Прекрасная статья, хоть и старая, но по-моему очень актуальная.
…
Эксперимент не ставил задачу
определения общественной значимости художников и их картин, тем более что
представленные репродукции имели разное качество исполнения и разные размеры.
Интересовал сам принцип оценивания: если художник - это источник информации, а
зритель (реципиент) - приемник, то картина - средство передачи информации,
реализуемое с помощью языка живописи. И художник, и реципиент - личности, и в
зависимости от личностных особенностей может передаваться и получаться разная
информация.
В. Налимов стал предлагать своим коллегам - математикам и физикам - ранжировать
репродукции и собрал интересный статистический материал. Построенные кривые
распределения оценок оказались разными для разных картин - и по положению, и по
конфигурации. С одной стороны, выделялись картины, которые воспринимались не
так, как другие. С другой стороны - группа экспертов, воспринимающих живопись
по-своему Тезис "о вкусах не спорят" оказался правильным в его узком
толковании: единого мнения быть не может, но существуют определенные разные
мнения.
Исследование нужно было продолжить. Вокруг инициатора собралась группа:
математик, программист, художник и информационный работник - автор этой книги.
Решили сделать новый набор репродукций, ограничившись произведениями беспредметной
(абстрактной) живописи, чтобы выделить чистую эстетику красок и форм, не
отвлекая экспертов содержанием. Число картин было ограничено девятнадцатью,
чтобы "эксперты" испытывали меньшие трудности при расстановке.
Репродукции стали путешествовать по московским институтам. Как относились к
эксперименту ученые-эксперты? По-разному. Одни (многие) с восторгом и участием.
Другие с осторожным интересом и предубеждением, что все это недоступно их
пониманию. Третьи категорически отказывались участвовать в опыте, даже не
выяснив его суть (среди них было в десять раз больше лиц пожилого возраста, чем
среднего, и ни одного молодого ученого). Кстати, с этим обстоятельством
сталкиваются все социологи, фиксируя тем самым определенные свойства личности и
социальной группы. В целом коллекцией картин чаще восхищались физики и
математики и реже - гуманитарии.
Итоги превзошли ожидания.
Во-первых, выделились 9 типичных "женских" и "мужских"
картин, а по 5 картинам, оказывается, можно определить возраст реципиента с
точностью до десяти лет. Характерным примером служит фреска известного
художника Г. Мата в здании Секретариата ЮНЕСКО в Париже, изображающая борьбу
рациональных сил с иррациональными и проникнутая определенным технокосмическим
звучанием. Она выдержана в мрачных синих тонах с желтыми и красными
вкраплениями, и на первые места ее поставили 10 процентов экспертов в возрасте
до 30 лет, 33 процен-та - от 30 до 50 и 72 процента лиц - старше 50 лет.
Оказалось, что одним из индикаторов возраста является цвет: более светлые
тона, яркие и спорные сочетания чаще нравятся молодым.
18 картин из 19 стали индикаторами профессиональной специализации. Вот выводы. Биологи
больше предпочитают природные краски и формы, чутко реагируют, когда "в
природе так не бывает", и не признают прямого заимствования
изобразительных средств как из природы, так и из техники; кроме того, они
испытывали несколько большие трудности при расстановке. Физикам и
математикам нравятся сложные, запутанные композиции; при этом как личности
они обнаруживали самую большую несхожесть во взглядах. Техники склоняются к
строгим геометрическим формам, любят чистые цвета, плохо разбираясь в полутонах
и сложных цветовых гаммах, и чаще голосуют за картины с инженерным звучанием.
Гуманитарии обычно ищут хотя бы иллюзию предметности и труднее всего идут на
ассоциации. Лица, относящиеся по склонностям, образованию и опыту работы
сразу к нескольким из этих категорий, обнаруживали соответствующее смешение при
расстановках; при этом у них проявлялась такая же, как у физиков и математиков,
личностная индивидуальность.
Одну-единственную картину - "Вита сегрета" ита-льянского художника
Дж. Сантомазо, как оказалось, чаще предпочитают те, чьи родители имеют
начальное образование, тогда как выходцы из интеллигентных семей обычно отводят
ей последние места.
