Как развивать ребенка? возраст 6-10
часть третья
"собственное мнение и личная позиция"
как мы знаем, в период дошкольного возраста и раннего детства ребенок проживает стадию некритичного подражания. То есть, все, что его окружает, он принимает полностью. Он еще не умеет выносить оценочные суждения в силу ограниченности собственного опыта. Поэтому этот период - период полнейшего авторитета значимых взрослых (хотелось бы, конечно, чтобы этими взрослыми были именно родители, папа и мама). В педагогической литературе есть такой прекрасный пример (его разные авторы использовали): если новорожденному утенку в момент когда он вылупляется из яйца показать любой предмет, он этот предмет воспринимает "мамой". Был такой эксперимент: утенку показывали, например, мячик, и он потом ходил вслед за мячиком, бежал к нему навстречу, пытался приласкаться к нему и тп. Точно также ведет себя маленький ребенок - он принимает любого, кто его "направляет" в раннем возрасте, осмыслить роль этого человека и критично проанализировать его поведение он просто еще не в состоянии, он лишь будет копировать и повторять все, что видит.
В этой сфере возраст "младшего школьника" (6-10) служит мостиком к подростковому, то есть ребенок переходит из стадии полного подражания к формированию собственной личностной позиции и критическому осмыслению предложенных моделей поведения. на практике, увы, слишком часто бывает, что от полного подражания ребенок переходит к полному бессмыленному отрицанию, нигилизму, желанию "делать вопреки" чему угодно, бессознательному протесту. Что делать, чтобы в подростковом возрасте был не бессмысленный протест "против всего", а разумная личностная позиция? ЧТобы ребенок не застрял в стадии некритического подражания, только став старше, он будет подражать не родителям или взрослым, а выбранной социальной группе?
1. По мере подрастания ребенок должен получать все больше инициативы и свободы выбора (разумеется, "по росту", то есть в тех областях, где ему это могут доверить родители).
2. По мере подрастания ребенок получает все больше прав высказывать свое мнение и к нему прислушиваются. Конечно, он не может решать в 7 лет, менять ли работу папе и распоряжаться семейным бюджетом. Но в тех мелочах, где родители могут ему дать право решить нечто, у него должна быть такая возможность.
3. Адекватная самооценка - именно потому, что у ребенка не сформировано вовремя чувство собственной значимости, он потом застревает в стадии подражания каким-нибудь асоциальным лидерам, желая разрушительной субкультурой компенсировать ощущение собственной неполноценности. Опять же, это такие материи, которые за неделю не формируются и срочно перед подростковым возрастом не исправляются на семейном совете. Процесс формирования самооценки очень медленный и постепенный, и к возрасту "6-10" обычно у ребенка уже есть четкие представления о собственной значимости - он получал их в течение прошлых возрастных этапов, особенно невербально. Здесь мы задаем те вопросы, которые рассматривались ранее: есть ли у ребенка семейная роль (не только "опекаемого малыша", а другая, которая больше подходит по возрасту)? есть ли у него общественная значимость? Сошел ли он с позиции потребителя на позицию созидателя?
конечно, во многом влияет и мнение родителей: как они отзываются о ребенке, как разговаривают с ним, что говорят ему о его способностях, внешности, умениях и тп.? здесь одинаково опасны и "нарциссизм" ("ты самая красивая среди девочек, у Маши не такие красивые волосы...", "ты такой сильный мальчик, кувыркаешься куда лучше Вити и Миши", "ты самый умный ребенок в мире!") и любое захваливание - тогда ребенок не приучается прикладывать усилия, ведь у него и так "все лучше всех"; и также опасно формирование чувства неполноценности: "у тебя ничего не получается!", "ну что ты наделал, какой ты неловкий!". Ребенок должен обязательно к этому возрасту знать свои сильные стороны, что у него хорошо получается, что он умеет делать, быть уверенным в себе даже при неудачных попытках (то есть сегодня не получается, руки не опускаем, завтра получится). У него также должна быть уверенность в помощи близких (если не получается - не сиди один и не обливайся слезами, а можешь попросить о помощи, хотя бы моральной, самых близких людей).
4. У ребенка есть личные границы и личные вещи (особенно касается отношений старших с младшими, например, если родители позволяют малышам разорять вещи старших детей).
5. Формирование стойких интересов и адекватного самовыражения
6. Главное - уверенность в безусловной любви ("меня принимают в любой ситуации", а не "когда я учусь на пятерки").