книги "про любовь"

Dec 10, 2012 08:28

Мой личный вкус, конечно, но из всего, что мне довелось читать "о первой любви" мне больше всего нравится одно-единственное произведение - "Две березы на холме" Татьяны ПОликарповой. Я не знаю, почему эта книга была так малоизвестна. Я и сама прочитала ее только в студенческие годы, хотя в детстве читала очень много и "все подряд". Сначала мне хотелось бы поговорить о хорошем :) , то есть об этой книге, а потом - о "распространенном".
Произведение достойно внимания прежде всего тем, что с аккуратной точностью передает детскую психологию и особенности взросления мальчиков и девочек. При том, что повествование ведется от лица девочки, и подробно разбираются все-все ее мысли и переживания, книга не превращается в "слезы и сопли", как, например, это было у Чарской. Все психологические портреты потрясающе "живые", дети очень настоящие, реальные, непосредственные. Собственно, повесть о том, как девочка пытается разобраться в своих чувствах к влюбленному в нее мальчику, который "ухаживает" со всей мальчишеской прытью - отнимает учебники, портит вещи, гоняется за ней всюду, ради бахвальства бегает босиком по снегу и т.п. И эта девочка постепенно переходит от ненависти к любви и пониманию, и этот мальчик постепенно переходит от беготни и мельтешения к настоящему очень трогательному ухаживанию. Кто не читал - читайте прямо сегодня, я вам обещаю бессонную ночь за книгой :) оторваться невозможно. Самое ужасное- что она кончается! МНе искренне жаль, что эта книжка мне не повстречалась в детстве, зато я прочла тонны всякой советской безликой макулатуры.

Впрочем, упомянутая книга настоящий "луч света в темном царстве", и жанр в целом производит слишком удручающее впечатление, учитывая, о каких тонких материях ведется речь. Если почитать советские книги "о подростках" или "о первой любви", придется сделать выводы, что:
1 любовь это ужасное чувство, которое производит только негатив и страдания;
2 любовь это обязательно унизительно и постыдно (все окружающие дразнят и т.п.);
3 объект любви либо для того, чтобы из-за него страдать, либо для того, чтобы над ним морально измываться;
4 любовь не оканчивается ничем хорошим, нужно ожидать самого плохого и поломанной судьбы;
5 герой всегда "несчастный и непонятый", одинокий и всегда в "надрыве";
6 развития отношений нет. никаких "мирных" отношений нет вообще, все обычно обрывается или приводит в никуда. нет ни компромиссов, ни умения друг другу уступать, ни повседневных моделей поведения - как вести себя после "первой влюбленности", совершенно непонятно. Поэтому корни очень многих семейных проблем начинаются там, где женщина говорит: "ну я же его больше не люблю", думая, что любовь должна быть на уровне зашкаливания подростковых эмоций и не изменяться больше никогда.
Мне кажется, что это вообще заложило "бомбу замедленного действия" - и литература, и фильмы "про любовь". Оставим в стороне сказки, где часто последняя фраза "они поженились и жили долго и счастливо", потому что фольклорные жанры это не авторские, и под одну гребенку их нельзя. Тем более, что в сказках метафорически есть очень много жизненных перипетий. Но вот книги для подростков, если там и есть хэппи-энд, заканчиваются на пике самых радужных отношений. Но в жизни со свадьбы все только начинается! И у человека всякие нереальные образы и модели в голове, и вместо рутинного быта и кропотливого построения отношений человек себе представляет киношную романтику и "чтоб на руках носил" (параллельно намывая посуду, да). То есть, варианта книжного развития событий - либо все плохо и разрыв, и надо вымотать основательно друг другу нервы (как в "ДИкой собаке динго"), и никуда не придти, либо все хорошо и точка - а дальше-то что?! (моя любимая книга, упомянутая выше, тоже оканчивается на том, когда девочка лишь осознает и принимает любовь, оставляя читателя гадать, а что было дальше). Есть ли жизнь после свадьбы, после первой влюбленности? Что делать после этого радужного периода?
Интересно, есть ли у вас книги или фильмы, которые как раз и отвечают на этот вопрос и показывают повседневные простые отношения, а не фантастическую романтику?

детское чтение, стереотипы, 12-16, Марина Озерова, литература, литературно-психологический анализ

Previous post Next post
Up