мы говорили о том, что до шести лет мальчик "мамин", и для него очень важно полностью насытиться этим периодом и пройти эдипов комплекс, "первую любовь к первой женщине" (маме), и накопить на все будущее запас уверенности в женской любви. Теперь, примерно лет с шести (границы, как всегда, условны), мальчику требуется наставник, ему необходим мужской авторитет, в нем есть потребность в формировании собственного маскулинного образа, ориентируясь на выбранный образец.
мы уже как-то упоминали (тэг развитие детей, возраст младшего школьника), что в период 6-10 лет ребенку необходимо увидеть и попробовать множество видов человеческой деятельности - для того, чтобы в подростковом возрасте у него сформировался образ того, чем он собирается заниматься профессионально. Ребенок не может познавать деятельность в теории, ему нужно все пробовать активно. Для мальчика это особенно важно, поскольку мальчики дольше девочек сохраняют главенство кинестетического (двигательного) канала восприятия. В этом возрасте (с шести лет) мальчику необходим такой человек, который может выступать харизматическим лидером и "влюбить" его в какую-либо созидательную деятельность. Как раз с этой целью раньше мальчиков отдавали в подмастерья, чтобы он, наблюдая за работой влюбленного в свое дело профессионала, перенимал эти качества.
Даже в обычной речи типично "мужские" действия отличаются от типично "женских" законченностью, тогда как женские скорее относятся к рутине: "прибить полки" или "вышивать крестиком". Первое несет в себе конкретное действие, которое можно закончить и получить результат, второе - бесконечный однообразный процесс. Понятно, конечно, что женщине больше, чем мужчине, нужно быть вовлеченной в рутину - в связи с бытовыми домашними делами ("поддерживать огонь в очаге"), и с ухаживанием за маленькими детьми (многократно повторяющиеся ежедневные действия). Мужчины более нацелены на конкретное действие, на результат, а не на процесс. Теперь вспомним первый класс - результат как таковой либо недостижим (невозможно выучить математику! это процесс на все годы обучения), либо не подразумевается (пропиши эти буквы - здесь есть только рутинный процесс, нет четкого результата). Таким образом, мальчик лишается прохождения этого "результативного" компонента, который очень легко было достичь юным подмастерьям когда-то (вот конкретная деятельность и осязаемый результат). На первый взгляд может показаться, что здесь та же система "копипаст" - сидит мастер, делает некие изделия, мальчик сидит и подражает. Но цель обучения была перенять ремесло, и в итоге сделать свой "каменный цветок", то есть овладеть техникой, а не идеей. Хороший мастер - это когда на основе известной техникой может предложить новаторскую модель.
в современной модели обучения (если мы не берем военные училища или религиозные школы) в начальной школе, как раз в возрасте, когда мальчику нужен наставник как представитель определенной профессии, у него появляется учительница. Учительница - многие написали, что она как мама. То есть, мальчик уходит от сильного женского авторитета (мамы) не к мужскому, как надо бы, а к еще более сильному женскому! В современном обществе считается, что авторитет учительницы начальных классов должен быть выше родительского. Кроме того, что учительница не может быть "мужским авторитетом", она еще не дает развиваться профессиональным интересам - ее деятельность никак не может служить мальчику примером для подражания и никто из мальчиков не мечтает стать учителем начальных классов, то есть сразу уходит любознательность и нет мужского образа, которому хочется подражать