Генрих (в крещении - Иоанн) Батищев. Советский философ. Данный текст он написал в ответ на просьбу изложить христианскую этику без богословских терминов. "Беспредельная Диалектика Универсума" это у него синоним Бога.
Как он мне сказал: "Мне отец Иоанн Крестьянкин, мой духовник, благослвил до поры не раскрываться!
Когда-то в семинарские годы я перепечатал этот его текст. А единственное позднее его издание оказалось сделанным в Бийске в 2015-м.
Читать следует ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ СТРОКИ
Будь искателем:
Разыскивай Путь
И себя - в Путничестве.
1. Счастлив
Счастлив - кто не жаждет счастия
только себе или только своим,
но кто приемлет несчастие многих других
за свое собственное.
Счастлив - кто ищет себя лучшего:
достойного обрести со-частие с другими
и быть всегда глубоко сопричастным им
в пробуждении и восхождении каждого.
Счастлив - кто снова и снова несчастлив
из-за несовершенства и недостоинства своего
и кто всегда готов пожертвовать тем,
что кажется ему собственным счастием,
пожертвовать ради того, что превыше него:
ради раскаяния в своем несовершенстве
и ради всежизненной работы Служения
в посвящённости совершенствованию всех.
2. Могуществен
Могуществен - кто не жаждет для себя сил
и способностей возможно больших,
дабы обрести превосходство над другими,
и кто себя не защищает от инаковости,
но кто бесстрашно и доверчиво открыт
всему беспредельному Универсуму.
Могуществен - кто себя не навязывает другим
и не старается себя утвердить среди них
ни трудами своими, ни своею правотою,
кто не стремится изменять мир лишь по-своему -
налагая на всё печать своемерия,
но кто подаёт ненавязчивый пример
служения совершенствованию всех других
и смело идёт навстречу каждому из них
и не боится принять всю инаковость
их своеобразных устремлений
и кто не ожидает себе никакого возмещения
за неограниченную щедрость свою
ни силами, ни преимуществами, ни наградами.
Могуществен - кто не боится явить свою немощь,
кто твёрд и суров к самом; себе,
кто побеждает себя недостойного,
кто достоинство измеряет отнюдь не силами,
но ценностями, которые свято чтимы,
кто живёт в том, что безусловно
превыше
пересиливания
одних другими и отстаивания каждым своего,
кто всегда готов и не применять свои силы
и не оказывать именно своего влияния.
Ибо истинных и лучших побед он ожидает
от начинаний бесстрашной самокритики,
от приятия бремени задач и вины на себя
и от воздержания великодушного.
3. Радостен
Радостен - кто чужд удовольствию,
ибо удовольствие присвояет и потребляет,
а радость щедро излучает
и близким и дальним, и своим и инаковым.
Удовольствие замыкает и мельчит,
подкупает и усыпляет, пьянит и пленит.
Радость же раскрывает и поднимает выше,
пробуждает ко всё большему отрезвлению,
к неподкупному самообладанию
и ко взаимному бытию каждого - каждому.
Удовольствие всегда своемерно:
оно относится к миру сквозь свой интерес.
Радость же ничего не переиначивает,
а отвечает на зов притяжения инакового.
Удовольствие тщится остановить мгновение
и всё заточить в своё здесь-и-теперь, -
так пленённый удовольствием променивает
непреходящее Вечное - на тленное.
Радость же подъемлет навстречу свету,
и радующийся всего себя устремляет
не к интересному, а к притягательному,
к животворным ценностям Беспредельности.
Радостен - кто сострадает другим,
кто чужд и ропоту, и безнадежности уныния.
Ибо всякий ропчущий и мятежный
лишь перелагает бремя задач и вины
с себя - на другого,
со своих - на чужих
и отрекается от своего призвания-долга
и наполняет себя
разрушительными
отрицаниями
к другим, не признанным за своих,
но тем самым также и к самом; себе.
Ибо слепо поддавшийся чужим горестям
заражается ими и удваивает их в себе
и отягощает их своим унынием губительным.
Сострадание же - лечит:
оно высвечивает поучительный смысл
всякой неудачи и боли, всякой беды и горя
и постигает ответственность и вину,
чтобы помочь принять её на себя и победить
надеждой и доверием, верностью и жертвой.
