Логово дождевого червя, или же
Regenwurmlager на расово немецкой мове, он же «Мезерицкий укрепрайон» на языке дидов - одно из крупнейших (если не крупнейшее) подземное военное укрепление времен Второй Мировой Войны. Я про него услышал давным-давно и примерно так же давно в него мечтал попасть. И - иншалла, попал!
Долгое время он был закрыт для цивильного посещения - а известные входы периодически заваривались - короче, все как обычно. Но в 2011 году на базе этого объекта был открыт музей - и через него мы внутрь и попали. Так что наше посещение началось с кассы.
Если бы мы приехали до открытия музей, то у нас было бы ровно два варианта: либо мы бы не попали вообще никуда, так как веревок и спелеоснаряжения мы с собой не брали, либо нам повезло бы и один из стволов с лестницей оказался бы взломан или не заварен. В общем-то, и в этот раз, если бы у нас были бы веревки и снаряга, то, скорее всего, мы бы поискали вход и полазили и бы и по немузейной части. По этому поводу рекомендую
отчет кого-то из наших - заодно там очень качественные фоточки. Одна, для затравки.
Но, на самом деле, в «дикой» части мы бы не увидели ничего кардинального нового - для музея просто отгородили некоторую часть от обширных подземелий и туда всех водят. Короче, это как сходить в Николку: от Тру Диггера до Трех Братьев и назад - это будет лишь 1/5 всей системы, хотя во всей остальной части нет ну абсолютно ничего нового (ок, ну кроме двух колодцев).
В общем, поехали! Прямо около кассы начинается полоса противотанковых надолбов:
Экскурсию рассказывали по-польски, так что мы никого не доставали своими вопросами - но, одновременно с этим, нам было понятно аж ровно нихуя, а все сведения потом cами прочитали в интернете. Впрочем, я так всегда делаю. В общем, вначале небольшой музейчик по поводу Второй Мировой.
Стилизованный блиндаж-крыйивка. Только вместо бандеровцев - фрицы («шо там, шо там - фашисты», ага :) ).
Карта местности, карта укрепрайона и схема одного из панцверков. Собственно, карта отлично объясняет, зачем все это строилось. Есть две реки: Эльба и Одер (Германия, напоминаю, слева, возможный противник - справа). Реки от наступающих войск оборонять относительно легко, а штурмовать сложно (вспоминаем жертвы Красной Армии при взятии Киева или, например, Сталинградскую битву). Но между этими двумя реками есть относительно небольшой перешеек около 50 км шириной, который надо бы неплохо оборонить - а если это сделать малозаметно для разведки с воздуха, то он сможет перемолоть любую наступающую армию. Вот именно такую цель и должен был выполнять этот укрепрайон-бункер.
Начиналась полоса укреплений, как полагается, с противотанковых надолбов. Вот, они же, но с внутренней стороны:
Потом линией шли панцерверки - ДОТы, по нашему. Некоторые - для подавления ДРГ и прочей пехоты - вот, как раз один из них, легкий пулеметный (без пронеколпака).
А это тыловая (со стороны немцев) сторона одного из панцерверков. Сверху - бронеколпаки для противотанковых пушек, пулеметы и прочие ништяки, а сзади, вне зоны прямого обстрела, вход.
Во время ВОВ, я так думаю, оно все еще было накрыто например накатом из бревен и маскировочной сеткой (ну или чем-то подобным для легкой защиты) - закладные о том же говорят.
Вход. За входом идет стандартный Г-образный поворот с амбразурой - для отстрела тех, кто таки вломился внутрь.
В паре комнат сделаны инсталляции из боевого дежурства бункера. Казарма:
Лестница наверх, в один из бронеколпаков. Не лазил.
Около одной из амбразур, выходящих к задней стене. Наблюдатель смотрит - а при надобности открывается люк, высовывается пулемет и начинается жара.
В общем-то помещений было не так, чтобы много: казармы, радист, санузел, ФВУ, склады - обычный опорный пункт, только под землей и с каким-то количеством бронеколпаков. В принципе, ничем бы это не отличалось от нашего например КиУРа, если бы оно все не было бы соединено под землей ходами - в этом-то и состоит уникальность объекта.
