Думая на неделе, чего б весёлого посмотреть, пришёл к выводу, что на возрождение комедийного жанра в нашей стране сейчас рассчитывать не приходится, и что Камеди Клаб - наше тёмное будущее и на ближайшие несколько лет тоже.Поскольку в импортном юморе нынче тоже вроде мало привлекательного, решил обратиться к классике. Пошёл купил собрание фильмов Чаплина. Его полнометражные фильмы я уже раньше смотрел, а теперь в моих руках оказалась коллекция его короткометражек, а их у него больше 60. На купленных мною дисках оказались не все, но почти все.Надо сказать, что творчество Чаплина можно практически поделить на короткометражный период и полнометражный. Первая его авторская полнометражка («Малыш») вышла в 1921, последняя короткометражка («Пилигрим») - в 1923.Фильмы с участием Чаплина начали выходить в 1914. И первой его киностудией была Keystone на которую он проработал аж весь этот год, успев сняться в 35 (!) фильмах, 34 из которых были короткометражными (о единственной полнометражке молодого Чаплина - подробней в свой черёд).Основатель и босс киностудии, продюсер и режиссёр Мак Сеннет был сторонником юмора непритязательного. Его фильмы обычно представляли собой набор трюков и гэгов, кое-как связанных в некое подобие сюжета. Действие часто крутилось вокруг конкуренции нескольких мужчин за женщину и заканчивалось обычно мордобоем. Публика того времени от таких фильмов балдела: ещё бы, все три кита кинематографа - ржачка, «тёлка» и «тачка», хотя нет, это позднее пошло драка - в одном флаконе.Такой характер киностудии, конечно, наложил отпечаток и на роли Чаплина. Тот, кто станет смотреть фильмы 1914, ожидая Чаплинского героя таким, каким он полюбился по более поздним полнометражным фильмам - честным, самоотверженным и искренне и нежно любящим женщин - обломается по полной программе. Бродяжка в фильмах Keystone обычно развязан, жуликоват и часто пьян. Особенно это заметно в тех фильмах, в которых Чаплину ещё не доверяли работу режиссёра и сценариста, а использовали лишь как актёра.Фильмы обычно не длиннее минут 15 и представляют собой по большей части эксцентричные зарисовки, в которых главный герой попадает в нелепые ситуации, а потом выпутывается из них со скандалом и дракой.Однако уже по ходу этого первого года нельзя не заметить огромного роста мастерства Чаплина, а главное - углубления его юмора. Постепенно фильмы становятся осмысленными, обретают интересные и действительно забавные сюжеты, в общем - приобретают оригинальность. Неудивительно, что к концу года Чаплин оставил киностудию, которая дала ему первоначальный разгон, но дальше уже могла его только тормозить.Далее - впечатления от просмотренных фильмов в порядке их выхода на экран.«Зарабатывая на жизнь» (“Macking a Living”). Актёрский дебют Чаплина в кино. Первое, что обращает на себя внимание - перед камерой держится как рыба в воде, никаких проблем с переходом из театра в кино. Собственно, это единственное, чем фильм интересен. Герой-жулик, занимающий у приятеля денег, чтоб «подкатить» к его же невесте, а потом крадущий его статью, даже внешне ничего общего с Бродяжкой не имеет. Длинные усы, пенсне, цилиндр, опрятный буржуазный костюм. Фильм - собрание трюков.«Детские автомобильные гонки» (“Kid Auto Races at Venice”). Фильм известен тем, что именно в нём впервые перед публикой появился Бродяжка, хотя, по свидетельству Чаплина, придуман он был при съёмках фильма, который вышел следующим, но снят был раньше. А данный фильм по сути даже сценария не имел - это была импровизация Чаплина, он с ходу изобразил бродягу, пытающегося влезть в кадр камеры, снимающей автогонку.