Х/ф "Стрелок" ("The Gunfighter"), 1950 год.

Aug 19, 2018 23:32

В рамках очередной кинорулетки, на сей раз посвященной вестернам, посмотрел классический американский вестерн известного тогда американского режиссера Генри Кинга "Стрелок" с Грегори Пеком в главной роли.

"В священной роще росло дерево, и вокруг него весь день до глубокой ночи крадущейся походкой ходила мрачная фигура человека. Он держал в руке обнаженный меч и внимательно оглядывался вокруг, как будто в любой момент ожидал нападения врага. Это был убийца-жрец, а тот, кого он дожидался, должен был рано или поздно тоже убить его и занять его место. Таков был закон святилища. Претендент на место жреца мог добиться его только одним способом - убив своего предшественника, и удерживал он эту должность до тех пор, пока его не убивал более сильный и ловкий конкурент" (Дж. Дж. Фрэзер. "Золотая ветвь. Исследование магии и религии").


Примерно в таком положении оказался в начале 80-х годов XIХ века герой фильма, американский ковбой с Дальнего Запада Джимми Ринго (прообраз - известный тогда бандит Джонни Ринго), которого и играет Грегори Пек. За годы своих многочисленных бандитских похождений он заработал репутацию самого быстрого стрелка Дикого Запада (быстрого - в смысле быстрее всех выхватывающего револьвер и успевающего выстрелить в противника, а как говорил покойный генерал Лебедь, хорошо смеётся тот, кто стреляет первым... хотя тот, кто стреляет последним, наверное, смеётся еще лучше... но кто я такой, чтобы спорить с генералом?), что имеет одно весьма неприятное для него последствие - теперь куда бы он ни приехал, там непременно находится какой-нибудь козёл, желающий посоревноваться с ним в скорости реакции. С фатальными для себя последствиями. А Джимми обзаводится новой порцией смертельных врагов в лице родственников и друзей свежеусопшего... Но не это его угнетает.
Его проблема - в том, что ему всё это до чёртиков надоело. Ему ведь уже 35 лет, а у него ни кола, ни двора, даже, как он сам признается, часов приличных нет, только конь с револьвером, с которыми он кочует туда-сюда, подставляясь под выстрелы вышеупомянутых козлов, а друзей давно всех поубивали или они остепенились (как например шериф городка, в который он направляется, бывший приятель Ринго по бандитской молодости) - ну и долго он так протянет? Вот, снедаемый такими мыслями, Ринго, застрелив в начальной сцене очередного юного идиота, решившего оспорить его титул лучшего стрелка Запада, едет в в маленький городок на этом самом Западе, где живет девушка, которую он некогда обрюхатил, и которая, как он слышал, растит теперь его сына.
Приезд Ринго в город вызывает там настоящий фурор: подобные ему фигуры - для тогдашней американской публики, особенно из глубинки, настоящие суперзвезды, вроде Джесси Джеймса, Уайетта Эрпа (которого сам Ринго, однако, презирает - как по его словам и все по-настоящему крутые пацаны, которых он знает) и т.д., что позволило гастролировавшему по тогдашним США Оскару Уайлду заметить: "В Америке невероятно развит культ героев, а герои всегда набираются среди уголовников". И вот теперь салун, где засел прибывший в город Ринго, окружен толпой его поклонников, в основном местных мальчишек, но немало тут и его недоброжелателей: местые добропорядочные дамы отправляют делегацию к шерифу, дабы он немедленно избавил от присутствия этого сомнительного типа их цивилизованный и респектабельный дальнезападный Кислодрищевск, народные мстители, у которых, по крайней мере как они считают, Ринго убил родственников, пытаются с ним самолично расправиться, ну и конечно же здесь находится очередное губастое чмо, желающее лично проверить, так ли уж крут этот залётный Бэтмен...


Ну что сказать? Вестерн как вестерн. Видимо экранизация какой-то пьесы - говорят в фильме много, стреляют мало, и большинство сцен в помещении - и видимо написанной каким-то интеллектуалом-леваком, вроде тех, что Коэны показали в своем недавнем "Да здравствует Цезаре": в пользу этого говорит например то, что персонаж Грегори Пека в фимльем, когда снимает шляпу, поразительно похож на Сталина - ходит в пиджаке без лацканов, точнее, с маленькими лацканами, больше напоминающими воротник-стоечку сталинского френча, хромает, смотрит на собеседников с добрым прищуром с фотографий молодого Сталина, и конечно же снабжен вислыми усами (фильм выйдет в прокат летом 1950 года, в разгар маккартизма, и провалится в прокате, после чего студийный босс скажет Пеку: "Твои усы стоили нам миллионов!").


Коба и дети.
Отдельные сцены видимо должны вызвать ассоциации с указанными маккартистскими реалиями - например беседа Ринго с явившейся в участок вышеупомянутой дамской делегацией, принявшей его за помощника шерифа: с одной стороны разгневанные старухи, истерично требующие приехавшего душегубца немедленно выгнать из города, а еще лучше повесить, а с другой симатяга Пек-Ринго, рассудительно объясняющий им, что этот ненавистный им Ринго не такой уж и плохой, и убил он не пятьдесят человек, как они утверждают, а человек пятнадцать, и вообще он исключительно защищался, так что вешать его было бы несправедливо... Но вот как-то вызвать симпатию к своему персонажу даже тут не получилось - объективно-то женщины правы, и Ринго этот самый не узник совести какой, а действительно преступник, убивавший людей, причем в товарных количествах, и отнюдь не в целях освобождения человечества или еще чего-то возвышенного (вообще-то в тогдашней Америке ситуация сложнее была, чуть ли не на грани новой гражданской войны, и фигуры всех этих Джесси Джеймсов виделись в другом ключе, но этот момент в фильме не разбирается - быстрый стрелок, и всё тут). И то, что он теперь вынужден постоянно защищаться, это прежде всего его заслуга... В общем и целом фильм показался достаточно средненьким, а главное, как теперь говорят ни два ни полтора: для любителей вестерна слишком мало того, за что они его любят - стрельбы там, скачек, погонь и т.п., короче экшена, а для любителей "интеллектуального" разговорного кино сабж мелковат - мысли жиденькие, мораль копеечная. В общем, кто хочет пусть смотрит, кто не хочет - много не потеряет. Разве что поклонника Грегори Пека... если у нас таковые есть.

кино, кинорулетки

Previous post Next post
Up