В Царском Селе и около. Новые атрибуции рисунков Дж. Кваренги. Часть 1

Dec 01, 2024 14:31


В 2010 г., 14 лет назад, в выступлении на XVI Царскосельской научной конференции я предпринял попытку доказать, что Дж. Кваренги был одним из архитекторов-создателей Дачи молодых великих князей (Александровой дачи), территория которой ныне является частью Павловска [i]. Речь шла об утраченном еще в XIX в. Доме с оранжереей, надписанном на «Плане Павловского имения» 1791 г. как «Дом Александра» [ii], а по сюжету «Сказки о царевиче Хлоре», по мотивам которой строилась дача, дом этот может быть назван домом Леньтяга-мурзы. Тогда же меня привлекли три рисунка Дж. Кваренги, изображающие мосты-плотины с руинами, один из которых с большой долей вероятности относился к находившейся некогда на Александровой даче Пещере нимфы Эгерии, она же Родник Марии.



Дж. Кваренги. Дом с оранжереей (он же Дом Александра - Дом Леньтяга-мурзы)


В дальнейшем удалось выявить еще несколько рисунков и чертежей Дж. Кваренги, ранее не привязанных к какому-либо месту либо атрибутированных неверно, на самом же деле относящихся к Александровой даче и к визуально неизвестным утраченным царскосельским постройкам.

Было найдено также документальное подтверждение причастности Дж. Кваренги к созданию упомянутой дачи и ряда ее построек. В 1988 г. в Венеции были опубликованы черновики писем архитектора, и среди них три - к инициатору строительства дачи генералу Н. И. Салтыкову.



Дж. Тишбейн. Портрет Н. И. Салтыкова

Первое письмо датировано 27 февраля 1787 г.: «Архитектор Кваренги имеет честь выразить свое уважение Его Превосходительству господину генералу Салтыкову и сообщить ему, что, несмотря на то, что он закончил проект/рисунок, ему потребуется некоторая доработка. И потому он просит прислать его [рисунок] к нему на минутку, когда [Его Превосходительство] соблаговолит смилостивиться...» [iii].

Второе письмо, от 13 апреля 1787 г., касается уже выстроенного вчерне здания: «Я был в оранжерее, которую В[аше] П[ревосходительство] построил для... молодых Великих Князей и, как и намеревался, уменьшил её высоту до 8 ¾ аршин; что неплохо, но лучше было бы сделать её чуть выше 9 аршин. Кроме того, привязанность, которую я испытываю к В[ашему] П[ревосходительству], заставляет меня сказать вам (но не в укор себе), что мне кажется, что это здание не было размещено на его истинном месте, и что придётся приложить немало усилий, чтобы обеспечить к нему хороший и безопасный подход. В следующие субботу и воскресенье я буду в Царском селе, и если В[аше] П[ревосходительство] сможет оттуда отлучиться, чтобы побывать со мной на месте, я буду иметь честь объяснить вам все это подробнее, а также некоторые другие вещи, которых я сейчас не касаюсь...» [iv].

Данное письмо раскрывает неожиданные обстоятельства, при которых проходило строительство. Получается, что Салтыков понизил проектную высоту здания не переделывая чертежи, а просто переговорив с архитектором; кроме того, генерал самостоятельно выбрал место для Дома с оранжереей, что привело к проблемам.

В третьем письме, от 12 мая 1787 г., речь шла о поисках наилучшей внутренней планировки здания: «Я имею честь сообщить В[ашему] П[ревосходительству], что мы не можем расположить лестницу оранжереи так, как она указана, из-за дверей и расположения окон. Но если В[аше] П[ревосходительство] захочет согласиться на то, чтобы её поместили в место с пометкой “B”, это поможет предотвратить все трудности, предотвратить все опасности и даст вам большую и очень красивую комнату. В следующую пятницу я снова буду в Царском селе по этому делу, где я прошу В[аше] П[ревосходительство] прислать подрядчика ко мне домой сразу после ужина, чтобы мы вместе съездили туда и все ему рассказали до моего отъезда в Москву» [v].

Действительно, у нас имеются два варианта чертежа Кваренги для Дома с оранжереей [vi], отличающихся расположением лестницы, что говорит о постоянном творческом поиске архитектора и заказчика.





Дж. Кваренги. Чертежи дома Александра с разным расположением лестницы

Данные письма окончательно доказывают, что Дом с оранжереей, он же Дом Александра, строил Джакомо Кваренги.

