В наш век перегрузок и хронических стрессов дети все чаще выражают недовольство чересчур эмоционально. Детская истерика - с этой проблемой сталкиваются во многих семьях. «Ангелок», только что улыбавшийся и мило щебетавший о чем-то своем, вдруг превращается в источник сильнейшего дискомфорта - срывается на требовательный крик, топочет ногами, заливается потоками слез, а иногда падает на пол и бьется «в припадке».
«Что делать?», «Как справиться с детской истерикой?», «Как пережить эти крики и слезы?» «Как предотвратить новые приступы?», «Как помочь ребенку?»
Ответ во многом определяется постановкой вопросов, ведь за их формулировкой скрывается позиция и приоритеты взрослого человека - его отношение к ребенку, к сложившейся ситуации и к самому себе.
Детская истерика
Взрослые в подавляющем большинстве случаев воспринимают ребенка «через себя», подсознательно примеряют ситуацию на себя и представляют, как бы сами вели себя на месте маленького человечка, не подозревая о тонких нюансах
развития личности ребёнка.
В этом и заключается основная проблема понимания, в том числе детских истерик. Все люди - разные. Мы только внешне похожи, а наше психическое отличается так же, как отличается внешность жирафа от внешности осьминога. Много ли шансов на взаимопонимание у жирафа и осьминога?
«Мама, мне не хватает твоей любви!»
Три часа ночи. Ночную тишину нарушил детский крик - трехлетняя Арина проснулась, громко всхлипывая, и потребовала пить. Однако, принесенная мамой, кружка с водой полетела на пол, а девочка в приступе детской истерики заливалась слезами.
Мама тщетно пыталась успокоить ребенка - утром ей и мужу на работу, а тут такая какофония. Однако ни уговоры, ни угроза наказания, ни попытки оставить ребенка в одиночестве ни к чему не приводили - девочка продолжала заливаться слезами. Лишь час спустя, Арина, обняв любимого плюшевого медвежонка, уснула, всхлипывая и постанывая.
Мама, поглядывая на засыпающую дочку, покачала головой. Что случилось с ребенком? Как подменили… Всегда послушной была, открытой, общительной, а теперь истерики по три раза на день и ночью покоя нет.
Что делать?...
Ночные детские истерики, изматывающие и труднопереносимые, дневные капризы, частые «беспричинные» слезы подчас становятся настоящей проблемой. Чаще всего такие проявления возникают в 2-3 года и нередко связаны с кардинальными изменениями в жизни ребенка, связанными, обычно, с маминым выходом на работу, посещением детского сада либо появлением маленького братика или сестрички.
Детская истерика. Бесконечные «почему?»
Почему же ребенок не может спокойно спать? Почему его мучают ночные кошмары, вынуждающие впадать в детскую истерику? Почему малыш пытается привлечь к себе внимание всеми доступными способами?
Такое поведение характерно для детей со зрительным вектором. Дело в том, что зрительные дети с рождения наделены огромной эмоциональной амплитудой, нуждающейся в постоянном наполнении. Это очень живые любознательные дети, этакие эмоциональные «троглодиты», постоянно требующие внимания к своей персоне через закатывание детских истерик.
Детская истерика. Обратите на меня свое внимание
Такой ребенок с легкостью создает эмоциональные связи, причем не только с живыми созданиями, но и с неодушевленными предметами, например, с плюшевой игрушкой. Однако для того чтобы чувствовать себя в безопасности зрительный ребенок нуждается в эмоциональной связи с матерью - именно она является гарантом его защищенности.
К сожалению, далеко не каждая мама способна создать полноценную эмоциональную связь с ребенком. Речь идет не о материнском инстинкте, присутствующем практически у всех (кроме кожно-зрительных) женщин, и обеспечивающим выживание беспомощного младенца в условиях окружающего ландшафта, а именно об эмоциях, внешних проявлениях чувств, об эмпатии.
Причина появления детских истерик чаще всего возникает в том случае, если у мамы есть кожный вектор, но нет зрительного. Такие мамы экономны во всем, в том числе и в проявлениях эмоций. Кожные мамы убеждены, что ребенка нужно воспитывать в строгости, его нельзя приучать к рукам и лишний раз хвалить - разбалуется.
Если она воспитывает ребенка с кожным вектором без «зрения», подобный подход действительно оправдан. Но если у ребенка есть зрительный вектор, мамина строгость воспринимается как нехватка любви. В результате начинает образовываться пустота, ребенок перестает чувствовать себя защищенным, и полностью погружается в страх, который пытается заместить суррогатом эмоций, полученных во время детских истерик.