«Необыкновенно затруднительное положение Мейбл» (“Mabel’s Strange Predicament”) вышло через день. Но именно на его съёмках Чаплин придумал Бродягу, хотя вернее он придумал пока только внешность, а характер пока был вообще противоположный. Как видно из названия, в центре фильма - вовсе не начинающий Чаплин, а уже состоявшаяся к тому времени звезда Keystone Мейбл Норманд. А Чаплину досталась второстепенная роль пьяного посетителя отеля, который пристаёт к главной героине, которая из-за нелепости оказалась в коридоре у захлопнутой двери в пижаме. Такому началу - и продолженье соответствующее: куча трюков, падений, попадание в чужой номер, прятанье под кроватью, ревность жены постояльца номера и парня главной героини… Короче - не стареющий сюжет.Чаплинский персонаж появляется иногда посреди очередной разборки и пытается сшибить остальных то ли непредсказуемой пластикой, то ли перегаром.Главное, что можно сказать, посмотрев всё это - Чаплин переиграл всех тогда более именитых коллег на голову, причём за счёт своей естественности. Он кувыркается, весь ходит ходуном как на шарнирах, но в его исполнении всё это кажется правдивым! Хорошая заявка на великое будущее.«Между двумя ливнями» (“Between Showers”). Обычная комедия Keystone. Эксцентричные трюки двух мужчин вокруг девушки и похищенного у полицейского зонтика. Уверен, не снимись в этом фильме Чаплин, никто б про это кино и не вспомнил.«Кино-Джонни» (“A Film Johnnie”). Бурлеск как он есть. Бродяжка (здесь его зовут Джонни, а не Чарли) забрёл на киностудию, принял всё происходящее перед камерой за чистую монету и, «спасая» актрису, устроил потасовку. Можно от души посмеяться несколько минут.«Танго-путаница» (“Tango Tangles”) примечательна тем, что тут Чаплин отошёл на время от недавно найденного образа Бродяги. Аккуратный, но подвыпивший молодой человек на танцах. Ни усов, ни мешковатой одежды, ни безразмерных ботинок, котелок и трость оставлены в гардеробе.Чаплин великолепен, да и в целом комедия не плоха. Сцены драк на скользком танцполе по-моему вообще уморительны. Всем советую посмотреть - Мастер отжёг!«Жестокая, жестокая любовь» (“Cruel, Cruel Love”). Как я понимаю - стёбная пародия на сентиментальные мелодрамы «про красивую жизнь». Герой Чаплина - граф, воркующий с жёнушкой. А служанка тем временем пытается привлечь его внимание. Графиня ревнует, а граф отправляется в гости к своему дружбану, который «чиста па приколу» налил ему пойла, от которого граф катается по полу, думая, что его отравили. А в конце приедут санитары и будет драка. По-моему, пародия удалась на славу.«Двадцать минут любви» (“Twenty Minutes of Love”). Дебют Чаплина как режиссёра и сценариста. Нет, фильм не о том, про что вы подумали. Своё название он получил потому, что в первоначальной версии его (фильма) длина составляла 20 сантиметров минут. Кстати, после перемонтажа, когда таблички с текстом отрезали и заменили субтитрами, он укоротился вдвое.Чаплин играет пройдоху, который то «подкатывает» к одной женщине, то, получив от её мужчины по шее, дарит другой часы, которые украл у её же ухажёра, который, правда, украл их у ещё одного человека. Так что в фильме раскрыта если не фундаментальная тема времени, то прикладная тема часов - точно.Главное, что видно из фильма - Чаплин с самого начала умеет создавать связные комедии с каким-никаким, а всё таки сюжетом.«Застигнутый в кабаре» (“Caught in a Cabaret”). В своём втором авторском фильме Чаплин обнаглел на столько, что замахнулся на создание комедии не только с сюжетом, но и со смыслом и даже ироничным текстовым юмором (разумеется - в закадровых табличках).Его герой - официант, которого познакомившаяся с ним богатая девушка приняла за влиятельную персону, а он не отваживается сказать ей правду. Сюжет стар как мир, но выглядит у Чаплина свежо, искромётно и пока без грусти.«Застигнутый дождём» (“Caught in the Rain”). Обычная комедия эры немого кино. Подвыпивший главный герой хотел «приударить» за замужней женщиной и снял номер в гостинице напротив её. А та оказалась лунатичкой и, во время отсутствия мужа, забрела в номер соседа. А муж оказался застигнут дождём и не вовремя вернулся… Короче, читаем сборники анекдотов. После двух предыдущих, новаторских для своего времени фильмов этот производит слабое впечатление, но посмеяться всё равно есть над чем. Хотя на мой вкус - мало.