончанию занятия инструктор явно рад еще больше, чем Вы.
 - испытывает явный дискомфорт от Ваших вопросов, при этом на большую их часть не может дать ответ, либо его ответ не соответствует тому, что Вы прочитали сами. Приходит в негодование, если Вы указываете ему на это несоответствие.

Второй инструктор:
 - приходит минут за двадцать до начала занятия;
 - проводит лекцию по памяти, при этом использует наглядные пособия - визуальный и/или аудио материал;
 - активно вовлекает слушателей в обсуждение материала по мере раскрытия проблемы;
 - приводит примеры из жизни, но не превращает лекцию в автобиографию;
 - делает пятиминутную паузу через каждые полчаса, позволяя слушателям свободно выйти из аудитории, либо обратиться индивидуально с вопросом;
 - после окончания занятий приветствует вопросы и, более того, выслушивает тех, кто захотел обратиться индивидуально, вместо того, чтобы покинуть офис и ехать домой.
- Безмерно Вас удивил, когда не смог ответить на Ваш вопрос. Но еще больше поразил Вас через день, когда встретил Вас в штурманской комнате и дал подробный ответ со ссылкой на первоисточник.

Ситуация 2
Представьте себя в роли пилота, который перучивается на новый для себя самолет. Вы проходит И снова перед нами выступают уже известные нам инструкторы:

Первый инструктор
 - Вы уже пришли на брифинг, а инструктора еще полчаса нет- ведь ему проблемно добраться до учебного центра в такую рань;
 - при проведении брифинга не интересуется ни Вами, ни Вашим прошлым опытом, ни Вашими успехами/проблемами на прошлых сессиях;
 - по ходу брифинга Вы испытываете сомнение в том, что Вы еще учитесь. Вам начинает казаться, что Вы находитесь на чек-райде, так как инструктор только и делает, что задает очень каверзные вопросы, иногда к теме предстоящей тренажерной сессии не относящиеся, вместо того, чтобы рассказывать и объяснять;
- так как Вы не отвечаете на многие вопросы, еще до начала сессии инструктор начинает кричать и пугать Вас разными карами за то, что "ничего не знаете";
- за весь короткий брифинг инструктор ни разу не взял в руки маркер, чтобы нарисовать какую-нибудь схему на доске, ни разу не использовал бумажный плакат с кабиной самолета. Неудивительно - ведь он все еще задает каверзные вопросы.

Второй инструктор:
 - Вы пришли на брифинг за 20 минут до его планового начала, а Ваш инструктор уже здесь;
 - инструктор начинает брифинг со знакомства с Вами, Вашим прошлым опытом, представлением себя;
 - перед тем как начать рассказывать тематику предстоящей сессии, инструктор интересуется Вашими успехами/неудачами на прошых сессиях. Более того, оказывается, что инструктор еще вчера звонил Вашему прошлому инструктору, узнать о Ваших успехах/неудачах.
- инструктор ведет брифинг четко и по делу, в полной мере используя визуальный материал, имеющийся в комнате для брифинга;
- периодически инструктор задает вопросы по только что пройденной тематике, чтобы убедиться в Вашем понимании материала;
- Заканчивает брифинг достаточно заранее, чтобы вместе с Вами выпить кофе в комнате для отдыха и в непринужденной обстановке закончить брифинг ответами на Ваши вопросы.

Вероятнее всего, Вы сталкивались с обоими примерами в жизни - неважно, в летной деятельности или вне ее (например, в годы учебы после школы). Исключительно статистики ради я хочу задать вопрос: какой тип инструкторов (преподавателей) Вы встречали чаще?

Так вот, какому инструктору следует первую букву в слове писать как "И"?

--==(о)==--
Конечно, я намеренно взял две противоположности - черное и белое. В жизни полутонов гораздо больше.

Инструктор может быть умницей, быть ходячей энциклопедией, знать системы "А" и "Ы"... Однако, на его лекциях Вы будете засыпать и ничего не запомните лишь потому, что он не следовал простым рекомендациям.

Итак. Как люди учатся?
Существуют разные типы людей. Но исследования показывают, что в общем случае, 80% восприятия окружающего мира осуществляется через зрение. И 20% - через все остальные органы (слух, осязание, обоняние).

Одним из наиболее эффективных способов преподнесения материала является ипользование ВИЗУАЛЬНЫХ пособий. Если Вы хотите что-то рассказать... нарисуйте это на доске. И комментируйте по ходу рисования.

Заранее подготовьте презентацию, плакаты. Очень способствуют короткие видео по теме. Главное - чтобы материал был хорошо виден, чтобы слушателям не приходилось напрягаться. Поэтому - пишите БОЛЬШИМИ БУКВАМИ. Не мельчите.

Например, одновременный рассказ о методике выполнения визуального захода на посадку и рисование профиля от рубежа к рубежу. по мере повествования.

При этом Вы на доске пишете рекомендуемые скорости, конфигурации, колл-ауты на каждом рубеже. В итоге внимание слушателей более узко направлено на то, что Вы уже нарисовали и то, что рисуете сейчас, вместо того, чтобы забегать вперед, если Вы используете готовый плакат. По окончании рассказа у Вас на доске нарисован готовый профиль, и Вам остается сделать краткое повторение основных моментов, как закрепление только что построенного фундамента.

Умейте говорить
Ваша речь должна быть четкой, связной, без "мычания", "нуканья" и прочих слов-паразитов. Избегайте сложных терминов, фраз и конструкций из слов, если можно применить более простые.

Избегайте монотонности. Ваши ученики уснут на самом, как Вам кажется, интересном месте. Или потеряют внимание к нити Вашей лекции, что, в общем, одно и то же. Поэтому - применяйте ораторское мастерство - изменяйте тональность, громкость своей речи. Периодически давайте отдохнуть своим слушателям - вставляйте анекдот, либо рассказ из жизни. Короткое, но интересно видео так же подойдет.

