Сразу хочу сказать, что мои мысли, наблюдения и анализы ситуаций касаются только моего ребенка и меня.
Я не психолог, никогда им не была и не планирую. Это просто очередная ступень открытий, которые я называю "маматерапия".
Это попытка слушать, понимать и доверять своему ребенку. Это попытка посмотреть на себя со стороны, проанализировать и идти дальше...
Мы уже два месяца с Диной живем у моих родителей. Состояние "приехали в гости" давно перешло в "постоянное проживание" и для родителей и для Дины.
Очень люблю фразу "Не путайте туризм с эмиграцией".
Ситуации наших будней.
Бабушка: Дина, идем мыть руки и будем читать книжечку.
Дина занята своим делом, не реагирует, убегает в другую комнату по своим делам.
Бабушка: Тебя бабушка зовет, а ты не идешь. Значит бабушка не будет тебе больше читать книжечку никогда. Ты бабушку не слушаешься, значит и бабушка тебя слушать не будет.
Дина: Ааааа (рыдания), я хочу читать книжечку.
Бабушка: Нет. Я тебя звала, а ты не послушалась.
Дина: Ааааа (рыдания).
Бабушка: Ну, все, все не плачь. Сейчас будем читать книжечку.
Бабушку обидели, бабушка наказала, но потом и простила.
Дедушка: Дина, идем строить замок.
Дина не реагирует, а идет в другую сторону.
Дедушка: Дина, идем строить замок, или я больше не буду с тобой играться.
Дина занята своими делами, а дедушка уходит строить замок сам.
Через минут пять Дина идет в комнату к дедушке.
Дедушка: Уходи, я тебя звал, а ты не пошла. Значит я буду строить сам.
Дина: Ааааа (рыдания).
Дедушка: А чего ты плачешь? Я тебе говорил. Не плачь или дедушка больше не будет с тобой дружить.
Дина: Ааааа (рыдания).
Дедушка: Не надо плакать, я тебя звал, а ты не пошла. Теперь дедушка будет играться сам.
Дина: Ааааа (рыдания), дедушка не будет со мной играться.
Я захожу в комнату и уношу рыдающую Дину с собой. Туда, где сейчас будет проходить наша с ней беседа.
Дедушку обидели, дедушка наказал, дедушка ничего не понял.
Я: Дина, идем чистить зубы.
Я могу эту фразу повторить 5-10 раз, если для меня это важно.
Дина не реагирует и играет в комнате.
Тогда у меня три варианта: забить на чистку зубов, заставить почистить зубы силой или сделать паузу. Дать ей возможность самой подумать и совершить какое-то действие.
Я выбираю третье, если дело не касается вопроса жизни и смерти. Я делаю паузу в взаимодействии с Диной и сама иду чистить зубы.
Через какое-то время Дина приходит в ванную и просит свою щетку и пасту.
И тут опять два варианта.
Первая реакция на ее поведение, это сказать: "Я тебя звала чистить зубы, а ты не пошла, значит ходи теперь с грязными зубами, или вообще оставайся дома, потому что ты с грязными зубами, а я пойду гулять".
Я точно знаю к чему приведут мои слова и какая дальше будет реакция. И я думаю, что она всем очевидна. Тут хочется задать только один вопрос: Чего я добьюсь этими словами? Выплесну обиду? А если у меня ее нет. Покажу ей, что маму нужно слушать? Вы думаете что это решение вопроса? Моя мама уверена, что да.
Но я в своих взаимоотношениях с дочерью выбираю второй вариант.
(Наступить на себя, если это для вас проблема) и просто сказать: "Становись на подставочку, вот твоя щетка, сейчас вместе почистим зубы и пойдем гулять".
И я тоже знаю ее реакцию на мои слова.
И вы знаете, в чем разница поведения моя и моих родителей в этих ситуациях?
