Запишу очередные необратимые изменения в социальной матрице. Закономерность такая: при изменении условий обитания на планете колонии паразитарной системы лишаются возможности существования. Одна из деталей этой закономерности - интенсивно растущий дефицит дешевой рабочей силы, за счет которой был рост экономики и крупного плюс среднего бизнеса.
По сути материальное благополучие современной цивилизации опиралось на использование малограмотных из беднейших семей стран второго и третьего мира. Раньше это называлось рабство, феодальный строй, крепостное право. Материальные условия развивались, а алгоритм этого развития был и остается неизменным - можно жить хорошо за чей-то счет через создание колоний и использовании рабов. Но вот теперь возникла серьезная проблема с такой дешевой рабочей силой, когда малограмотные мигранты во всех странах заявляют все громче о себе, при этом амбиции на право доступа к хорошим материальным условиям все выше, а желание работать и созидать - все меньше. Эту закономерность можно увидеть в своей повседневности, и она заставляет серьезно задуматься о своем образе жизни.
Впервые с этой проблемой я столкнулась примерно 22 года назад, когда мы в свою молодую команду набирали выпускников гуманитарных вузов. Студенты-выпускники это еще зеленые и неопытные, их нужно было серьезно обучать, поэтому их набирали на начальные позиции, а дальше возможности не ограничены: учись, трудись, продвигайся. Такая практика была по умолчанию в норме примерно до того года. И вот в резюме, составленными еще до сдачи диплома, выпускники внезапно массово обозначили требования по зарплате, превышающие примерно в три раза от существующей в среднем на рынке. За хорошего и готового специалиста, способного с низкого старта с первого дня работы выйти в открытый Космос, можно было поскрести по сусекам и найти возможности для оплаты. Но не на вчерашнего студента. Что же такого произошло то? Ведь их предшественники, как положено, спокойно начинали с низких позиций и не жаловались на судьбу, по карьерной лестнице каждый двигался в своем ритме. Оказалось, что этих выпускников преподаватели, которые к тому времени уже прокачались идеями рыночной экономики, научили важности продажи себя работодателю: ваша зарплата должна быть такой, вы достойны этого! Но только эти учителя почему-то не учли реальный сектор, где этим мальчикам и девочкам такую зарплату никто не предложит, пока они не «вырастут» до специалиста. Однако переубедить было невозможно, и сложилась такая практика: дети после выпуска первый год гордо сидят дома у мамы и папы, и ждут отклика на резюме. На второй год начинают думать - а почему никто в очередь не выстраивается? Примерно на третий готовы были для работы. Таким образом капитально сломалась советская еще система социальных лифтов, в которой директор фабрики начинал с должности рабочего. Управленец знал все детали производства, в отличие от менеджера, которого в конце 90-х олигархи с экономического вуза сразу стали забирать на должности руководителей и заместителей приобретенных заводов и фабрик, без всякого понимания сути производственного процесса.
В отличие от советской системы, западная рыночная основана на недоступности и отсутствии мотивации для образования и культурного развития работникам низовых позиций. Единственный способ для владельца крупного бизнеса хорошо зарабатывать - держать дешевую рабочую силу в невежестве и в развлечениях, таким человеком очень легко манипулировать. По факту в странах Южной Азии и Африки вместо библиотек, школ и домов культуры колонизаторами построены военные базы, в качестве культурного наследия оставлены шикарные особняки для губернаторов и торговых миссий в колониальном стиле. Результат мы сейчас все пожинаем в виде неконтролируемой миграции маргинальной части общества, которая все громче заявляет свои правила и законы, по сути преступные с точки зрения светского законодательства. Дураков работать много и за дешево становится катастрофически все меньше. Но дефицит не только неквалифированных рабочих, а квалифицированных специалистов. На этом фоне продолжается рост выпускников -менеджеров, экономистов, маркетологов, финансистов, а также не желающих учиться, которые ищут легкие заработки и не согласны вкалывать. Именно они пополняют массово ряды мошенников, преступников, инфоцыган разной направленности.