Радостен - кто всегда скорбит о зле,
кто улыбкой духа превозмогает печальное,
кто равно чужд и брезгливому отстранению,
и воинственной мстительности.
Ибо только сострадающая радость
искусна побеждать зло, не заражаясь от него.
Те же, кто, ужасаясь пагубному,
бегут прочь от трудностей в безучастие,
тем самым потворствуют злодейству
или хотя бы пассивно поощряют его,
а поэтому готовят гибель также и себе.
Те же, кто в кипении ненависти к врагам
жаждут совершить суд и отмщение им
и всё больше отдаются карательству,
тем самым уподобляются врагам своим;
всё обращая в средства для своей победы,
они утрачивают всякие ценности;
а если даже и одолевают врагов своих,
то и самоё торжество своё обрекают
на бессмысленную превратность,
и переносят карающую энергию
ожесточения
на кого-то среди самих себя.
Но кто радостно берёт на себя бремя чужого
и посильно приемлет злодеяние чужого
за свою собственную боль, тот лечит его и исцеляет.
4. Прогрессивен
Прогрессивен - не тот, кто рвётся вперёд,
и дерзко погребает Былое позади себя,
и самоуверенно несёт миру своё мерило,
зная заранее всеобщий критерий прогресса
и кто тщится заточить себя и других
в инертное продление прошедших событий,
но тот, кто радостно ожидает
неожиданного и весь живёт в непрестанном встречании
с Грядущим неиспытанным и таинственным.
Ибо Грядущее для него больше будущего,
и Былое - больше прошлого,
и всех их проницает собою и объемлет
всегда в себе сам;м иное Вечное.
Прогрессивен - не тот, кто смеет измерять
любое сложное - мерилом простого,
развитое - неразвитым,
тонкое - грубым,
творческое - нетворческим,
духовное - бездуховным,
тайное или инаковое - явным для себя,
совершенное - несовершенным,
высшее - низшим,
абсолютное - относительным;
ибо истинное живое восхождение,
в каждом шаге преодолевающее самоё себя,
он подменяет линейным самопродлением;
но тот, кто вновь и вновь открывает
всё более и более высокие мерила
и жизнь свою обратил в восходящее Служение -
в совершенствование, посвящённое Высшему.
И ты приобщаешься к Нему шаг за шагом
как ко всё более и более Высокому,
если можешь жить всегда во встречании
и никогда не завершимом Путничестве.
Прогрессивен - не тот, кто печётся о себе:
o своей передовитости и своём праве на неё,
дабы обогнать других и всяких инаковых
и утвердиться выше всех - в центре мира,
и не тот, кто притязает перераспределить
всемирное богатство возможностей развития
в пользу себе или своим, в ущерб инаковым,
но тот, кто весь в восходящем созидании
и созидательную жизнь свою адресует
всему Беспредельному Универсуму,
без всяких своемерных предпочтений,
без присвоительства и исключительности,
кто ежечасною работою жизни своей
всё полнее открывает и претворяет
своё универсальное созидательное призвание.
Так будь же не своемером, но Путником!
5.Свободен
Свободен - не беглец от несвободы,
не отрицатель-нигилист, рвущийся прочь
из мира законов, из царства необходимостей,
дабы порвать все узы и сломать все грани
и отрешиться от начальных условий бытия
и избежать объективно-обязательной логики;
ибо всякий уход и мятеж разрушителен,
а разрушительство ещё ниже разрушаемого;
не беглец от долга и ответственности,
и не эмансипатор - герой своеволия,
навязывающий миру нагромождение своих химер,
но тот, кто до конца терпеливо ученичествует
во Вселенской Школе Объективности,
в школе обязательности всему сущему,
каково оно есть само по себе,
в школе терпения, верности и мужества
хотя бы на уровне законов вещей.