«Деловой день» (“A Busy Day”) выделяется среди всех фильмов Чаплина тем, что в нём он играет женщину. Не мужчину, переодетого женщиной, а именно женщину. И получилась прям бой-баба: скандалит на празднике, успешно дерётся с мужчинами, в том числе и с полицейскими. Опасная женщина.«Роковой молоток» (“The Fatal Mallet”). В этом фильме Чаплин сценаристом и режиссёром не был. Оно и заметно. Содержание: три мужчины беспорядочно пытаются вступить в беспорядочные связи с одной женщиной и на почве конкуренции беспорядочно дерутся между собой, активно при этом используя тот самый молоток. Даже жалко, что Чаплин в этом снимался.«Нокаут» (“The Knockout”). И здесь Чаплин не среди авторов. Keystone устроило «сессию всех звёзд», все были тут: Роско Арбакл, Минта Дарфи, Эдгар Кеннеди, Мак Свейн (он даже памятен ещё публике, в основном благодаря более поздней роли «Большого Джима» в Чаплинской «Золотой лихорадке»). А Чаплину досталась эпизодическая роль боксёрского рефери, который больше сам получает, чем судит. К сожаленью, вся сцена боя снята одним неподвижным планом и с большого расстояния, чтоб весь ринг был виден. Но всё равно видно, что в плане пластики Чаплину равных, по крайней мере среди актёров Keystone, не было.«Деловой день Мейбл» (“Mabel’s Busy Day”). «Хитовый» для Keystone в 1914 дуэт: Чаплин-Норманд. Она - торговка хот-догами на автогонках, он - зритель, желающий и пролезть на зрелище на халяву, и поесть так же. И он уж не знает: стащить ли у неё булочку, или помочь бороться с другими халявщиками? Пластика и мимика Чаплина и здесь превосходна.«Семейная жизнь Мейбл» (“Mabel’s Married Life”). Можно рассматривать как продолженье предыдущего фильма. Герои Чаплина и Норманд - супруги. Жена покупает боксёрский манекен и «дерётся» с ним, вымещая досаду. А потом приходит выпивший муж, замечает покупку, решает, что это какой-то мужчина пришёл к его жене, и вступает в бескомпромиссную схватку с «соперником». Чаплинская пантомима просто отличная, да и Норманд точно обедни не испортила.«Веселящий газ» (“Laughing Gas”). Тут герой Чаплина - ассистент стоматолога. Не дай бог попасть к таким «специалистам», как он и его босс… Даже веселящий газ, который они используют для анестезии, не спасёт. Подробней рассказывать бессмысленно - это надо видеть.«Реквизитор» (“The Property Man”). Забавная зарисовка про комический театр начала прошлого века, с бардаком и драками. Главный источник и самый активный участник и того, и другого, конечно - герой Чаплина, реквизитор.«Маскарадная маска» (“The Masquerader”). Комедия с переодеванием. Герой Чаплина пришёл на киностудию, но роли не получил. Он решил разыграть киношников и в следующий раз пришёл, переодевшись женщиной.«Его новая профессия» (“His New Profession”). Безалаберный племянник на прогулке не хочет сидеть с дядей, у которого нога в гипсе, а хочет пообщаться с девушкой. Он нанимает в качестве сиделки подвернувшегося Бродяжку. По осмысленности и юмору этот фильм достоин сравнения с «Роковым молотком». Будут и удары по забинтованной ноге, и свальные драки, и полиция, охаживающая всех дубинками на право и на лево, и массовые падения с пирса и прочий «типа юмар», который активно используют и по сей день. Даже странно, что такой фильм снял Чаплин.«Транжиры» (“The Rounders”). Пример «чёрного» юмора от Чаплина. Два соседа, устав от шумливых жён, крадут у них деньги и отправляются в кабак. Нажравшись до потери адекватности, угоняют лодку, засыпают в ней и тонут. Всё действие приправлено злой иронией закадровых титров, последний из которых: «Убаюканы в водной колыбели». Чаплин всё-таки оригинал - текстовый юмор в немом кино.