Про бабушек и дедушек. Я морально готова к тому, что сейчас будет трещать по швам очередной стереотип. Только прошу сдерживать свои эмоции и постараться рассуждать объективно и, по возможности, хладнокровно.
Итак, что я думаю по поводу общения с бабушками и остальными взрослыми с точки зрения развития ребенка:
1. Ребенок дан родителям. Это очень просто - кто рожает, тот и воспитывает. Каждая мать воплощает свой материнский инстинкт в своем ребенке.
2. Все остальные родственники НЕ воспитывают ребенка, а лишь принимают участие в его воспитании. Чувствуете разницу? основные воспитатели - мама и папа, они же - самые близкие люди для ребенка. Ситуацию, когда ребенку эмоционально ближе всех бабушка, я считаю ненормальной и неестественной.
3. Природа устроила так, что бабушки и дедушки обычно уходят от ребенка раньше родителей. Поэтому чрезмерная эмоциональная привязанность к ним может очень сильно отразиться в период потери. Это не значит, что с бабушками и дедушками не должно быть никакого эмоционального контакта. Это значит, как сказано выше, что ближе всех ребенку должны быть папа и мама (во взрослом возрасте - муж или жена) - и это нормально.
4. Единая воспитательная позиция.
Все остальные родственники поддерживают воспитательную линию родителей. Потому что для ребенка никакой пользы не несет "противоположное" воспитание. Это учит как минимум двуличию - с бабушкой быть одним, с мамой другим. Учит лицемерию, искусству обмана, разрушает гармонию с миром, в которой пребывает ребенок. Конечно, "взрослых не переделаешь", но одно - если окружающие расходятся в мелочах, соглашаясь с родителями в целом, и другое - когда расхождения принципиальны, и все стремятся "отвоевать" свою правду. Тогда больше всех страдает ребенок. И уж совсем недопустимо - делать "наоборот", только чтобы доказать собственную правоту во взглядах на воспитание внучка. Знаю случай, когда аллергичного ребенка бабушка тайком специально кормила запрещенным продуктом - потому что это витамины. Бедная мама, не зная, откуда новые высыпания, затаскала ребенка по всяким лечениям. Подобное поведение (во что бы то ни стало сделать по-своему, даже если ребенку от этого плохо) не имеет ничего общего с любовью к внуку и заботе о нем. Потому что надо определить: что мы хотим? Любви к ребенку или _сделать_вот_это_ ? Забота рассчитывает на благо того, о ком заботимся, а не на протаскивание собственного мнения о заботе. То же самое касается неприятия родительской позиции - "у меня опыт, я своих детей воспитала вот так, я знаю, как лучше". Бабушка была мамой. А теперь есть новая мама, которая "знает, как лучше". Поскольку бабушка воспитала такого папу или такую маму, то теперь ей нужно только взять ответственность за свое воспитание и наслаждаться результатами.
5. Отношение к родителям. Из разговора с бабушкой на площадке (очень милой и "производящей благоприятное впечатление"), дети рядом, им 3,5 и 2. Прямая речь:"Да вот, подкинули на старости. Мучаюсь теперь. Вот этого родили ("этот" стоит рядом, ему 3,5!), год отмучалась - ну кто же поможет, как не мама? Потом хотела в отпуск съездить, так невестка, с***, мне назло опять забеременела! Вот, пожалуйста, еще подкинули. Это она точно мне назло, чтобы я не уехала! Сидела из-за них все лето, в эту жару! И еще гулять с ним (со старшим - М.О.) надо было - мама не может, она беременная!" дальше не буду, думаю, хватит.
Так вот, в этой ситуации, как мне кажется, бабушка могла бы видеть внуков очень редко, и всем бы было только лучше. Кстати, окружающие замечают заботливую бабушку, и как ее мучают плохой сын и ужасная невестка.
Мама и папа для ребенка - самые хорошие, даже если это не соответствует истине с объективной точки зрения. И человек, внушающий ему, что мама или папа - плохие, делает его несчастным. Воспитывает жестокость (что может быть хуже, если идеальный для него человек на самом деле кому-то не нравится?!), чувство непроходящей и необъяснимой вины (мама-то самая хорошая для него! а она, оказывается, плохая. Ребенок отождествляет себя с ней - кто виноват? Он!). Еще хуже - настраивание против родителей, или одного из родителей. Теща не любит зятя, и потихонечку внушает ребенку, как бедная мама неудачно вышла замуж, и какой у него плохой папа. Чревато не только неврозами и психосоматическими заболеваниями, а "чайлд-фри" и неумением построить отношения в будущей взрослой жизни.
6. Любимчики.
Знаю семью, где бабушка ежедневно говорила внучке, как ее не любит, а любит только ее братика, а ее зачем мама родила, непонятно, ,бабушка хотела только мальчишечку. Ребенку было 8 лет. Мама была уверена, что общение с бабушкой необходимо. Сейчас меня обвинят в категоричности, но подобная бабушка в моем случае не увидела бы ни девочку, ни мальчика вообще.
Это, конечно, крайний случай, но и невербальные знаки внимания одному больше, другому меньше ребенок отлично замечает, и мучается от "нелюбви" к себе, что очень сильно сказывается на проблеме ревности сиблингов.
7. Желание "купить любовь". "Мама тебе не разрешает, а бабушка добрая - возьми, только маме не говори!". Подарки и гостинчики - "видишь, как бабушка тебя любит, мама тебе такое не купит!". Любовь не покупают и не продают. Если такое поведение процветает, этому учат ребенка, а он привыкает ожидать не бабушку, с которой можно поговорить-поиграть-пообщаться, а ее подарка.
Общение с бабушками - желательно. Так же, как и с остальными родственниками, если они имеются. Но польза должна перевешивать вред, как и во всем. Делать ребенка полем битвы и подвергать его ненужным стрессам - что в этом хорошего? Взрослые должны выяснять отношения друг с другом, а не отыгрываться на ребенке.