вопрос о том, чему учить мальчиков при условии анскулинга:
http://deti-v-semje.livejournal.com/2305236.htmlнабрал очень много интересных комментариев.
у меня нет никаких рекомендаций :) исключительно размышления, поскольку в школе (так почему-то сложилось) мне как раз доводилось больше всего работать с трудными мальчиками, не вписавшимися в школьную программу. Дети как раз были умные, и вопрос - почему же такие элементарные программные вещи им никак не даются, меня занимал довольно долго и серьезно. ПОэтому, все, что написано дальше - плоды размышлений, и, возможно, частично планы на будущее :)
в дошкольном возрасте, на мой взгляд, для мальчиков полноценное познание окружающего мира (лазать, бегать, узнавать свойства предметов и материалов, играть с настоящими предметами и природными материалами, иметь допустимую свободу в способе познания мира) куда более критично, нежели для девочек (мышление мальчиков более зависит от движения). Мальчики более экспериментаторы, нежели девочки. Поэтому для них особенно важно общение с окружающим миром (я уже писала по тэгам восприятие и развитие детей, что важно не количество объектов - для ребенка не нужно быть в джунглях, чтобы познавать животный и растительный мир, а глубина их исследования и способность наблюдать. Очень многие ученые отмечали влияние общения с природой на формирование своих интересов (Ломоносов писал о том, что сильнейшее влияние на его любознательность оказали поездки на лодке с отцом в море - казалось бы, а как же чтение с пеленок? всего лишь какая-то лодка! а на формирование архитектурного гения Гауди оказало строительство из песка на побережье). Плюс различные виды конструирования и возможность экспериментировать с материалами (не заданное соединение деталек, а возможность сделать нечто новое). (Иностранные языки и музицирование полезны всем без исключения, поэтому я не буду их выносить отдельно для определенного пола).
На мой личный взгляд спорт такой, который будет развивать разные группы мышц. Хотелось бы учить какому-нибудь "пятиборью" - то есть, чтобы мальчик мог и плавать, и управляться с лодкой, и бороться в случае необходимости, и залезть на скалы. ну, все не в один год обучения, конечно :)Любой спорт, который учит держать равновесие - умение "держаться на плаву" не только внешнее, оно формирует также похожие психологические качества, что пригодится в жизни (скалолазание сюда же плюс оно хорошо учит добиваться поставленной цели и преодолению препятствий).
Мне нравится идея занятий стрельбой - умение концентрироваться на цели очень полезное в будущей жизни.
Любые "ручные" ремесла, какой бы интеллектуальный труд не предполагался во взрослой жизни - поговорка "ремесло плечи не оттянет" очень верная, а мужчина должен быть независим и самодостаточен. К тому же ремесло дает мальчику результат своей деятельности - это очень важно для мужчины, т.к. он нацелен на результат, женщина - на процесс.
Многие отмечали в комментах умение ориентироваться на местности и "выживание в экстремальных условиях" - отличная идея, правда, в урбанизированной действительности плохо выполнимая. К этому необходимо добавить и бытовые навыки - представьте себе охотника, который должен провести в лесу, например, пару суток, и при этом не умеет готовить :)!
Мне также нравится идея конного спорта - мальчик должен учиться управлять кем-то, у него должно формироваться ощущение, что от его решений зависят действия других.
В комментах посчитали психологию исключительно женской сферой, но я, как человек, занимавшийся именно такими темами с мальчиками подросткового возраста, хочу сказать, что это необходимо - мужчина должен знать, как устроена женщина и понимать ее, он должен потом переносить гормональную нестабильность, эмоциональные всплески и уметь поддерживать (в некоторых моментах - стоически выносить :)) свою жену. (Конечно, понимание психологии это не чтение скучных нотаций и не заучивание умных терминов).
Как вы заметили, я все время пишу о каких-то практических умениях и физических действиях. А как же математика?! А чистописание?! Дело в том, что мальчиковое мышление устроено таким образом, что только под влиянием хорошего такого экспериментаторского опыта оно начинает производить какие-то обобщения и выдавать новаторские идеи. А если все поменять местами (что мы имеем в школе - в 1 классе прописи, в 9 - физика и опыты), то время чаще всего уходит, и любознательность угасает. В идеале нужно бы сделать наоборот - первые годы обучения максимально практические, с опытами и наблюдениями, с возможностью воплотить свои сумасбродные идеи, свободно обращаясь с материалами. А уже после этого - научные обоснования и чистая логика. Мне с этой точки зрения примером обучения мальчика представляется автобиографическая книга Даррелла - возможность заниматься интересующим его делом, полная свобода в наблюдениях и занятиях, самостоятельность и ответственность за свои дела - никто ему клетку не мастерил, тебе надо ты и строгай; наставник (Теодор), который не делает из мальчика копию себя, а лишь дает информацию и помогает найти свой путь. Также там замечательно выполнен принцип практической необходимости знаний - мальчику необходимо вести дневник наблюдений за животными, поэтому он вынужден много писать. Для мальчиков (опять же - более, нежели для девочек) необходима прагматическая цель - для чего он это изучает, и применение знаний на практике, им не нужна голая теория в отрыве от действительности.