Возвращаюсь к тому, что необходимо серьезно задумываться об изменениях в образе жизни. Лет 10 назад обратила внимание на то, что в ресторанах столицы официантами стали работать девушки-мигранты. В общем-то это был определенный прорыв дна в вопросах набора персонала. Когда такие девушки, готовые за дешево работать, закончатся, что будут делать современные рестораторы? Ладно, без ресторана можно прожить, есть же кафе с оплатой и оформлением заказа за стойкой или с планшета, а там и роботов уже разрабатывают. Попить вместе кофе теперь можно где-нибудь в библиотеке или доме культуры, книжном магазине, совмещая полезное с приятным, а вкусно покушать - в столовой, поэтому не так ужасно и страшно с общепитом.
Другой звонок из повседневности - трудности со специалистами по ремонту жилья, разным постройкам, сантехника, электрика. Найти того, кто действительно на уровне инженера разбирается - это примерно как иголку в сене или на уровне игры в рулетку. На сантехников и электриков переквалифировались вчерашние менеджеры, которые теперь могут заработать на смене кранов в раковинах и душевых примерно две-три свои прежние зарплаты. Однако качество и более трудные задачи для них уже не подьемны. Но они заполнили рынок настолько, что своим маркетингом потеснили профессионалов, которых и так крайне мало. О стройках как вообще думать? Лет 15 уже как знаменитые прежде бригады из Средней Азии ощутимо подняли свой ценник и понизили свое качество. В результате точно такая же рулетка по поиску специалистов, никаких гарантий нет вообще для выполнения договорных отношений. Мне очень близка идея принтеров 3Д печатей, чтобы даже полочку на стене можно было напечатать, а также всю сантехнику и электрику. Сразу сделать все так, как хочется, и больше не возвращаться к переделкам-доделкам. В общем-то проблема серьезная, учитывая сколько строится и сколько нужно строить на уровне государственных программ по восстановлению жилья и замене старого.
Малый бизнес, видимо точно также как сейчас и средний, и большой, в тяжелом поиске специалистов как минимум лет 10, и не только неквалифированных работников. Крайне рискованно вкладываться в обучение, потому что такой человек в 9 из 10 случаях сразу ищет более оплачиваемую работу, причем без предупреждения ставит перед фактом. Вся надежда только на ИИ и роботов, теперь уже не ради забавы, а жизненная необходимость - работать некому.
И еще столкнулась со следующим уровнем дна: автомойки в сезон не могут набрать сотрудников, администраторы сами моют машины. Но на это есть уже готовые решения - все больше автомоек самообслуживания открывается. Но вот с шиномонтажками и СТО просто беда в последние лет 12, а в этом деле роботов долго придется ждать. В столицах без машины жить удобнее, там транспорт любой, можно обойтись даже без такси и каршеринга - общественный. Но страна то большая, расстояния огромные, автобусики и скоростные электрички с автопилотом за пределами бывших княжеских городов не просматриваются, даже в намеках. Поэтому происходящее на рынке СТО и шиномонтажках вызывает только грусть и не понятно, что с этим делать.
Получается, что паразитарная система действительно не заинтересована в вопросах образования и культурного развития человека, и это не конспирология, а в чистом виде наша реальность сегодня. На фоне сильно растущего дефицита специалистов огромная масса тех, кто приспособился жить на пособия, на случайные заработки, на содержании у семьи, а также на легких заработках, чаще всего криминальных. И все это как результат разрушения ценной системы советского образования, поиска призвания (а не просто профориентация как сейчас), профессионального роста и культурного развития. Это факты. Полагаю, что нужно настраиваться на то, материальные условия нашей жизни во всем мире как-то иначе будут складываться. Пока понятно только одно - нужно восстанавливать навыки самостоятельности и развивать
чувство меры.