«Новый привратник» (“The New Janitor”). Очередная попытка создать сюжетную комедию. Удачная. Герой Чаплина - новый привратник в каком-то учреждении - вступает в схватку с грабителем. Сцена у сейфа, в которой привратник отнимает у бандита пистолет, по-моему, достойна называться классической. И, по-моему, я теперь понимаю, откуда ноги растут у кучи подобных сцен, встречающихся во множестве безликих комедий и скетчей более позднего времени.«Эти муки любви» (“Those Love Pangs”). В общем-то, обыкновенная комедия своего времени. Обратила на себя внимание лишь одна деталь: главный герой начинает жутко смущаться, когда перед ним женщина приподнимает подол своей длинной до пят юбки, чтоб поправить носок. O tempora! O mores! Идёт октябрь 1914. Скоро такие юбки вообще перестанут шить, по крайней мере для массового потребления - материя нужна будет на мундиры.«Тесто и динамит» (“Dough and Dynamite”). Чаплин продолжает эксперименты. Комедия снова сюжетная, причём для своего времени сюжет очень развернутый. На фоне тогдашних 10-минутных комедий 28-минутный хронометраж Чаплинского творения кажется просто эпическим.На этот раз герой устраивается подработать в пекарню в то время, как пекари объявили забастовку. Мало того, что всё из рук валится, так в тесто «на прощанье» ещё и подложили динамит…«Нахальный джентльмен» (“Gentlemen of Nerve”). Главный герой пробрался на стадион и без конца ввязывается там в ссоры. Этот фильм вряд ли можно назвать творческой удачей Чаплина - он весь представляет собой беспорядочный набор гэгов и выглядит как не в меру затянутый скетч.«Его музыкальная карьера» (“His Musical Career”). По-моему - великолепная короткометражка. Главный герой вместе со своим старшим напарником в исполнении Мака Свейна должен доставить заказчику пианино на дом. Трюки с тяжёлыми предметами обеспечены. Кстати, именно из этого фильма - классическая сцена, которую часто показывают в документальных передачах про эру немого кино: двухколёсная повозка с пианино и двумя мужиками становится на столько тяжелее запряжённого в неё ослика, что оглоблями поднимает его над землёй.«Его место для свиданий» (“His Trysting Place”). В общем-то обыкновенная комедия. Главный герой по ошибке взял чужое пальто, в котором оказалась любовная записка, конечно, жена её нашла… ну и так далее. Главное, что не затянуто, а то в наше время такой сюжет растянули бы часа на полтора, а тут - в 6 раз меньше.«Прерванный роман Тилли» (“Tillie's Punctured Romance”). Первая роль Чаплина в полнометражке, первая полнометражная комедия в истории вообще и последний фильм Чаплина, в котором он не был режиссёром и сценаристом. Дальше он будет играть только своё.Для такого масштабного по тем временам проекта Мак Сеннет адаптировал популярную тогда театральную постановку «Кошмар Тилли» и собрал большую часть своих «звёзд»: Норманд, Свейна, Конклина, а в качестве приглашённой «звезды» была популярнейшая тогда театральная актриса Мэри Дресслер, классическая комическая толстуха - центнер чистого юмора. Для неё это был дебют в кино, но главную героиню - Тилли - она играла уже в театре. Чаплину же досталась роль главного отрицательного персонажа - мошенника, который хочет обольстить главную героиню, чтоб завладеть её деньгами.Комедия для своего времени вышла отличной, и даже несмотря на то, что почти весь её юмор сводится к мало связанным трюкам, её не скучно смотреть весь час с лишним, по крайней мере - в первый раз, хотя с более поздними полнометражными шедеврами Чаплина её, конечно, не сравнить.«Состоявшееся знакомство» (“Getting Acquainted”). Ещё одна ничем не выделяющаяся комедия с незатейливым сюжетом. Герой Чаплина флиртует с чужой женой, а её муж тем временем «подкатывает» к жене главного героя.«Его доисторическое прошлое» (“His Prehistoric Past”). Бродяжка представляет себя первобытным человеком. Со шкурой он сочетает неизменный котелок и тросточку. Со своей первой киностудией Чаплин простился на забавной ноте.