Не сидите (не стойте) весь час на одном месте. Внимание слушателя снижается по мере лекции, однако, если Вы просто смените "диспозицию" - это позволит снизить монотонность Вашего выступления. Конечно же, не надо мельтешить, бегая из одного угла в другой.

Умейте слушать
Обязательно слушайте студента. Проявляйте интерес и участие к тому, что он говорит. Расположите его к себе и, возможно, он признается в тех проблемах, которые являются для него препятствием в обучении.

Умейте себя подать
Позаботьтесь о своем внешнем виде. Не обязательно надевать костюм с бабочкой, но даже простые джинсы и рубашка не должны быть мятыми и грязными, а ботинки - грязными.

При близком общении - например в тесной комнате для брифинга неприятные запахи, коим источником являетесь Вы, могут стать препятствием между Вашей лекцией и восприятием слушателей-пилотов. Еще более критично данное правило в кабине самолета. Не стесняйтесь принимать душ, в России это все еще дешево. А если Вы курите - для устранения ужасного табачного запаха есть вполне дешевые способы.

Разговаривая со студентом(-ами), не глядите в потолок или под ноги. Глядите в аудиторию или на лицо конкретного слушателя, к которому обратились с вопросом. И если Вы задаете вопрос, будьте доброжелательны, не стройте на своем лице третью мировую.

Будьте открытым для вопросов
Всегда приходите заранее - для того, чтобы слушатели получили возможность задать вопросы, накопившиеся до лекции.

В течении занятия поощряйте вопросы слушателей.

По окончанию занятий не торопитесь домой. Предложите слушателям задать вопросы по только что изученному материалу - возможно, кто-то стеснялся задавать вопрос на публике, дайте ему возможность задать вопрос индивидуально.

Знайте ответы на вопрос
Вы явно не завоюете уважение студента, если постоянно не можете ответить ни на один вопрос. Поэтому, прежде чем преподавать ту или иную тематику - изучите ее самостоятельно, изучите литературу, на которую ссылаетесь в своей лекции. Умейте показать студенту "где это написано", умейте дать совет "что почитать" по данной теме.

Готовьтесь к тому, что слушатели будут задавать Вам вопросы совершенно не по теме - ведь это их шанс получить ответ на проблемные вопросы, например, по летным процедурам. Поэтому... будьте Инструктором с большой буквы "И", о котором мы говорили в прошлых частях.

Не бойтесь не ответить на вопрос
Ни один человек в мире не может знать все. Ваш студент может задать вопрос, на который Вы прямо сейчас не готовы ответить правильно. Худшее, что Вы можете сделать - начать изворачиваться, пытаясь показать студенту, что Вы ответ знаете, или же грозно приказть ему самому узнать ответ и в следущий раз доложить. Если Вы так делаете - считайте, что Вы на полпути к потере уважения и доверия у своего слушателя.

Скажите вопрошающему:"Это хороший вопрос! Боюсь, что прямо сейчас я не могу дать стопроцентный ответ. Мне потребуется некотрое время, я постараюсь ответить завтра." И завтра ответьте на вопрос и покажите, где это было написано.

Как одна из полумер, когда Вам действительно некогда, но Вы точно знаете, где слушатель может найти ответ  - дайте ему конкретное направление. Например: "Я не могу точно ответить на этот вопрос, но я уверен, что ты найдешь ответ в РПП Часть А глава 35, так как эта глава посвящена данной теме".

--==(о)==--
Вернемся к упомянутому выше инструктору-умнице, слушатели которого никак не могут усвоить материал.

Главная ошибка того парня в том, что он... хорошо рассказывает, но плохо спрашивает. Он посвящает час монологу, блестяще рассказывая материал, обращаясь к плакатам и доске, но все, что он делает для контроля усваиваемости материала, это вопрос: "Ну что, все понятно?"

Конечно, понятно - ведь инструктор так хорошо ответил сам себе по поставленной теме. Если бы слушатели были не учениками, а экзаменаторами - они обязательно поставили бы инструктору пятерку за показанные знания.

Однако на следующей сессии выясняется, что данные слушатели мало что... запомнили.

Инструктор забыл про важнейшую часть занятия - проверка того, насколько ученики поняли и запомнили тему.

Недостаточно рассказать! Не менее важно убедиться, что материал усвоен. И банального вопроса "Все понятно?" - увы, недостаточно. Надо потратить время и дать шанс студентам высказаться по теме занятия.

А если занятие длинное, комплексное - его следует разбивать на блоки, и подтверждать усвоение после каждого.

Например, в вышеуказанном примере про визуальный заход и маркерную доску, следующим действием инструктор должен попросить пилотов... повторить рассказ инструктора. Инструктор стирает заметки про "конфигурацию", "скорости" и "колл-ауты" на рубежах, ведет указкой от рубежа к рубежу и просит обучаемого рассказать, что именно он должен сделать/обеспечить.

Монолог следует периодически превращать в диалог. Есть очень простая методика, работающая стопроцентно - если Вы задали вопрос и, вдруг, обучаемый не смог ответить (например, "какое ограничение по скорорсти при полете с закрылками 1"?) - дайте сами ответ, и затем задавайте тот же вопрос  через некоторые периоды времени, даже если Вы сейчас обсуждаете совершенно иную тему.

Данная простая методика работает во всех случаях!

--==(о)==--
На сегодня - все!

В следующей части я попробую поделиться своими соображениями по поводу проведения тренажерных подготовок.

Продолжение следует

PS Как всегда - не стесняйтесь обсуждать и выступать с конструктивной критикой!



Пилот-инструктор

Previous post Next post
Up