ППК-У, ППД-1 ..... или спасёные жизни братьями Дорониными

Jan 19, 2012 11:08






"...И молимся, чтобы страховка не подвела."
Владимир Высоцкий


Когда я иду по Новодевичему кладбищу у меня немного другое впечатление. Не как по могилам, а как по страницам истории..... Вехам героизма моей страны. * * *  Здесь те, кто делал эту, нашу жизнь.
"Hic locus est ubi mors gaudet succurrere vitae"   Да, ...  "Это место, где смерть охотно помогает жизни" 
(Надпись на Парижском анатомическом театре)

Мы не  манкурты...у которых волосы вросли в мозг и они напрочь забыли свои корни..., откуда мы вышли и зачем. Нам просто необходимо помнить, ценить нашу историю. И делать выводы. И цвинтар, некрополь, мемориал, кладовище... просто место,
где есть время подумать о душе.


Разновидности первого полуавтомата конструкции Дорониных, разработанного в 1938 г.: 3-х секундный прибор для автоматического освобождения привязных ремней катапультных кресел пилотов; 3-х секундный анероидный полуавтомат для раскрытия парашюта на высотах от 500 до 4000 м; единый комбинированный 5-и секундный прибор для раскрытия на высоте от 300 до 8000 м.  (Политехнический музей. г.Москва)

На Новодевичьем кладбище в Москве недалеко от главного входа стоит очень скромный надгробный камень, с высеченными на нем именами четырех братьев - подполковника Анатолия, полковников Николая и Вениамина и генерал-майора Владимира Дорониных. По путеводителю и плану-схеме по цвинтару они увы не числятся  в "Великих людях"..... 
Но, для десантника. парашютиста,  лётчика  нет дороже имён в ряду с ... Леонардо,  Котельниковым,  Маргеловым...  Я расскажу вам сегодня много интересного о них...



Братья Доронины (слева направо): Николай, Владимир, Анатолий

Спектакль перед Госкомиссией

В назначенный день в авиационную Госкомиссию вошли трое молодых людей в форме железнодорожников. Старший представился:
- Николай Доронин. А это мои братья - Владимир и Анатолий.
- Позвольте, - ответили им, - в комиссию приглашены изобретатели-инженеры Доронины...
- Мы и есть изобретатели Доронины, только пока еще не инженеры, а студенты, - улыбнулся Николай и положил на стол небольшой металлический предмет. - Вот наш прибор. Он раскрывает парашют в любое заданное время в течение 180 секунд.

Комиссия уже была знакома с конструкцией этого прибора по чертежам, присланным на конкурс; главную часть прибора составлял оригинальный часовой механизм. Перед прыжком парашютист включал этот механизм, и через нужное число секунд парашют раскрывался.

Члены комиссии настороженно отнеслись к изобретению студентов: на вид прибор казался очень хрупким, а его авторы были очень молоды. Кроме того, несколько десятков уже были испытаны и ни один из них полностью не отвечал условиям конкурса: прибор должен действовать абсолютно точно, безотказно, хорошо выдерживать толчки, удары и встряхивания, возможные при прыжке с парашютом. Такие качества нелегко объединить в небольшой конструкции.

- Что ж, приступим, - сказал председатель комиссии, передавая прибор Николаю. - Я хочу, чтобы мой парашют раскрылся через 114 секунд после отделения от самолета.

Все вынули секундомеры.
- Подождите, - попросил Николай, - мы еще должны приготовиться.
Владимир вышел из комнаты и принес толстую доску, дюймовый гвоздь и кусок веревки, положил их на стол комиссии.
- Теперь можно начинать, - сказал Николай.- Я хочу, чтобы мой парашют раскрылся через 114 секунд, - сказал председатель комиссии Эйдеман.

Прибор включили. И тут произошло нечто неожиданное. Младший из братьев схватил прибор и с силой швырнул его о стену.
- Что вы делаете! - испуганно крикнул председатель.
Но Анатолий, не обращая внимания на возгласы присутствующих, поднял прибор, привязал к нему веревку и стал быстро крутить над головой. Члены комиссии даже привстали со своих мест - подобных испытаний им видеть еще не доводилось. Затем Владимир Доронин взял толстую доску и своим изобретением стал забивать в нее гвоздь. Сильные удары следовали один за другим, пока шляпка гвоздя не вмялась в древесину.

