"В каждую эпоху внутри Церкви возникает некое ложное понимание того, с кем можно общаться, а с кем общаться не следует. Вот и в нашу эпоху у некоторых есть представление, что ни в коем случае нельзя общаться с представителями иных христианских конфессий и различных верований. Как в свое время апостолу Петру (тут в видео-записи речи патриарха весьма путаный момент, который при редактуре был выброшен - А. К.) , так и нам сегодня говорят: «Не надо ни с кем общаться, а только с верными!». Но как святые равноапостольные Кирилл и Мефодий пошли к неверным хазарам, к славянам-язычникам - тем самым, которые древние византийцы называли «россами», которые жили на юге теперешних России и Украины, нашим далеким предкам, - как они пошли затем в Моравию и другие славянские области, встречались с неверными, язычниками и проповедовали им слово Божие на родном для них языке, так и вся Церковь Христова призвана идти апостольским путем, общаясь со всеми, кто готов нас слышать, и неся всем, с кем мы встречаемся, то свидетельство, которое мы призваны передавать другим, повторяя подвиг апостолов, подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия".
http://www.patriarchia.ru/db/text/4476038.html Я не отношусь к числу помянутых "обвинителей". Но все же замечу, что обвиняют они ОВЦС и МП в другом: не в общении как таковом, а в молитвенном со-общении, со-служении, в декларациях о наличии уже или еще отсутствующего единства.
И их позиция будет убедительна до той поры, пока церковное руководство не примет честного и открытого решения о ревизии канонического предания православия. Но даже пресловутый "Великий Собор" побоялся поднимать эту тему. И тем самым стал заложником своей же пастырской импотентности.
Программа этой ревизии довольно очевидна:
Первый шаг - отречение... Нет, не от сергианства или экуменизма. А от "богословия роскоши".
Второй шаг - переход от призывов к воздержанию к реальному его осуществлению. То есть редуцирование своего демонстрируемого уровня потребления с элит+ до среднего. Это касается и машинок, и ВИП-залов в аэропорту, и стоимости облачений, и меню, которое спускается из епархий на приходы для встречи "любимого владыки".
Третий шаг - открытость церковных бюджетов: сколько откуда пришло и на что истрачено.
Четвертый шаг - изменение интонации и стиля общения с рядовым духовенством и рядовыми же прихожанами. Ну то есть, чтобы с каждым сельским батюшкой владыка говорил так, как если бы тот был женат на любимой сестре губернатора.
И вот когда церковь увидит, что ее владыки могут не только принимать ритуально-правильные позы на кафедрах и амвонах; когда церковь увидит в них христианскую жизнь; когда церковь увидит, что это не просто клуб заигравшихся "реконструкторов" - вот тогда у них может появиться авторитет, позволяющий предлагать церкви ответственные решения и перемены.
Если в "преемниках апостолов" будет сквозить хоть что-то апостольское, то они смогут честно сказать о своем отношении к т.н. "апостольским правилам", тем, которые и в самом деле запрещают не только со-моление с еретиками, но и бытовое общение с ними и даже вкушение пищи за одним столом.
А пока они обречены на лицемерие: на словах давая и требуя присяги и верности отеческим установлениям и канонам, на самом деле ежедневно нарушать те или иные из них и понимать, что полное исполнение всех канонов просто нереально.
***
Кстати, процитированные слова Патриарха прошу зарубить на своих носах тех его апологетов, кто обвиняет меня в том, что я даю интервью "либеральным" масс-медиа. Также ради честности они могли бы подсчитать - сколько раз в ходе каждого такого эфира я оспариваю позицию ведущих.