18 ноября 2011, 11:48 | Антон Арсеньев
Паранджа - символ феминизма, православным нужно "троллить" атеистов в Интернете, а Россия все-таки для русских. Обо всем этом известный богослов Андрей Кураев рассказал на встрече с прокремлевской молодежью в Петербурге.
http://www.neva24.ru/a/2011/11/18/Djakon_Kuraev_sozdast_pra/?utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter Встречу с профессором Московской духовной академии протодиаконом Андреем Кураевым в офисе петербургского отделения "Молодой гвардии Единой России" организовал член городского парламента Виталий Милонов. Однако, войдя в зал и оглядев юношей и девушек, священнослужитель выразил удовлетворение тем фактом, что будет общаться с нормальными людьми, а не с "какими-то депутатами". "Ну, вообще-то один депутат здесь есть", - прозвучала негромкая реплика Милонова из-за спины диакона.
Решив не акцентировать внимание на конфузе, богослов начал отвечать на вопросы, коих у молодежи накопилось немало. "Сейчас среди молодежи много атеистов, много неверующих. Нужно ли с этим бороться и как с этим бороться?" - поинтересовалась одна из девушек. В ответ профессор рассказал анекдот: после сотворения мира Бог решил отдохнуть, но к нему ворвался архангел Михаил и сообщил, что некий глава союза атеистов просит аудиенции. "Слушай, скажи ему, что Меня нет", - ответил Вседержитель.
"Отвечать на какие-то такие штампы Интернет-хомячков атеистических - это можно, - продолжил Кураев, когда утих смех. - В частности, одна из моих идей - это создать православный троллинг".
По его словам, последнее время любая сетевая публикация о деятельности церкви сопровождается однотипными негативными комментариями читателей. "На эти штампованные аргументики их вполне можно отвечать тоже серийной продукцией. Контраргументами", - пояснил диакон. По мнению богослова, атеизм- это "крайне изощренная ересь в рамках Христианства". "Есть отсутствие опыта Бога, а есть опыт отсутствия Бога", - подчеркнул он.
К неверию может привести и "травматический опыт столкновения с православием" - например, если человек наткнется в церкви на грубость или формальное отношение к религии. При этом атеизм бывает разным: "поросячьим" - от лени, вежливым - когда человек говорит: "В моем опыте Бога нет", скорбящим - как у Сартра, Камю или Пушкина во время кишиневской ссылки. Встречаются атеизм, требующий Бога, и неверие от избытка трагедии. "Как говорить с женщиной, которая потеряла своих детей? - отметил профессор. - Философия здесь бессильна".
Настал черед более острых вопросов, и у священнослужителя поинтересовались его мнением о противостоянии цивилизаций. "Россия - часть западного мира, - уверенно произнес тот. - Граница между Западом и Востоком проходит где-то между Пакистаном и Индией".
Ислам, по его мнению, является западной религией, поскольку построен на вере в личностного Бога, а не в абстрактный космос. При этом на Западе сейчас идет гражданская война между "либерастами" и традиционным обществом. Решения о проведении либеральных реформ последнего времени, таких как легализация однополых браков, принимались не на референдуме. Как считает Кураев, историкам еще предстоит выяснить, как и кто целенаправленно разрушал западное общество в XX веке. "Не надо демонизировать весь Запад. Там много наших людей", - многозначительно произнес он.
К национализму и лозунгу "Россия для русских", по словам Кураева, он относится положительно. В качестве доказательства своей правоты диакон опять привел анекдот: "Когда Гулливера колбасило, лилипутов плющило". "Если русским будет плохо, какому этносу в России будет хорошо?" - задал он риторический вопрос.
Очень хорошо протодиакон относится и к слогану "Хватит кормить Кавказ". "Это совершенно черная дыра в бюджете, - считает он. - Пусть нам объяснят, зачем это нужно. Мы, русские, люди смирные, готовы поверить сказкам. Но вы хоть расскажите нам эту сказку. Что, вот, мы все посчитали: если столько-то миллиардов туда вложить, то они будут белые и пушистые. Но нам даже этого не говорят".
"У нас странное понимание демократии - что это не защита прав большинства, а борьба за права меньшинств", - подчеркнул богослов. В его понимании национализм является здоровым протекционизмом по отношению к своему народу, то есть честным признанием его определенной несостоятельности. Яркий пример этого, как считает Кураев - черта оседлости для евреев Российской Империи. Ее ввели именно потому, что русские не могли на равных конкурировать в торговле с иудеями, имеющими большой опыт коммерции и связи за границей.
В связи с этим профессор категорически против вступления России во Всемирную торговую организацию. По его мнению, это будет выгодно экспортерам ресурсов, но разрушительно для неконкурентоспособной обрабатывающей промышленности.
В ответ на вопрос о запрете ношения паранджи во Франции богослов заявил, что для РФ это не актуально: у российских мусульман не принято носить этот наряд. Более того, в Коране о нем нет ни слова. Зато аналог паранджи присутствует на некоторых византийских росписях, то есть она не является исключительно исламским изобретением.
"Паранджа - это замечательное феминистское явление, - высказал неожиданную мысль Кураев. - Она может быть понята так: не лапайте меня глазами. То есть, некая защита приватности территории".
Однако французов он понимает, поскольку под паранджой можно спрятать все, что угодно, да и для многих мусульман она является символом ненависти к иноверцам. Современный Ислам, по мнению профессора, вообще дает разрешение на "ненависть к американцам, жидам", благодаря чему в него и переходят такие русские экстремисты, как Саид Бурятский. При этом протодиакон оговорился, что имеет в виду не саму религию, а ее понимание в массах.
Представитель церкви высказался в поддержку законопроекта о штрафах за пропаганду гомосексуализма и педофилии, который рассматривается сейчас в Законодательном собрании Петербурга. На вопрос, почему он так не любит содомитов, Кураев опять ответил анекдотом - о царе, который, чтобы не делить страну, женил сыновей друг на друге. "Тут и сказочке конец, и роду царскому - тоже", - завершил диакон повествование. При этом радугу, по его словам, нельзя "отдавать" гомосексуалистам, поскольку со времен Ноя это символ соглашения между Богом и человеком.
Под конец богослов призвал слушателей даже проигрышные ситуации использовать в благих целях. По его словам, в советское время одного из митрополитов заставили на проповеди рассказать, что Юрий Гагарин в космос летал, но Бога не видел. Тот рассказал и добавил: "А Бог Гагарина видел и благословил его".
По словам Милонова, это не последняя встреча петербургских "молодогвардейцев" с известными священнослужителями. Помимо Кураева планируется пригласить ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре архимандрита Тихона (Шевкунова) или председателя синодального отдела по взаимодействию церкви и общества протоиерея Всеволода (Чаплина).