Прибор передали председателю, а Николай, глядя на секундомер, предупредил:
- Через пять секунд парашют будет раскрыт.

Ровно через пять секунд послышался громкий щелчок - прибор сработал. Опыт повторяли много раз. На земле прибор действовал безотказно. Но окончательное добро Государственная комиссия могла дать только после серии настоящих испытаний в воздухе.

Так было объединено время и давление и  был испытан этот прибор.. А теперь расскажу о людях сделавших его:

источник  
Три брата сконструировали первый в мире прибор для автоматического раскрытия парашюта

Земляки, уроженцы станции Кимильтей, Николай, Владимир и Анатолий Доронины своим изобретением совершили настоящую революцию в СССР. Это было в 1938 году, когда при неудачном приземлении погибли две опытные спортсменки - их парашюты раскрылись слишком поздно. По всей стране объявили конкурс по созданию прибора, автоматически раскрывающего парашют в заданное время. Никому доселе не известные студенты Доронины из Сибири изобрели такой прибор, положив в его основу часовой механизм обычного серийного будильника. С ним парашютисты могли совершать прыжки с любых высот, в самых сложных погодных условиях. Прибор Дорониных долго считался эталоном, но со временем претерпел множество изменений. За свои уникальные изобретения в 50-х годах Доронины стали дважды лауреатами Сталинской премии.
В семье стрелочника и сторожа железнодорожной станции Кимильтей Иркутской области - Дмитрия Ефимовича и Ульяны Ивановны Дорониных - было пятеро детей: сыновья Николай, Владимир, Анатолий, Вениамин и дочь Анастасия. Старожилы рассказывают, что жили Доронины дружно, дети помогали отцу как и чем могли. Старший, Николай, был мастером по изобретению и изготовлению силков для ловли дичи. Без добычи домой не возвращался. Сам смастерил дробокат, изготовлял дробь такую, что от магазинной не отличишь. Страсть к изобретательству была общей чертой братьев: мальчишками они долго возились над постройкой аэросаней, подростками конструировали ветряные двигатели. Все работали на железной дороге: Николай - кондуктором, Владимир - слесарем в паровозном депо, Анатолий - монтером на железной дороге.

Молодых комсомольцев Дорониных послали на учебу в Москву. Николай и Анатолий поступили в институт инженеров транспорта, а Владимир - на самолетостроительный факультет Московского авиационного института им. Серго Орджоникидзе. В общежитии тогда расселялись по принципу землячества, и Владимир Доронин жил в одной комнате с Михаилом Янгелем, будущим известным ученым с мировым именем, а тогда - молодым парнем из далекой деревни Зыряновой Иркутской области.

Судьба крепко связала всех братьев Дорониных с авиацией. Случилось это так.

Испытания в холодильниках

Весть о гибели двух советских парашютисток, Тамары Ивановой и Любы Берлин, обсуждали в студенческом общежитии, где жили Доронины.

- Их парашюты раскрылись слишком поздно. Неужели нельзя сделать прибор, который бы сам в нужное время раскрывал купол! - воскликнул Николай.

Братья узнали о конкурсе, объявленном по всей стране, на изобретение именно такого прибора, а поскольку они еще в детстве увлекались конструированием, то решили попробовать свои силы. Политехнический музей разрешил Дорониным изучать конструкции парашютов, институт инженеров транспорта предоставил свои учебные мастерские, станки, инструменты, материалы, а испытания прибора в условиях низких температур они проводили в научно-исследовательском холодильном институте.

Работу Дорониных приняла специально созданная Государственная комиссия по испытанию приборов, в которую вошли известные ученые, специалисты в области радиодинамики, самолетостроения, представители заводов, изготавливавших парашютную технику.

В одном из интервью в 1982 году Владимир Доронин рассказывает:

"Жюри всесоюзного конкурса предстояло из трехсот работ выбрать одну. Янгель нам посоветовал: продемонстрируйте прибор в самых жестких условиях. И мы разыграли перед жюри небольшую сценку..."

Спектакль перед Госкомиссией (смотри об этом событии вверху статьи)
.....