А строгая мама, желающая ребенку исключительно добра, ломает голову над тем, почему её ребенок такой неуравновешенный…
С проблемой детских истерик при воспитании зрительного ребенка могут столкнуться и те мамы, у которых присутствует звуковой вектор. Мамы со звуковым вектором - это своеобразные «Снежные королевы», крайне скудно выражающие свои эмоции. Ребенок, пытаясь «расшевелить» маму, погруженную в мир собственных размышлений, использует все средства, в том числе и детскую истерику.
К сожалению, этот сценарий может привести к очень неблагоприятному развитию событий. Если мамин
звуковой вектор не развит и не реализован, если она испытывает нехватки в «звуке», громкий детский крик вгоняет женщину в состояние сверхстресса и даже аффекта. В таком состоянии женщина способна не просто ударить своего раскричавшегося ребенка, но даже нанести ему травму, порой несовместимую с жизнью.
Так ли безнадёжна детская истерика?
Как помочь ребенку? Что делать родителям для того, чтобы у него прекратились детские истерики? На эти вопросы очень точно отвечает
системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Детская истерика. Просьба о помощи
Зрительный ребенок должен до пубертата пройти все этапы развития своих свойств - от одушевления плюшевых любимцев и любви к братьям нашим меньшим до умения создавать эмоциональные связи с окружающими людьми. От первобытного врожденного страха «за себя» до страха «за других» (сопереживания, эмпатии). Максимальный уровень развития зрительного вектора - это любовь ко всему человечеству.
Чтобы не доводить ребёнка до детской истерики, архиважная обязанность родителей, воспитывающих зрительников - это обеспечение полноценных условий для развития свойств такого ребенка. Дети со зрительным вектором - прирожденные художники, поэтому поощряйте его «художества». Выделите под его рисунки фрагмент стены - и ребенок будет наполняться эмоциями, делая этот мир прекраснее.
У зрительного ребенка обязательно нужно развивать способность к сочувствию, состраданию и сопереживанию. Существует большое количество сказок и рассказов, пробуждающих в душе ребенка эти чувства и уводящих от детской истерики. Читайте ему такие сказки как «Лев и собачка», «Девочка со спичками» и не пугайтесь слез ребенка, проливаемых над судьбой главных героев этих сказок.
Сочувствие, которое в будущем разовьется в любовь в самом высоком смысле этого слова, наполняет амплитуду ребенка эмоциями и помогает ему вытолкнуть страхи, способствующие детским истерикам, наружу. В результате ребенок перестает бояться «за себя», учиться сочувствовать и любить других.
Обязательно исключите все источники информации о каннибализме. Прежде чем читать книгу ребенку, вчитайтесь сами - нет ли в них прообразов каннибализма? Пресловутая сказка про Колобка или Красную Шапочку пробуждает в душе зрительного ребенка (и только в его) первобытный страх перед каннибалом и темнотой. Эти страхи трансформируются в кошмары - и в результате вы получаете «ночной концерт» в виде, изматывающей всем нервы, детской истерики.
«Мама, купи слона!»
«Люблю детишек, которые вопят: «Хочу то! Хочу это!»
Дети плачут, а родители - платят…
Каждая детская слезинка - это монета!»
(Госпожа Белладонна)
Меркантильный интерес пресловутой госпожи Белладонны понятен - детские истерики в её магазине служат неиссякаемым источником дохода. Совсем другое дело - родители детей, с истерикой требующих купить очередную игрушку. Тут уже не до смеха.
Детская истерика ребенка, захотевшего ту или иную игрушку, заставляют родителей раскрывать кошельки и покупать очередную «машинку, куклу, пистолет или мячик». При этом никакие аргументы (например: «Да у тебя дома уже десяток таких машинок валяется!») на маленького капризулю не действуют.
Усугубляется ситуация отношением окружающих - чаще всего мама ребенка, закатившего детскую истерику в магазине, оказывается под негативным шквалом «советов» - от относительно мирных «Да купи ты ему эту машинку!» до откровенно агрессивных «Пороть его надо - вот я своих спиногрызов…!»
Что же происходит с ребенком в игрушечном магазине? Откуда это откровенное желание манипулировать родителями?
Противоядие от детских истерик
Почему один ребенок, получив отказ, лишь обиженно надует губки, тогда как другой будет требовать своего до упора, шокируя окружающих требовательностью тона? При этом так называемая «детская истерика» стихает, как только ребенок добивается своего.
Дело в том, что в первом случае речь идет о детях с анальным вектором, а во втором - с кожным вектором.