Более того, во втором письме содержится свидетельство, что Кваренги решал и другие вопросы, в частности «обеспечение хорошего и безопасного подхода» к зданию. И в самом деле, Дом с оранжереей был выстроен на треугольном пятачке между двумя проезжими дорогами - Новгородской и Славянской. Понятно, что во время прогулок высочайшие особы вынуждены были неоднократно пересекать эти пыльные или грязные дороги. Как была решена проблема, объясняет рисунок Кваренги «[Мост с трофеями]. Вид в саду Господина Великого Князя Александра в Царском Селе» [vii]. Всего у моста пять пролетов: три над Тызвой, а под двумя крайними пропущены береговые дорожки. Аналогичным образом был перестроен мост через Тызву на Славянской дороге, только пролетов у него было три: один над водой и два пешеходных.



Фрагмент плана Павловска 1791 года с указанием местоположения Дома Александра (Дома с Оранжереей) между двух дорог



Дж. Кваренги. Мост с трофеями на Новгородской дороге



Г. Сергеев. Фрагмент акварели с видом на Дом Александра с изображением моста на Новгородской дороге. Справа напрашивается третий пролет над сушей, вероятно, закрытый кустами

Помимо двух обычных мостов на Тызве, в оконечных границах дачи были выстроены два моста-плотины. Один из них, оставшийся на рисунке Дж. Кваренги мост-руина [viii], имевшую широкую нишу с полусводом, где из пролома бьет вода, вполне можно интерпретировать как Пещеру нимфы Эгерии (она же Родник Марии), тем более что изображенное прекрасно вписывается в ландшафт, где эта пещера-родник находилась.

Еще один рисунок Кваренги с плотиной-руиной, озаглавленный при публикации «Руина с фонтаном-каскадом» [ix] и показавшийся мне вначале вариантом упомянутого выше, при очередном осмотре местности оказался вполне соразмерен ландшафту между сохранившимися остатками земляной насыпи, примыкающей к правому берегу Тызвы и ее левым берегом, там, где река покидает территорию дачи.



Наложение рисунков Дж. Кваренги на ландшафт. Слева - Пещера нимфы Эгерии (Родник Марии). Справа - нижняя плотина, земляная часть слева у которой сохранилась до наших дней, а справа - срыта.

Таким образом, учитывая рассуждения Кваренги в письме к Н. И. Салтыкову об организации доступа к Дому с оранжереей, реализованные впоследствии через устройство мостов, а также то обстоятельство, что три из четырех вышеназванных мостов известны только по его рисункам, можно выдвинуть предположение, что он и был их архитектором.

Помимо Дома Александра (Дома с оранжереей) на «Плане Павловского имения» 1791 г. обозначен Птичник, выстроенный широким покоем (по трем сторонам четырехугольника). На акварелях Г. С. Сергеева, исполненных в презентационных целях (как и издание описательной поэмы С. С. Джунковского «Александрова») к приезду принцесс Баденских и женитьбе великого князя Александра Павловича, Птичник присутствует в двух сюжетах: «Вид дома и грота...» [x] и «Вид китайского мостика...» [xi], при этом последняя акварель показывает нам Птичник в новом ракурсе и позволяет опознать еще одно его изображение, сделанное Дж. Кваренги.



Изображение Птичника в разных ракурсах на акварелях Г. Сергеева и на плане Павловска 1791 года



Дж. Кваренги. Птичник на Александровой даче

Это рисунок архитектора, который при публикации называли то «Veduta di una stazione di posta» («Вид на почтовую станцию») [xii], то «Пейзаж с усадьбой» [xiii]. Однако колокол на крыше такой же, как на Молочне и на Старом Шале в Павловском парке, что заставляет исключить почтовое назначение комплекса; скорее, в его флигелях угадываются птичники и хлева - коров и овец мы видим переходящими от Птичника на другой берег по земляной плотине на акварели Г. С. Сергеева «Вид Китайского мостика...». Отметим еще, что в левом нижнем углу «Вида на почтовую станцию» нарисованы валуны, лежащие на обочине дороги, ведущей к мосту-плотине, и что похожие валуны угадываются в правом нижнем углу акварели Сергеева «Вид Китайского мостика...» также по обочинам дороги, идущей по земляной части плотины у другого берега реки.

Луковичная в профиле кровля заднего флигеля Птичника открылась бы нам, если бы Сергеев расширил акварель вправо от зрителя, а если бы он выбрал точку обозрения чуть ниже по течению, то перед нашими глазами предстало бы триединство китайского востока (слева), античной плотины-руины (по центру прямо на Тызве) и отечественного наследия (справа) в виде птичьего и скотного дворов, напоминающих о Коломенской усадьбе царя Алексея Михайловича. При этом согласно «Александрове» С. С. Джунковского, постройки, обрамляющие пруд, символизировали идиллическую жизнь расположенных ко благу младенцев.