Недоверчивые парашютисты

Провести испытания изобретения, получившего название ППД-1 (парашютный прибор Дорониных) поручили опытным спортсменам - Романюку, Аминтаеву и Гульнику. Парашютисты тщательно изучили новый прибор, тысячи раз проверили его работу на земле.

"А как будет в воздухе? Прибор всем нам нравился, но мы подавляли в себе это чувство. Испытатель обязан быть недоверчивым. Проверить действие прибора в самых неблагоприятных для него условиях - вот в чем заключался смысл нашей работы" - писал позже в своей книге Василий Романюк.

Всего испытатель выполнил 19 прыжков, первый из них - с высоты 1200 метров, свободное падение продолжалось не более 10 секунд. С каждым новым прыжком увеличивались высота и время свободного падения, и ни разу прибор не отказал. Пришло время последней, самой ответственной проверки механизма - на больших высотах, при низких температурах, в условиях разреженной воздушной среды.

"Я получил задание выполнить прыжок с высоты 7000 метров и раскрыть парашют через 80 секунд после отделения от самолета, - рассказывает Романюк. - Подготовительными работами руководил военный инженер 2-го ранга Шацкий, укладывал парашют самый опытный в то время специалист Незяев. Начальник метеорологической станции меня обрадовал, сообщив, что погода будет хорошая. В день прыжка с рассветом я был уже на аэродроме".

22 июля 1939 года в 5 часов 20 минут тяжелый самолет поднялся в воздух. В кабинах похолодало, дышать стало труднее. Стрелка показала 7000 метров. Земля с такой высоты просматривалась с трудом. Романюк отключил бортовое питание кислородом и перешел на индивидуальный баллончик, закрепленный на ранце запасного парашюта.

Открылся люк, на приборной доске радиста вспыхнула зеленая лампочка. Романюк с силой оттолкнулся и прыгнул. Парашютный прибор Дорониных, включенный пусковым фалом, уже работал, отсчитывая время падения испытателя, скорость достигла 60 метров в секунду. По мере приближения к земле воздух становился теплее.

Рывок. Механизм раскрытия парашюта сработал. В глазах у испытателя на время потемнело, но это быстро прошло. Романюк поднял глаза вверх. Над ним спокойно раскачивался огромный цветной купол парашюта.

- Ну как? - спросил у Романюка инженер, проводивший испытания, после приземления.

Парашютист энергично поднял вверх большой палец.

- Что ж, так и запишем, - резюмировал Гульник, вынимая из планшетки тетрадь, в которую заносились результаты.

"Ваш фронт - на полигоне"

Этим прыжком завершилось испытание прибора Дорониных. Он работал точно и безотказно. Успешно пройдя все государственные испытания, изобретение Дорониных получило всеобщее признание и, как говорили в то время, способствовало быстрому развитию массового советского парашютизма.

На другой день в центральных газетах опубликовали сообщение о рекордном прыжке Василия Григорьевича Романюка, рассказали и об изобретателях первого в мире прибора, раскрывающего парашют. Это был триумф не только испытателя парашютной техники, но и неизвестных доселе студентов из Сибири - Николая, Владимира и Анатолия Дорониных.

С той поры и навсегда братья Доронины связали свои судьбы и жизни с Военно-воздушными силами страны. По окончании института Владимир и Николай получили направление на заводы, Анатолия призвали в армию.

К началу Великой Отечественной войны ППД-1 снабдили уже ряд десантных частей. Изобретение работало.

Рапорты Дорониных об отправке на фронт военкомат отклонил:

- Вы изобретатели, ваш фронт на полигоне, - ответили им и зачислили их в летно-испытательный отряд воздушно-десантных войск.

За годы войны Доронины разработали семь новых видов приборов, в том числе универсальную подвеску для сбрасывания с парашютом габаритных грузов. Она применялась при доставке оружия и продовольствия партизанским отрядам, действовавшим в тылу фашистов.

24 июня 1945 года Анатолий, Николай и Владимир принимали участие в Параде Победы на Красной площади в Москве. А спустя полгода, включив радио, в "Последних известиях" Владимир Доронин услышал: "...постановлением Совета Народных Комиссаров СССР присуждена Сталинская премия: Доронину Николаю Дмитриевичу, гвардии инженер-майору; Доронину Владимиру Дмитриевичу, гвардии инженер-майору; Доронину Анатолию Дмитриевичу, гвардии старшему лейтенанту, - за создание новых типов парашютных приборов, нашедших широкое применение в воздушно-десантных операциях Красной Армии".

