Nov 06, 2013 06:52
я посчитала, что если я буду постить эту тему только по литературным понедельникам, мы еще долго не доберемся до произведений :) так что выкладываю по мере возможности. в комментариях к любому посту по теме мне можно задавать любые вопросы о восприятии текста, я учту их в следующих частях.
о пересказе произведений хочу сказать главное: если вы хотите, чтобы ребенок возненавидел чтение как процесс и сами книги как явление - заставляйте его пересказывать текст!
это задание направлено как раз на формирование системы обучения в стиле "копипаст" - развитие механической памяти. загрузиили в твою голову, кнопку нажали - выдал без запинки. Если же мы хотим, чтобы ребенок понял, усвоил, переработал текст, то это задание никуда не годится. То, что его задают в школе, еще не означает, что оно очень полезное :) почему это важно: мы говорили, что для дошкольника вербальная сфера не является ведущей. Когда ребенок слушает текст, он "переводит" его в образы, он представляет его и проживает сам. некоторые моменты и ситуации более значимы, некоторые менее. с некоторыми образами он идентифицирует себя, с некоторыми (на сегодняшний день) - нет. поэтому для него слишком сложно отстраненно и в хронологическом порядке пересказать сюжет. ведь он в нем живет! и получается, что взрослый вторгается в этот волшебный мир, как слон в посудную лавку. мы ведь хотим, чтобы ребенок как можно лучше перерабатывал информацию, а не просто выдавал ее в изначальном неизмененном виде? образно это можно представить, как если вы съели завтрак, а вас заставляют отдать его в том же виде, в котором вы его получили :) читать ребенку с целью, чтобы он точно пересказал прочитанное - это значит закрывать мыслительную деятельность над текстом.
10-12,
3-6,
1-3,
12-16,
восприятие,
память,
детское чтение,
6-10,
Марина Озерова