Свободен - не обитатель мира вещей,
заточивший себя среди безличных стихий -
в мёртвом Порядке бессубъектности,
не блюститель лишь логики необходимостей,
не фаталист и квиетист, влекомый судьбою, -
ибо исполнить все требования законов
возможно было бы и без свободы, -
и не иждивенец-утилизатор,
присвояющий себе потенции чужой свободы
как вольности для себя - против других,
но только обитатель мира культуры,
непрестанно его наследующий
и столь же непрестанно его созидающий
и в нём - свободу как взаимную с другими:
свободное совершенствование каждого
есть не только условие,
но радостный смысл свободы всех.
Открыть во глубине себя и в других
это более высокое царство Свободы
невозможно в пределах мира законов.
Но можно и должно открывать это Царство,
всё более подчиняя соблюдение
необходимостей
святым ценностям, чтимым превыше законов.
Свободен - кто радостно приемлет всё,
приемлет таким, каково оно есть,
без тени личного или группового своемерия:
ничего не предпочитая и не выбирая,
не исправляя и не подкрашивая,
приемлет даже самое неприемлемое и злое,
всё горе и все язвы больной планеты,
приемлет эпически-объективно, смиренно,
но лишь ради того, чтобы, ничуть не пленяясь,
быть предельно строго верным
заставаемым исходным условиям жизнедеяния
и прозреть в бытии его кардинальную неполноту,
его неокончательность и незавершённость
и принять его как Великую Книгу Задач:
как смысловую иерархию
загадочных ситуаций -
и на каждый час, и на всю жизнь, и поверх неё,
зовущих к творческим решениям-поступкам,
- ибо исполнить все требования законов
Однако в этой Великой Книге Задач
всегда неповторимо сплетены друг с другом
задачи тебе посильные и непосильные.
И только находя каждый раз границу
между тем, что изменить ты не можешь
и тем, что можешь и даже должен
согласно твоему универсальному призванию,
только созидательно превозмогая свое рабство,
только одаряя свободою несвободное бытие,
только через самую полную бесхитростность,
через честное решание всежизненных
трудностей
в ежемгновенной работе всех твоих сил
ты встречаешься и с Царством Свободы,
и всё более достойно приобщаешься к Нему,
сущему
в Диалектике
Беспредельности.
6. Ответствен
Ответствен - кто всегда за себя в ответе,
ибо живёт постоянно изнутри себя,
а не в ответах-реакциях на толчки извне,
кто следит за мерой своего самообладания
и принимает решения только по совести,
и лишь себя же винит за заслуженную судьбу.
Так каждый миг поступать ты стараешься
под светом чтимых тобою святых ценностей
всегда и неподкупно и бесстрашно:
не вынуждаемый ни выгодами, ни невыгодами,
ни пряником наград, ни кнутом наказаний,
ибо ценности -
превыше всех наказаний и угроз.
Но ответствен ты одновременно двояко:
за меру твоей верности твоим ценностям,
и за меру верности твоего их приятия -
и за истинность их образа-понятия в тебе.
Истинен же их образ только тогда,
когда ты приемлешь их как узы взаимности,
узы сопричастности между тобою и другими
и всею объемлющей нас и неисчерпаемой
Беспредельной
Диалектикой
Универсума.
Истинен их образ, только если
ты приемлешь их как не зависимые
от того, что они - также и твои,
не зависимые от твоего выбора их и приятия.
Истинен их образ, только если
он становится в тебе всё более истинен,
а для этого должны гармонично соединиться
твои усилия к углублённому постижению
и приносимые тебе новые дарования.
Никто не может быть собственником
или хотя бы достаточным носителем объективных ценностей Универсума: ценности неприсвоимы.
И возрастающее приобщение к ним каждого
возможно не иначе, как в глубинном Общении -
в общении, не имеющем границ и пределов.
Ответствен - кто во всём воздержан,
кто всегда хранит в неприкосновенности
самостоятельность каждого другого
и его собственный жизненный опыт -
поучительный опыт утрат и обретений,
постыдных падений и достойных подъёмов,
горестных разочарований
и животворящих приобщений,
и меру зрелости души и духа каждого,
и меру внятности ему собственной совести,
кто искусен блюсти и терпеливо оберегать
свободу и ответственность каждого другого
на неповторимом пути его восхождения.