Анатолий, Владимир и Николай за свои уникальные изобретения в 50-х годах стали дважды лауреатами Сталинской премии.

Генерал-майор Владимир Дмитриевич Доронин долгое время возглавлял первый отряд парашютно-спасательной службы первого поколения советских космонавтов. Он же отвечал за подготовку и десантирование с воздуха бойцов, вооружения и боевой техники при проведении крупномасштабных военных учений "Двина", стал лауреатом Ленинской премии. Младший из братьев Дорониных пошел своим путем, стал замечательным авиатором, инженер-полковником. Братья Доронины из Кимильтея вписали в историю российской авиации и космонавтики страны свои страницы.

Использован отрывок из книги В.Г.Романюка "Заметки парашютиста-испытателя"

 

Заслуженный тренер СССР по парашютному спорту, Герой Советского Союза (1957), полковник.  Родился 30 января 1910 в м. Драбов, ныне пгт Черкасской области, в семье рабочего. Украинец. Член КПСС с 1930. Окончил 7 классов, работал в совхозе.    В армии с 1928. Окончил Орджоникидзевское пехотное училище в 1931, Оренбургскую военную авиационную школу летчиков-наблюдателей в 1933, курсы инструкторов парашютно-десантной службы в 1934.    Заместитель начальника отделения по лётным испытаниям и парашютной подготовке - ст.инструктор-испытатель парашютов и катапультных установок НИИ ВВС полковник Романюк совершил 3475 прыжков, большинство из которых были экспериментальными - при полетах на сверхзвуковых скоростях и из стратосферы.    25 сентября 1945 г. он совершил затяжной прыжок из стратосферы. В то время опыта подобных прыжков практически не было. Барографы показали, что спортсмен покинул самолет на высоте 13108,5 м, в свободном падении он пробыл 167 секунд и раскрыл парашют на высоте 1000 м. Были перекрыты все существовавшие достижения как по высоте, так и по длительности падения с нераскрытым парашютом. Через два года Романюк установил новое достижение, прыгнув с высоты 13400 м с немедленным раскрытием парашюта.
    Романюк установил 18 мировых и ряд всесоюзных рекордов, ему были присвоены звания заслуженного мастера спорта и заслуженного тренера СССР. В авиационном спорте его называют парашютистом № 1.  За испытания парашютной техники и проявленные при этом мужество, отвагу и героизм 9 сентября 1957 ему, первому среди парашютистов-испытателей, было присвоено звание Героя Советского Союза.   В 1951 окончил Военно-воздушную академию.  С 1964 полковник Романюк - в запасе. Работал в НИИ. Автор книги "Заметки парашютиста-испытателя".   Жил в г. Щёлково Московской области. Умер в 1993 г.Награжден 2 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, Отечественной войны 1 и 2 степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Его именем назван переулок в пгт. Драбов.




КАП-3 и ППК-У
Страхующие приборы предназначены для автоматического раскрытия ранца парашюта или введения в действие других устройств через заданный промежуток времени или на заданной высоте.
КАП-3 - комбинированный автомат парашютный. ППК-У - полуавтомат парашютный, комбинированный, унифицированный

ППК-У - Полуавтомат Парашютный Комбинированный Унифицированный (прибор) - Предназначен для раскрытия ранца парашюта или введение в действие других устройств, раскрывающих парашют, парашютно-спасательные системы или включающих механизмы катапультных установок летательных аппаратов через заданный промежуток времени или на заданной высоте. Прибор может быть использован в качестве страхующего средства на спасательных, десантных, запасных, тренировочных и спортивных парашютах, когда парашютист по каким-либо причинам не может сам раскрыть парашют с помощью вытяжного кольца. Кроме того, прибор может быть применен для раскрытия замка разъема или включения устройства грузовой парашютной системы.

ТТХ  Диапазон срабатывания прибора:
  • по времени - от 2 до 5 сек.
  • по высоте - от 0,3 до 8 км (от уровня постандартной втмосфере, с превышением на 100 м).