Вот на данном фото огражден один из стволов вниз, а справа находится вход на спуск.
Фото из ствола смотрите например по ссылке выше - у нас были телефоны, поэтому ничего не видно. Я на повороте одного из лестничных пролетов.
Вообще, надо сказать, эта лестница - это настолько уникально, что является, пожалуй, одной из визитных карточек этого объекта. Все лестницы цельнолитые! Никаких тебе прогнивших ступенек, обвалившихся перекрытий и прочего пиздеца - только арийская надежность на века, только хардкор! К тому же оно еще и выглядит офигенно!
Фотка честно сперта с urbextour.com, на что я выше давал ссылку. Ствол, конечно, не тот же самый, но они все абсолютно одинаковые, так что вот:
Под землей находится несколько больших выработок с неочевидным конкретным назначением - местами двухэтажных. Ну вот сейчас например фотографии повесили.
Выработок несколько и они расположены рядом.
Центральная часть подземной части панцерверка называется вокзал и каждый из них имеет уникальное название. Хотя, конечно, от окружающих тоннелей вокзал не отличается вообще ничем, кроме надписи на стенке.. Я увы забыл, на какой вокзал мы спустились... Но все тоннеля выглядят абсолютно одинаково - подземные фотки выше как раз с вокзала. Обычные же ходы выглядят так:
А дальше мы пошли к следующему панцерверку по точно такому же тоннелю. Что самое забавное, музейщики повесили свои светильники на старую проводку - все до сих пор живое!
Электрические щитки 30-х годов фирмы Сименс. Лучшая реклама!
Гермодверь. Я так понимаю, логика такая же, как и в метро. Свет вдалеке - там кто-то бродит с фонариком. У меня была мысль сбегать налегке, но пробежав метров 200, я повернул назад - во-первых, источник света не сильно-то и приблизился, а во-вторых, я никому не сказал про свое желание и было бы как-то нехорошо меня ждать/искать. Да и что б я сказал при встрече?
В общем, так мы в итоге минут за полчаса дошли до следующего вокзала. Опять пустынные выработки...
Пока экскурсовод еще что-то там рассказывал, я еще побегал по окрестным тоннелям - все одинаковое.
У музея можно заказать экскурсию к еще следующему стволу - но мы брали короткую, так что нет (мы на длинную в этот день опоздали буквально на полчаса - возможно, то я их и видел вдалеке). В общем, пошли наверх по тем же самым цельнолитым ступенькам. Прощальный взгляд вниз:
Выход на сей раз был из то ли взорванного оголовка, то ли изначально и планировался как запасной - но тут не было кучи комнат, а только пару бронеколпаков по бокам и выход наверх из странного бетонного стакана.
Вот, сверху.
А теперь по поводу участия в боях. Строилось все это дело в 30-х годах и к началу войны в целом было готово. Потом последовал раздел Польши по пакту Молотова-Риббентропа и этот укрепрайон повторил судьбу линии Сталина: а именно под предлогом «нахрена нам крупный укрерайон в тылу за дохера километров от границы?» началась консервация и разоружение.
Однако если линию Сталина к тому моменту, как к ней вышли войска противника, просто никак невозможно было расконсервировать и заново вооружить (ну, кроме отдельных энтузиастов типа Ветрова), то данный укрепрайон немцы начали спешно достраивать и расконсервировать сразу после проигрыша в Сталинградской битве - так что к 44-му он был вполне боеспособен.
Я так и не нашел достоверных источников, что пошли не так и почему в значительных бях он не учасововал (хотя мог бы долго воевать даже в полном окружении). Мое личное мнение 9возможно ошибочное) - что его постигла судьба линии Арпада: а именно сильное ослабление из-за открытия союзниками второго фронта плюс то, что его обошли со всех сторон и защитники были вынуждены сдаться. По крайней мере очень на это похоже - и это известная беда многих укрепрайонов.
Назад можно или ехать в типа военном грузовичке, либо пройтись пешком. Мы пошли пешком. Вход в небольшой ДОТ, как я вот в самом начале лазил:
Линия надолбов, заросшая по бокам кустами.
Возле музея есть еще небольшой музей с разной военной техникой, но то уже не так интересно. Но в музей Логова Дождевого Червя однозначно рекомендую при случае съездить!