Ответствен - кто до конца благодарен
и ради этого неукоснительно самокритичен
и сдержан даже в приятии ответственности;
кто ни в чём никогда не возносится
и не воздвигает себя ни над каким бытием
и ни над какими иными субъектами,
и не притязает на исключительное право
быть хозяином Вселенской кладовой,
и не ставит себя либо своих в Центр мира;
кто не жаждет по-больше получить себе
полезностей или сил-способностей,
и не жаден к превосходству над другими
и ревниво не состязается с ними,
но кто весь устремлён
созидать и давать -
давать то, что заслужило бы приятия,
и кто до конца посвятил себя Служению,
постоянно проверяемому и углубляемому
через глубинное Высшее Общение.
Только тогда ты станешь истинно ответствен,
когда всю жизнь свою, явную и сокровенную,
ты сделаешь бесконечно благодарным Ответом
Беспредельной
Диалектике Универсума.
7. Причастен совершенствованию
Кто истинно причастен совершенствованию?
Не тот, кто жаждет совершенствовать себя
или прежде всего своих,
а не чужих-инаковых
и для кого это стремление есть самоцель,
а восхождение чужих - вынужденное условие,
полезный фон или подсобное средство.
Ибо всякое своемерное предпочтение
и присвоительство исключительных прав
разрушает узы универсальной сопричастности
и умерщвляет самый дух совершенствования -
дух, жизнедательно и свободно дышащий
только по ту сторону корысти и своемерия.
И не тот причастен совершенствованию,
кто дерзко решает восходить сам:
лишь по своей, односторонней воле
и лишь одними
своими собственными силами -
индивидуальными или коллективными.
Ибо в каждом шаге истинного восхождения
каждый раз взаимно нуждаются друг в друге
и нераздельно-гармонично соединяются вместе
вновь свободно избирающая воля сердца
и не менее вновь свободный дар наследия
Беспредельной
Диалектики
Универсума.
Истинно же причастен совершенствованию тот,
кто вновь и вновь побеждает самого себя:
всё инертное в себе и всё ущербное,
всякое личное и коллективное своемерие,
кто каждый миг весь проникнут памятью
о своём коренном несовершенстве,
но кто никогда в унынии не опустит рук
в нескончаемом борении - работе над собою,
ибо винит в несовершенстве лишь самог; себя
и свою отдалённость от Абсолютного Образца,
сущего в неисчерпаемой Беспредельности,
всегда остро переживает не только как боль,
а и как радость от надежды её превозмогать:
разлучённость рождает встречание;
кто неистощим в своём вечном искательстве
и кто всё больше открывает себя Путничеству
через суровое отречение от себя негодного,
кто даже в своих падениях
пробуждает в себе новую силу раскаяния
и с возрастающей энергией устремляется
искать своего очищения и преображения
через незавершимую самокритику.
Истинно причастен совершенствованию тот,
кто горит неугасимым жизнетворчеством,
кто всегда верен в себе свету
Вечного Детства,
кто вновь и вновь со свежею душою
вступает в Беспредельный Универсум
и приемлет его как мир задач, загадок и тайн,
и каждый свой поступок и замысел,
каждое своё дело и каждое слово,
каждое своё духовно-душевное состояние
ты обратил в непрестанное решание
этих всежизненных задач, загадок и тайн,
насколько они входят в твоё призвание.
И ничем конечным ты не удовольствуешься
ни в тебе сам;м, ни вне тебя,
и никакое найденное тобою решение-плод
ты не превратишь в нечто достаточное -
в преграду к большему совершенству,
и ты не утратишь сознание вечной перспективы
и всей громады расстояния ввысь
между любым тобою
и Абсолютным Образцом,
и ты ничем никогда не прельстишься
и ни на что не променяешь возможностей твоего призвания во встречании с Грядущим.
И ты сам для себя -
живая задача,
которую ты призван ежечасно решать вновь,
ибо каждое твоё благое достижение прежнее
для грядущих ступеней окажется негодным,
и ты призван вновь и вновь преодолевать себя
ради новых обогащений твоего предназначения
и нежданных открытий-даров твоего Путничества».
Батищев Г.С. Диалектические строки (Непреходящие ценности детства). Философско-педагогические произведения. - Собр. соч. в 2-х т.т., Бийск, 2015, т.2 стр. 14-27.