Прибор работает в интервале температур внешней среды от -60 °C до +60 °C на высоте до 35 км. Усилие силовых пружин прибора во взведенном состоянии не менее 28 кгс. Время работы часового механизма после срыва блокировочного рычага с упора анероида 0,8 - 1,2 сек. Прибор рассчитан на срабатывание при полном рабочем ходе вытяжного троса 70 мм (кроме грузового варианта). Грузовой вариант прибора (ППК-У-гр) имеет рабочий ход вытяжного устройства 40 мм. Масса прибора без монтажных деталей не превышает 950 г. Технический ресурс прибора до первого планового ремонта составляет 500 срабатываний в течение 8 лет (решением комиссии по проведению технического осмотра парашютно-десантных средств эксплуатирующей организации разрешается увеличить срок службы до 10 лет).

При использовании прибора на самолетных катапультных устройствах технический ресурс до первого планового ремонта составляет 750 срабатываний при проведении регламентных работ и одноразовое катапультирование на протяжении того же календарного срока.

Варианты прибора

Каждый вариант прибора характеризуется его полным шифром. Варианты расшифровываются следующим образом:


  • первые четыре буквы (ППК-У) определяет наименование прибора - полуавтомат парашютный комбинированный унифицированный;
  • трехзначное число после наименования определяет длину шланга вытяжного механизма прибора (120, 165, 240, 405, 575 мм);
  • буква Т перед трехзначным числом обозначает, что прибор не имеет шланга. В этом случае трехзначное число после буквы Т определяет длину троса вытяжного механизма прибора (277, 424 мм);
  • буквы А, Б, В после трехзначного числа обозначают соответственно короткую, фигурную и удлиненную петли вытяжного механизма прибора.

Примеры расшифровки полного шифра прибора: ППК-У-Т277В - полуавтомат без шланга с тросом длиной 277 мм и удлиненной петлей; ППК-У-240Б - полуавтомат со шлангом длиной 240 мм с фигурной петлей, ППК-У-гр - полуавтомат грузовой (прибор не имеет гибкого шланга и используется с тросом длиной 146 мм).

Конструкция
Весь механизм прибора можно разделить на следующие основные части:
а) часовой механизм;
б) блокировочные рычаги;
в) анероидное устройство;
г) вытяжной механизм;
д) вспомогательные узлы и детали.
Прибор включается выдергиванием гибкой шпильки.

При прыжках с высоты ниже установленной по шкале высот часовой механизм обеспечивает срабатывание вытяжного механизма, раскрывающего ранец парашюта через промежуток времени, заданный по шкале времени прибора.

Если высота выше установленной по шкале высот прибора, то анероидное устройство (анероид) блокирует часовой механизм и препятствует его работе до тех пор, пока парашютист не достигнет высоты, превышающей на 100 м установленную по шкале прибора, это превышение компенсирует потерю высоты парашютистом за время от момента срабатывания вытяжного механизма, до момента наполнения купола парашюта. Таким образом, шкала высот характеризует примерную высоту по стандартно атмосфере, на которой раскрывается купол парашюта.





Литература:
ОАО "Второй Московский приборостроительный завод"
Приборы управления раскрытием парашюта братьев Дорониных



И традиции Дорониных живы...  источник
Дети и внуки Дорониных тоже в авиации.

Альбомы 1 альбом , 2 альбом выпускника Оренбургского Училища 1983 года. Владелец фотоальбома Доронин Виктор Валерьевич, полковник ВВС СФ. Потомственный лётчик.  Отец Виктора был лётчиком, добивался этого, преодолевая трудности, и мечтал, чтобы сын тоже стал лётчиком. А три деда- братья Доронины стояли у истоков советского парашютизма и Воздушно- десантных войск....



Валерий Доронин, отец  Доронина Виктора Валерьевича.




Анонс: В работе у меня ещё одна статья об одном изобретении братьев Дорониных.  Двухконусном замке. Его производстве и работе.  Ждите....



При размещении у себя на сайтах, блогах и группах не забывайте упоминать автора и источник.
С уважением, Грачёв Вадим © desants.livejournal.com

найдите меня  
 
 

 
  
 
vdv-r  ваш 
desants



 



 
 



ППК-У, матчасть, Воздушно Десантные Войска, парашютист, парашют, патриотика, ВДВ, музей Airborne

Previous post Next post
Up