Три кита естественного родительства

Apr 06, 2009 09:04

Рассуждая о естественном родительстве, мы так или иначе затрагиваем тему "основных принципов ухода за младенцем". Эти "три кита" естественного ухода: грудное вскармливание, высаживание, совместный сон (или шире - постоянный контакт с мамой, в том числе и ночью). Почему уделяется такое большое внимание простым физиологическим процессам? Могут ли они быть значимы для воспитания ребенка, или же это вымысел?
Даже взрослому человеку жизненно необходимо обеспечение всех физиологических потребностей: еда, сон, отправление естественных надобностей. Эти потребности Маслоу поставил в основание своей знаменитой пирамиды - они оказывают основное влияние на жизнедеятельность. Именно такие простые действия, а не сложные психические процессы или чувства. Например, от голода человек начинает хуже реагировать, у него тормозится реакция, он становится раздражителен, и т.п. Человек с хроническим недосыпанием тоже не может функционировать нормально, происходит замедление некоторых действий, появляется неадекватная или агрессивная реакция на обычные раздражители.
Если все это относится к взрослому человеку, контролирующему собственное поведение и подчиненному рассудку - что можно сказать о младенце, который живет только этими процессами? То, как организованы эти три основные процесса, дает малышу представление о мире (безопасности и доброжелательности этого мира, или наоборот), а также о типе отношений (принимает ли его мама или нет). Для младенца ведущая деятельность - общение. Но когда же осуществляется это "общение", если ребенок постоянно "занят" - то ест, то спит, то писает? Нужно ли понимать общение как понимаем его мы, взрослые - "сели и побеседовали"? Общение для младенца - это как раз и есть взаимодействие с мамой в первую очередь во время основных физиологических процессов.

Почему так важно организовать три основных физиологических процесса при максимальной активности мамы и ее участия в них?
Например, ориентируемся на ритмы и желания ребенка:
1. Грудное вскармливание по требованию (мама должна быть внимательна к ребенку, и на первый поиск предлагать грудь).
2. Постоянный физический контакт (слингоношение) и совместный сон с малышом (мама во сне ощущает малыша, подсознательно контролирует его жизнедеятельность).
3.Высаживание по сигналам ребенка или по установленным биоритмам (мама постоянно ощущает тело ребенка, внимательно относится к любым изменениям, умеет определять готовность).
Если взять обратный вариант, то есть, мама по возможности самоустраняется от выполнения этих требований:
1. Кормление по часам. Ребенок не может знать, что его покормят. Он не умеет рассуждать логически - если покормили три часа назад, то через следующие три часа опять покормят. Он пытается наесться "навсегда", поэтому дети на режимном кормлении начинают есть больше, чем на самом деле требуется для утоления голода (о неспособности ребенка быть уверенном в режимном кормлении очень хорошо писал Бруно Беттельхейм). В этом случае ребенок лишается инициативы, у него не должно быть потребности - ему назначают кормление, а не он требует кормления. Исчезает возможность "успокоительного" кормления, не для насыщения, то есть отвергается главная функция материнской груди - источник любви (питание - это далеко не главная).
2. Недостаточный физический контакт (может быть и днем, но главным образом - отсутствие совместного сна). Ребенок должен быть уверен в близости мамы не только на сознательном уровне - т.е. во время бодрствования, когда он ее видит, может подозвать голосом и т.п. Но особенно важно - на подсознательном уровне. Во время сна "спит" сознание, зато работает подсознательная сфера. Ребенок получает установку в постоянной безопасности и наличия мамы рядом (даже если он уже редко сосет по ночам). Это совершенно необходимо в возрасте до трех лет (до прохождения кризиса). Так для ребенка подтверждается его "единение" с мамой на подсознательном, глубинном уровне. В таком случае инициатива опять принадлежит ребенку - он может "потребовать" присутствие мамы в любое время суток, не ожидая ее. Главное - ему не нужно для этого и просыпаться, он ощущает ее во сне - ее запах, ее прикосновения. Если же ребенок спит в отдельной кровати (что хуже - комнате), его потребность не может быть сразу удовлетворена (маме нужно время проснуться, дойти, взять на ручки). Инициатива проявления близости принадлежит не ребенку (мама может подойти или не подойти).

3. Подгузники, не дающие ощущения "сделанного" (впитывающие, растворяющие и т.п.). В первую очередь они лишают малыша познания одного из основополагающих процессов (отправление надобностей не менее важный, чем еда). Ребенок не познает регуляцию этих функций, поскольку они совершаются самопроизвольно, без ощутимых для него результатов. Инициатива снова принадлежит не ему - ребенку не поменяют памперс сиюминутно, у него нет связи процесса с результатом.

Если говорить только о маме - почему для нее так важно организовать эти три процесса с максимальным собственным участием? Как раз за счет этих процессов у мамы с малышом устанавливаются особые биоритмы, мама чувствует тело своего ребенка, на подсознательном уровне ловит его сигналы без внешних выражений. Появляется "биологическая связь" - лучшая тренировка интуиции! Такая организация трех основных физиологических процессов дает возможность прочувствовать полную зависимость ребенка от нее самой, сущность воспитания как постепенного уменьшения этой зависимости и передача ребенку по мере его роста функций контроля и регуляции за этими процессами.

1. Грудное вскармливание по требованию ребенка. Как нельзя лучше образно показывает полную зависимость младенца от матери. Обязательная близость кормящей мамы и младенца, ощущение перетекания "собственных соков" в ребенка, визуальный образ связи "мать-дитя".
2. Постоянный физический контакт, в том числе и ночью (совместный сон). Для мамы особенно важен контакт с ребенком ночью, поскольку тогда, в бессознательном состоянии, у нее естественным образом формируется установка "ребенок всегда со мной". Ведь малыш появляется, ощущая себя всего лишь продолжением маминого тела, а не отдельным существом! Для него важно постоянное пребывание рядом с ней. Но вот маме зачастую необходимо создать это ощущение, понять зависимость малыша. Это легко происходит как раз через постоянный телесный контакт, особенно ночью, когда сознание отключается.
3. Мама, которая учится чувствовать сигналы тела малыша, получает прекрасный "подарок" от природы - понимание не только разумное, но и на уровне подсознательном, на уровне телесных импульсов, которые невозможно осознать и тем более - передать словами.

Я понимаю, что оппоненты тут же возразят: я ничего этого не делала, а интуиция у меня работает отлично сразу после родов! Здесь, к сожалению, слишком велик риск выдавать за интуицию собственные желания и представления о том, как должен себя вести ребенок ("Моему ребенку в 8 месяцев не нужно гв, я это почувствовала интуитивно"). Потому что в случае максимальной близости мамы с младенцем и участия во всех его физиологических процессах, формируется единый биоритм и "животное" понимание маленького существа, природа делает все на уровне ощущений и неизвестных нам импульсов, минуя разум и логику.

грудное вскармливание, родители, сон, высаживание, дети, психология, 0-1

Previous post Next post
Up