Сборная панорама изображений Пруда, расположенных ко благу младенцев (Пруда младенчества) - слева - китайский мост над оврагом, по центру - античность, справа вверху - птичник с признаками зданий русской архитктуры (в том числе килевидная/луковичная крыша из Коломенского). По центру красным обведены булыжники/неправильной формы каменные блоки, встроенные в антаблемент моста-руины, аналогичными камнями были обрамлены обочины подходов к мосту-плотине по обоим берегам Тызвы

Очень даже неплохо для подростка, если предположить, что Птичник создавался (или перестраивался) по вкусу самого Александра Павловича!

Мог ли Кваренги быть автором Птичника? Скорее да, ведь к этому времени он уже познакомился с Москвой, где занимался перестройкой Екатерининского дворца; впоследствии «Панорама сел Коломенское и Дьяково» войдет в цикл его московских ведут [xiv].

Правомерно также поставить вопрос об авторстве изящнейшего Китайского мостика, по силуэту изгибов напоминающего венецианские мосты с плоской смотровой площадкой, в частности мост Риальто. Точно такой же силуэт использован для центральной части проекта Дж. Кваренги, опубликованного под названием «Ponte in pietra per il parco di Carskoe Seló» («Каменный мост для парка в Царском Селе») [xv]. Вот только этот последний мост был выстроен не в Царском Селе, а в Гатчине и приписывается А. Д. Захарову. Это знаменитый Горбатый мост на Длинном острове. Сравнивая чертеж Кваренги и сохранившийся мост, мы видим, что Захаров, будучи архитектором Гатчины, несколько упростил при реализации проект своего коллеги.



Г. Сергеев. Фрагмент акварели "Вид Китайского моста"



Мост Риальто в Венеции. Современное фото



Дж. Кваренги (сверху). Проект моста для Царского Села (Гатчины). Снизу - Горбатый мост в Гатчине.

Окончание

[i] Выжевский С. В. Александрова дача: обстоятельства ее создания и архитектор Дж. Кваренги // Царское Село на перекрестке времен и судеб. XVI Царскосельская научная конференция. Ч. 1. СПб., 2010. С. 126-146.

[ii] Basile Kozireff. Limites du Domaine de Pavlovskoe (на фр. яз.) [Василий Козырев. Пределы Павловского имения]. 1791 // Рукописный архив ГМЗ «Павловск». Ч-1050. Фотокопия Музея истории города Павловска (МИП).

[iii] Giacomo Quarenghi architetto a Pietroburgo. Lettere e altri scritti (1761-1817). A cura di Vanni Zanella. Venezia : Albrizzi editore, 1988. P. 154.

[iv] Ibid. P. 163.

{C}[v]{C} Ibid. P. 168.

[vi] Дж. Кваренги. Архитектурная графика: коллекция Государственного музея истории Санкт-Петербурга: научный каталог. СПб., 1998. С. 125; Giacomo Quarenghi: a cura di Sandro Angelini; testo di Vladimir Piljavskij; catalogo di Vanni Zanella. Milano : Silvana, 1984. (Monumenta Bergomensia; 67). P. 281.

[vii] Angelini P., Korsunova M., Nepi Scirè G. Disegni di Giacomo Quarenghi. Vedute e capricci. Milano : Electa, 1997. P. 56.

[viii] Дж. Кваренги. Архитектурная графика...  Указ. соч. С. 138.

[ix] Гримм Г. Г. Графическое наследие Кваренги. Л., 1962. Ил. 47.

[x] Файбисович В. М. Александр I и изящные искусства / Александр I. «Сфинкс, не разгаданный до гроба...» : каталог выставки. СПб., 2005. С. 144.

[xi] Там же. С. 146.

[xii] Grimm German G. I disegni di Quarenghi. Bergamo, 1997. (Bergomum. Bollettino della Civica Biblioteca Angelo Mai di Bergamo. Anno XCII. 1997. № 2 (aprile-giugno)). Ill. 34.

[xiii] Джакомо Кваренги. Архитектурная графика. СПб., 1999. С. 111-112.

[xiv] Кваренги Дж. Виды Москвы и ее окрестностей. 1797. Государственный Эрмитаж. ОР-11719.

[xv] Giacomo Quarenghi: a cura di Sandro Angelini; testo di Vladimir Piljavskij; catalogo di Vanni Zanella. (Monumenta Bergomensia; 67). P. 285. Ill. 388-389; Пилявский В. И. Джакомо Кваренги. Архитектор. Художник. Л., 1981. С. 176.

Дж. Кваренги, Музей истории города Павловска, Сергей Выжевский, Александрова дача

Previous post Next post
Up