Детская истерика. Дисциплина должна быть адекватной
Эти дети нуждаются в строгом режиме, а также в аргументированном ограничении. Другими словами, если вы что-то запрещаете такому ребенку, то вы обязательно должны объяснить, почему «Нет» или «Нельзя».
С кожными детьми не только можно, но и нужно договариваться. «Получишь эту игрушку, если наведешь порядок в своей комнате», «Посмотришь мультфильм после того, как сложишь свои игрушки». Главное дисциплина! - тут уж не до детских истерик.
Однако порой дети с кожным вектором воспитываются без учета их свойств. Что же происходит, если ребенок с кожным вектором растет в атмосфере потакания, если он не знает, что такое режим и правила?
В этом случае свойства, заложенные в ребенке, не развиваются. Не научаясь ощущать границы, он начинает вынуждать взрослых выполнять его желания, чтобы продемонстрировать свои лидерские свойства. Однажды поняв, что его «истерика-манипуляция» привела к исполнению желания, такой ребенок будет целенаправленно использовать этот метод вновь и вновь.
Что же делать родителям маленького вымогателя, закатывающего детскую истерику? Во-первых, пересмотреть режим дня - ребенок должен четко, до минут, знать, что и когда он должен делать. Во-вторых, предотвращать возможность повторных капризов - идя с таким ребенком в магазин, заранее обговорите, что вы купите, а что - нет. При этом не забывайте аргументировать свое родительское «Нет».
Существует и еще один аспект воспитания детей с кожным вектором. Физическое наказание ввергает этих детей в состояние сверхстресса, ребенок теряет ощущение защищенности и проваливается в архетип. В состоянии стресса такой ребенок будет испытывать тягу к мелкой покраже.
Как наказывать за проявление детской истерики? Очень просто - ограничение в пространстве и времени является для него достаточным наказанием. В то же время такое наказание не мешает правильному развитию свойств его вектора.
«Мне нужна тишина!!!»
В первый раз в первый класс! Мама, незаметно смахивая непрошенную слезинку, высматривала в стайке первоклашек своего сынулю.
Послышались первые приветствия, внесли знамя, грянул гимн…
И тут пронзительный детский крик привлек всеобщее внимание - один из первоклассников, закрыв уши руками, надрывно кричал и мотал головой.
Мама кинулась к ребенку и под укоризненными взглядами учителей и родителей спешно увела мальчишку, всхлипывавшего и испуганно оглядывающегося на толпу...
- Сынок, что случилось? - встревожено спросила мама. - Что за истерика?
- У меня голова заболела, - тихо сказал мальчик, вытирая слезы.
- Голова? Ты заболел? Но зачем было кричать?
Громкая музыка, шумная толпа, обилие впечатлений и волнение - все это может спровоцировать неадекватную, похожую, по мнению окружающих людей, на детскую истерику реакцию у ребенка со звуковым вектором.
Эрогенной зоной этих детей является ухо, точнее, барабанная перепонка, разделяющая мир этих детей на внешний и внутренний - не менее, а точнее даже более реальный, чем тот, который мы видим вокруг себя.
Громкие резкие звуки доставляют маленькому звуковичку сильнейший дискомфорт - и он тщетно пытается спрятаться от оглушающих звуков за собственным криком.
Детская истерика. Любители тишины
К сожалению, окружающие, не понимая первопричину, очень часто воспринимают такое поведение, как детскую истерику, и на голову несчастного звуковика обрушивается недовольство взрослых.
Воспитание ребенка со звуковым вектором имеет очень много особенностей. Соблюдение звуковой экологии - в том числе.
Детские истерики или выбор за вами
Думаю, для вас уже очевидно, что не существует единого рецепта, избавляющего от детских истерик. Каждый ребенок - это целая вселенная, уникальная и удивительная. Поэтому к каждому из детей необходимо искать индивидуальный подход, а выбирая схему воспитания, обязательно учитывать свойства, заложенные в ребенке от рождения.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана - это новейший инструмент, позволяющий с ювелирной точностью определить, какими свойствами наделен маленький человек. Познайте своего ребенка, обеспечьте условия для его развития и реализации и тогда вам никогда не придется сталкиваться с детской истерикой, впрочем, как и со многими другими секретами поведения детей.
Написано по материалам тренига по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Другие публикации:
Депрессия после родов. Куда уходят мечты? Почему дети врут? История одного обмана Детский эксгибиционизм. Как понять своего ребёнка? Мне понравилось - поставить «сердечко»:
Мне понравилось - отправить этот пост в социальные сети: