Что нужно для творчества с ребенком?
Начнем с основ, потом пойдем более детально.
Техническая сторона дела:
мы берем, так сказать, "малый джентльменский набор" - подручные средства, рисование-лепка-работа с бумагой, без выпиливания или выжигания по дереву и т.п. :)
1. Рисование
краски бывают очень разных видов. Распределяются они прежде всего по возрастному принципу - ребенку лет до трех точно, может и до четырех совершенно не нужно разнообразие оттенков и видов красок. Желательно использовать гуашь(ее качество выше, чем пальчиковых красок и консистенция приятнее) и рисовать пальчиками, а не кисточкой.
краски:
гуашь (для малышей до трех лет - рисовать пальчиками). если есть возможность, лучше найти гуашь отдельными цветами в больших банках (во всяком случае, в Израиле и в Петербурге такие водятся, в Москве в этом году не успела проверить, про другие страны-города не знаю :)). Купить три основных цвета (красный, желтый, синий) и белый, и палитру. Палитру с успехом заменяют обычные одноразовые тарелки, где можно разводить краски и смешивать оттенки.
акварель (когда ребенок уже освоил краски, наперемешивал вволю цветов, может управляться кисточкой и водой)
акрил (для раскрашивания любых других поверхностей, особенно хорошо идут деревянные заготовки для сувениров, пенопластовые объемные фигурки, природные материалы)
для стекла (это не серьезные витражные краски, а простенькие краски для стекла. можно расписывать бутылки-вазочки-рисовать примитивные витражи).
для ткани (можно приготовить множество оригинальных и полезных в быту подарков - расписать родным футболки, сделать скатерть или салфетки с детскими рисунками, и тп.)
краски для керамики - если хочется расписать однотонную посуду. нужно обратить внимание на температуру запекания, чтобы ваша духовка смогла такую "выдать".
быстро смывающиеся краски для рисования в ванной подходят для "дополнительного развлечения" и веселой возни во время купания, но не могут быть основным материалом, т.к. не выполняют главной задачи рисования.
кисти
из щетины (коза) хорошо подходит для совсем маленьких, когда интересует просто визуальный след от действия. для старших подходит для разбрызгивания, рисования тычками, рисования полусухой (сухой) краской, рисования акрилом и другими красками для любых поверхностей.
из пушных зверей (колонок и белка - основные) для рисования гуашью и акварелью. хотя бы два номера - толстую и тонкую. например, номер 3 и номер 5 или 6. Конечно, можно и побольше ассортимент собрать. На что обращать внимание - "пушные" кисточки со временем лысеют, вовремя нужно заменять "зверька".
для несмываемых или трудно смываемых красок (акрил, для стекла и т.п.) лучше завести специальные кисточки, и не рисовать ими акварелью, например.
мелки
мы предпочитаем масляную пастель всем остальным другим. Она даже китайская и то неплохого качества. Восковые мелки ей сильно проигрывают. Называется oil pastel, стоит намного дешевле, нежели высококачественная художественная пастель для профессиональных занятий.
обычные мелки для рисования на асфальте. продаются очень широкие мелки - их хорошо давать малышам, чтобы не мучить их "мелкой моторикой", т.к. у маленьких нормальный захват "кулачком", а не тремя пальчиками.
карандаши
должны быть мягкими и легко затачиваться. китайские карандаши по большей части действительно "одноразовые" - при попытке заточить грифель ломается и ломается до маленького огрызка карандаша. мне больше всех нравятся немецкие. еще хорошие чешские. карандаши должны быть мягкие или твердо-мягкие. для ребенка дошкольного возраста это не основной материал (в идеале краски должны использоваться чаще).
фломастеры
не дают возможности прикладывать собственные усилия и смешивать цвета. лучше, чтобы они появлялись хотя бы эпизодически, а лет до трех в принципе не нужны, после - как дополнительный, не основной материал. сюда же гелевые ручки - как украшательство всякое, а не как основной материал для рисунков.
бумага
альбомы для рисования красками придумал тот, кто не понимает, что за один раз можно нарисовать больше одного рисунка (если сразу перевернуть страничку, рисунки слипаются). дети обычно гораздо продуктивнее авторов идеи акварельных альбомов. лучше купить набор отдельных, не скрепленных, листов плотной бумаги (для акварели). для гуаши вполне подходит и обычная "бумага для принтера". можно отлично рисовать и на цветной бумаге (особенно белой краской интересно) и на картоне.
рабочее место
совершенно необязательно, чтобы это было навсегда закрепленное специальное место. творчество процесс спонтанный, дети часто рисуют "где застало вдохновение" (чаще всего оно посещает во время соприкосновения со стеной).
лучше купить обычную хозяйственную клеенку и постилать ее на время занятий на стол. рисунок часто имеет свойство продолжаться на столе, за границами бумаги :). мольберт скорее подходит для более старшего возраста (хотя бы после 7, а то и страше) - маленьким довольно трудоемко держать руку с кистью на весу, рисование в такой позе совершенно неестественно. Совсем малыши (год плюс) рисуют "от плеча", то есть чисто теоретически мольберт им бы подошел, только он слишком маленький (негде разгуляться), неустойчивый (уж с плеча, так с плеча!) и с листа все время будет течь краска. Хорошо рисовать на ватманах (на полу или на стене, в специальном уголке). Вообще дети любят большие поверхности.
дополнительные средства
любые заготовки, которые можно раскрасить: пластиковые, деревянные, пенопластовые, картонные; природные материалы (шишки, камешки, ракушки, всевозможные семена всевозможных растений); стеклянные или керамические изделия и т.п. у пожилых родственниц женского пола особый восторг вызывают матрешки и разделочные доски, расписанные ребенком :)
отгадайте, почему я не включила в список раскраски и готовые шаблоны :)?
2. Аппликации и объемные поделки
инструменты
- ножницы обычные и если хотите - фигурные (вырезающие зигзаги, рамочки и т.п.). желательно иметь разные для бумаги и для картона. "детские" ножницы в виде всяких зайчиков и т.п. - издевательство над ребенком. покупая "детские" ножницы, проверьте, что они в принципе способны хоть что-нибудь разрезать. пользоваться "специальными детскими" ножницами с круглыми краями на самом деле одно мучение, гораздо легче дать ребенку нормальные ножницы, просто маленького размера, и научить осторожно ими пользоваться.
- нож для разрезания бумаги
- степлер
- дыроколы обычный и фигурные
клеи
- для бумаги и картона - ПВА (самый удобный и нетоксичный). можно еще клейстер сварить. наносить кисточкой из щетины. изделие обязательно помещать под пресс.
- SUPERGLUE и компания (столярные, каучуковые, латексные).для срочного склеивания и сложных поверхностей (дерево, пластик и т.п.). наносить прямо из тюбика, иначе сделаете композицию из себя, кисточки и клея :). дети любят впутывать в клей свои волосы - подумайте об этом, когда берете супер-клей, засыхающий за одну секунду :)
- клеевой пистолет (для срочного склеивания и для вещей, которые невозможно положить под пресс - объемные фигурки, например, ракушки). отдельно продаются палочки клея, которые, нагреваясь в "пистолете", вытекают горячей тоненькой струйкой на материал. пистолет не класть на изделие - прожигает, лучше завести специальную подставочку.
материалы для поделок - основа
картон
любые заготовки для сувениров (деревянные или пластиковые коробочки-шкатулочки (сойдет и простая мыльница)
стекло (например, хорошие вазочки получаются из бутылок, оклеенных чем угодно).
ткань
в общем - практически то же самое, что и для рисования. да и стоит только посмотреть по сторонам, сразу найдется любой предмет, который можно украшать :)
материалы для поделок - средства
то есть - что наклеивают.
бумага обычной плотности. если бумага цветная, лучше, чтобы она была двусторонняя. специальная дороговата, учитывая, что ребенок из целого листа вырезает крохотную детальку :), хорошо идет цветная бумага для принтера.
бумага с эффектами (металлик, гофрированная. голографическая, бархатная, и т.п.)