В том, что поведение Дины на их слова и просьбы, это реакция маленького ребенка на действия маленького ребенка. Поведение Дины просто обижает родителей. Они действительно на нее обижаются. Потому что они старше, и они сказали, и она младшая и должна просто подчиниться и все. И это не вопрос жизни и смерти, это повседневная жизнь.
Мамины слова: "Да, конечно, меня это обижает, потому что она меня игнорирует. Я знаю, что она меня слышит и специально делает назло".
Папины слова: Я ей говорю, а она не слушается, что же еще я ей должен сказать. Она должна знать, что это плохо. Раз дедушка сказал, это значит надо сделать и все".
Любимые слова для этой ситуации: значит я больше никогда тебе не буду.., значит ты больше никогда не будешь.., категорические нет, никогда, и ты сама виновата. Решение проблемы они видят через осознание ее вины и выхода своей обиды.
Почему так сложно взрослому удержать эту паузу? Почему возникает страшная детская обида, что ты никто и имя твое никак и даже этот сопляк имел тебя в виду?
Я вспоминаю, как Илья Олейников обиделся на своего внука, за то, что он не захотел его поцеловать или что-такое и не разговаривал и дулся на ребенка долгое время.
Почему взрослому так важно полное подчинение и любое противодействие делает его уязвимым ребенком, обиженным до слез и решающим вопрос только силой слова или дела.
А я знаю своего ребенка 2,5 года, и мое кормление грудью и мое полное присутствие в ее жизни, дает мне право сказать, что я ее понимаю, и знаю какая она есть. И меня можно послушать и услышать, но никто этого не собирается делать. Потому что каждый вырастил своего ребенка, "причем меня и причем неплохо".
А я могу сказать, что свои отношения с Диной я могу выстроить правильно из-за того, что я на нее не обижаюсь. Просто не возникает этого чувства.
Я это поняла однажды, когда начала выстраивать свои отношения с Даней (своим племянником) точно также, как делают мои родители с Диной.
Через повелевания и четкие указы старшего по званию, через отсутствие диалога, через отсутствие пауз. Только просьбы, уговоры, приказы, угрозы, шантаж.
Я это поняла только с Диной. Потому что я точно знаю, что в свои 2,5 года Дина до сих пор не знает что такое делать назло, специально обижать, обижаться и врать.
В момент, когда ты ее зовешь что-то делать важное для тебя, она либо чем-то увлечена, либо у нее есть свое дело, либо просто она не хочет его делать именно сейчас. Либо она тебя просто не слышит. И хочет этого бабушка с дедушкой или нет, она точно не хочет их обидеть, и что она этим самым НЕ обнаружила, "что для нее социальный статус человека выше, чем его, мой, личный статус!".
Чтоб она тебя услышала, просто подойди ближе и загляни в глаза, наладь контакт, прийди поговорить, просто предложи, а не дай команду.
Всего то нужно предложить, потом сделать паузу, при этом заниматься своим делом, и дать возможность ребенку самому дойти до мысли, что делать что-то с бабушкой и дедушкой это интересно. И самое главное не оттолкнуть того, кто сам осознал и пришел.
Мои беседы с родителями ни к чему не привели. У них есть свое мнение, и они меня не слышат. Вернее оставляют за собой право на собственную правду и свои отношения с Диной.
Я пишу этот пост скорее для себя. Потому что мои взаимоотношения с другими детьми часто грешат теми же проблемами.
Сложно принять, что не все дети сейчас хотят встать в круг и танцевать, и не все должны пойти, если ты их позвал за собой. Сложно принять, но можно.
Ведь так просто взять тех, кто пошел за тобой и превратить того, кто остался, в изгоя. И так тяжело того, кто пришел через пять минут, впустить в свой круг.
Может если мы изменимся, научимся делать паузы и давать выбор ребенку, то в свое время мы станем другими бабушками и дедушками, и тоже воспитаем кого-то, причем неплохо.
Может мы научимся не обижаться на своих внуков?