Наряду с естественниками большую трудность и нерешительность при расстановке
испытывали женщины-ученые, выполняющие рутинную работу. Творческих личностей
явно привлекают картины, заставляющие думать и вызывающие неожиданные ассоциации.
Не говорит ли это о том, что среди гуманитариев меньше лиц такого склада?
Творческие работники, а также в целом женщины и молодые ученые более
эмоционально воспринимают живопись. Среди тех, кто после расстановки выразил
желание иметь у себя некоторые репродукции (необязательно для того, чтобы
повесить на стену, а просто изредка смотреть на них) - больше творческих
работников, а также в целом мужчин и молодых.
Итак, личность, несмотря на свою неповторимость, в чем-то обнаруживает сходство
с другими личностями и входит с ними в разные социально-демографические группы.
Все свойства личности тесно связаны между собой: структура интеллекта, психика,
характер, культурно-образовательный уровень, вкусы.
Существуют люди, представляющие закрытую (интроверсную) информационную
систему: внутренние потоки информации преобладают над внешними и
захватывают прямую долговременную или ассоциативную память. К ним относятся
многие специалисты. Тезаурус у них стабильный, то есть почти не перемещающийся
в информационном пространстве и потому предрасположенный к вырождению.
Существуют идеальные специалисты - социальные амбаверты (то есть не
интраверты и не экстраверты): внешние и внутренние информационные потоки
уравнены, при этом, как правило, доминирует ассоциативный тип памяти.
Тезаурус их интересов постоянно перемещается в информационном пространстве. В
искусстве они ищут решение жизненных проблем и придают значение его
экспериментальной роли.
Есть культурные дилетанты - экстраверты - открытые информационные
системы, но потоки информации обычно не заходят глубже прямой долговременной
памяти. В искусстве им нравится модная дискуссионность.
И наконец, есть обыватели: информационная система у них не развита,
по мощности внешние и внутренние потоки хотя и уравнены (амбавертная система),
но мощность явно мала для удовлетворения естественных информационных
потребностей. Это объясняется тем, что процессы не заходят глубже внешней,
оперативной памяти, и пока человек "ест" - он "сыт".
Характерным примером служит пресловутый образ старушки, которую можно встретить
в любом городе и на любой улице и которая прекрасно знает, кто где живет и что
в каждой семье делается. Эта старушка обрабатывает объемы информации,
эквивалентные тому, что делает главный инженер какого-нибудь завода. И налицо
все основные информационные процессы: она более или менее активно собирает
информацию, хранит в своей оперативной памяти, немножко видоизменяет
(творческое отношение?) и активно передает другим.
Если вы присмотритесь к обывателям в кино, то выделите несколько их типов - сентиментальных,
развлекающихся, патетиков и эклектиков. Сентиментальность чаще
проявляется у молодежи и женщин с начальным и средним образованием.
Развлекающиеся - чаще рабочие-мужчины. Патетики - люди пожилого возраста со
средним образованием, пенсионеры, домохозяйки, сельские жители; их страсть -
фильмы о необыкновенных людях и экзотика. Эклектики - тоже большей частью
пожилые крестьяне и рабочие, пенсионеры, с небольшим образованием; им нравятся
почти все фильмы.
Здесь важно сделать следующий вывод: если специалист чаще находится под
угрозой информационных перегрузок и интуитивно старается оградить себя от
лишней информации, то обыватель чаще испытывает информационный голод и вынужден
прибегать к искусственно создаваемым информационным ситуаци-ям. Это
особенно удается игрокам в настольные игры.
К сожалению, мы еще очень плохо знаем людей, с которыми живем и работаем.
Удивительно, но мы мало знаем самих себя. И что самое удивительное: не
испытываем слишком большого желания знать о себе побольше. Это порою вопиющее
незнание людей становится тормозом нашего движения вперед.
Не следует распространять принцип социальною равенства на равенство
психологическое, интеллектуальное. Люди не делятся также на плохих и хороших. В
большинстве своем они обыкновенные, но очень разные. И это разное нужно уметь
видеть, уметь уважать и уметь им административно пользоваться. Знаете ли вы,
что нет неспособных людей, а есть те, кто работает не по способностям? За
редким исключением, талант не раскрывается сам собой - его нужно распознать,
разрыть и развить.