старые журналы и газеты
папиросная цветная бумага (ее нужно помочь ребенку приклеивать, т.к. она сразу мнется и скручивается)
бумага повышенной плотности и картон (обычный и с эффектами)
бисер и бусины
игрушечные глазки (для приклеивания, а не пришивания. то есть плоские с одной стороны. очень часто идут в дело!)
осколки стекла, зеркала или елочных игрушек
конечно, природные материалы - наше все.семена и плоды разных растений, разные крупы, засушенные цветы и листья, ракушки, мелкие камешки,
особенно интересно комбинировать. например, бумага плюс песок плюс всякие семена.
дерево (опилки, стружки, веточки, кусочки коры, деревянные пластины)
прозрачный и цветной тонкий пластик (листы формата А4). особенно ценится при изготовлении витражей (если без стекол обходиться) и фонариков или подсвечников.
ткани и мех
опять же - что под руку попадет, то и деталь :) дальше дело вашей фантазии.
3. Лепка
материалы
- пластилин
из недостатков - быстро теряет качество, становится противной липкой массой. изделия не хранятся.
но при этом из хорошего - быстро смешиваются цвета (можно получать оттенки), очень мягкий и податливый. подходит для малышей на стадии знакомства с материалами, когда определенный образ не интересует.
- соленое тесто.
рецепт 1 часть воды:1 часть муки: 1 часть соли
или так:
1,5 ст.муки :1 ст. соли: 0,5 ст. воды
или так:
200 г муки
200 г соли
125 мл воды
некоторые добавляют немного растительного масла.
на самом деле все зависит от соли (крупная или мелкая) и жесткости воды. поэтому лучше потренироваться и изобрести "свой" рецепт. тесто должно хорошо лепиться, не липнуть слишком к рукам.
слепив фигурки, их можно запечь в духовке, потом раскрасить.
можно лепить с малышами, пока они все тащут в рот.
- пасты для лепки
проверьте их консистенцию и способность держать форму. очень много низкокачественных таких паст. и очень много с ужасным запахом.
- синтетическая глина
от обычной отличается тем, что не требует запекания, засыхает при комнатной температуре. быстро портится при открытой упаковке, нужно использовать достаточно быстро. бывает белая, серая и терракота. после просушки изделия можно раскрасить. доводится до нужной консистенции добавлением воды. подходит для любого возраста.
- обычная глина.
ну, тут все ясно :) те, кто имеет возможность пользоваться специальной печью, могут лепить из глины и обжигать свои изделия.
- термопластики или полимерные глины
самый известный и очень качественный - FIMO. Но его недостаток для маленьких в том, что его нужно долго греть и разминать, он требует хороших навыков лепки. для старших дошкольников и далее. огромное достоинство в том, что изделие увековечивается - термопластики затвердевают в обычной духовке. желательно завести для них отдельную печку, т.к. это все же неполезные испарения для пищи. у нас это маленький тостер-овен (есть какое-то специальное слово по-русски? извините :)). CERNIT лепится легче, греется быстрее. хороши при изготовлении очень мелких вещей (кукольная посудка, кукольные овощи-фрукты-ягоды и всякие продукты), бусин и других украшений, небьющихся и долговечных елочных игрушек.
инструменты
желательно, чтобы ребенок больше всего пользовался единственным инструментом - своими руками. готовые формочки для лепки загоняют его в свои рамки, а ребенок должен учиться строить образ в трехмерном пространстве.
стеки, неострые ножи, любые предметы, помогающие сделать интересную фактуру поверхности изделия.
для термопластиков есть целая индустрия - достаточно погуглить "полимерная глина и сопутствующие товары", как на вас посыпятся миллионы сайтов :).
рабочее место
обязательно не только спасти стол, накрыв клеенкой, но и положив какую-то твердую поверхность. лучше всего - специально выделенную для таких занятий большую разделочную доску, или просто кусок фанеры.
главное, конечно, ваше личное желание творить :)
не обязательно бросаться покупать все сразу :) можно по очереди или по мере подрастания :)
материалы могут быть по отдельности (только один материал для лепки) или вместе (сразу несколько). в общем, дело вкуса и свободы выбора :)
удачи!
Марина Озерова