"Когда я пришел в Церковь, она была другая"

Sep 23, 2019 23:29

- Есть ли разница между Церковью, в которую ты пришел когда-то, и РПЦ, в которой оказался?
- Все течет, все меняется, как говорил Гераклит, нельзя дважды зайти в одну реку. Когда я пришел в Церковь, она была другая. Люди были другие, священство было другое, это были девяностые годы. Было ощущение выхода из тюрьмы на свободу. Чувство полета, радости, надежд, веры в то, что мы нашли сокровище. Сейчас наоборот - РПЦ только уводит от Бога. Она занята чем угодно, но только не тем, чему учил Христос. Говорю это с позиций простого священника. Поначалу это может быть не заметно, но спустя годы человек начинает испытывать давление этой системы. Он или сопротивляется и страдает, или что-то в нем ломается. Если и возможен духовный рост, то не благодаря, а вопреки РПЦ.

- Что изменилось для тебя за годы власти патриарха Кирилла?
- Кирилл посадил священников в клетку, на цепь, как собак. Как сказал один из молодых епископов: «попы - крепостные». И, как добавил один из духовных чад патриарха, мы хуже рабов. В древнем Риме раб имел право на жилье, одежду, еду, орудия труда, а попы не имеют даже этого. И как еще говорил другой духовный сын Кирилла нуждающимся священникам: «Церковь - не дойная корова». Один старый священник заметил, что если раньше он страдал от советской власти, то сейчас стало еще хуже, издеваются свои же.
Внутри РПЦ никто не может противостоять патриарху. Время патриарха Кирилла - это время формализма и показухи. Это время вырождения Церкви.

- Ощутил ли на себе последствия раздела епархий?
- Не хочу повторять то, о чем и так все знают. Максимально возросли поборы, показуха и отчетность. Ну и контроль. Не продохни. Всех держат в напряжении. Конечно, раньше было спокойнее.

- Какие проблемы видишь в епархиальной жизни?
- Никому нет дела до твоих проблем. В этой организации никому не нужны ни ты, ни твоя семья. Плати деньги и поддакивай начальству. Все боятся рта открыть. Как белка в колесе, епархия имитирует активную деятельность, но все стоит на одном месте.

- Каковы твои взаимоотношения с настоятелем, с братьями-священниками, с архиереем?
- Если ты второй священник на приходе, то ты просто рабочая сила, получаешь копейки, если что-то не нравится, можешь уходить. Настоятели на более-менее нормальных приходах - все люди из «белого» списка. А если ты из черного, то тебя только используют и терпят.
Священники, как правило, каждый за себя. Все жить хотят. И опять же - боятся благочинного и епископа. Благочинный - доносчик епископа. А чтобы быть на хорошем счету у благочинного, надо стучать ему, если кто-то выбивается из строя.
Батюшки не слепые, насмотрелись на то, как жестоко и бесчеловечно может поступать его высокопреосвященство. Знают, что надеяться на понимание и хотя бы сочувствие бесполезно. Как говорится, справедливости на этом свете нет.

- Каковы отношения между священниками в твоей епархии?
- В основном отношения более-менее неплохие. Но до тех пор, пока не задеты интересы друг друга. Тут от любви до ненависти один шаг. Как писал свт. Феофан Затворник, только тронь и пойдет вонь.

- Как живет обычный священник день за днем, без прикрас, без слащавой картинки для православной публики?
- Меня постоянно преследовала мысль о том, на что жить и где взять деньги на самое необходимое. Как заплатить взносы в епархию? Понятно, что если в тяжелой ситуации обратиться за помощью, кто-то может откликнуться, но всю жизнь содержать тебя никто не будет.
Когда видишь равнодушие и черствость со стороны людей, ради которых ты все это терпишь, невольно руки опускаются. Когда идут годы такой жизни, 10, 15, 20 лет и ничего не меняется, несмотря на твои усилия, то возникает ощущение бессмысленности такого служения. Это не только мой опыт - и другие, кто оставил священство, признавались мне, что испытывали то же самое. А церковное начальство прямо говорит: это твой выбор, ты знал, на что шел, тебя тут силой никто не держит. И вообще, это мы тебя терпим, и скажи спасибо владыке за то, что он дает тебе возможность стоять у престола. А тяжело всем, нечего плакаться. У тебя прихожан мало? А что ты сделал, чтоб было много? Сам виноват. Сам и решай свои проблемы. - И дальше разговоры про старцев, к которым ехали в глухие деревни издалека.

- Как выглядит приходская жизнь глазами священника? Социальная, миссионерская, молодежная деятельность на твоем приходе, в твоей епархии - это реальность или фикция?
- За редким исключением, на приходах нет никакой деятельности. Все - фикция, пара фоток для епархиального сайта и готово. О чем можно говорить, если, по словам одного уважаемого архиерея, большая часть священников не в состоянии удовлетворительно просто рассказать людям о крещении, некому интересно проводить даже огласительные беседы. Многие пробуют привлекать людей, но мало у кого получается, на приходах некому даже петь и кадило подавать. Я пишу о тех приходах, где хорошо знаю ситуацию, - это небольшие села и деревни. Как говорится, «мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали». В итоге безысходность и тоска.

- Как ты видишь прихожан, каковы ваши отношения?
- Прихожане не идиоты, они прекрасно все видят и тоже устали. Батюшку могут жалеть, но они и сами не находят в церкви того, что ищут, поэтому выгорают и постепенно отходят.

- Как выглядит финансовая жизнь обычного прихода, куда распределяются денежные потоки? Зарплаты, отпуска, больничные, пенсии, трудовая, весь соцпакет - как с этим обстоит?
- Зарплат в деревне нет вообще, жить не на что. Епархия требует не последние деньги, а то, чего в принципе нет. В ПФР и ФСС не с чего платить. Никакого соцпакета. Все это из какой-то другой реальности. Подобную роскошь могут позволить себе только богатые приходы.
Митрополит Иларион (Алфеев) недавно сказал, что сельские священники зачастую служат бесплатно, платят налоги и при этом работают на светской работе.
Но я не представляю, как это возможно, когда даже с интернетом проблемы и дистанционно работать нельзя.
Если на дверях храма постоянно висит замок, то всегда найдется тот, кто будет этим недоволен. Тот же благочинный. Но денег ведь нет, а бесплатно сидеть сутками в пустом храме никто не согласится.
Если священник устроился на работу, а его попросили отпеть (даже если отпевания бывают редко), то ты не можешь внезапно бросить работу, нарушить график.
А потом естественный итог: архиерей или благочинный обязательно укажут, что храм закрыт, священник не занимается приходом, решает свои личные проблемы и при этом говорит, что нет прихожан, нет денег платить в епархию и недоволен жизнью. Винит других, хотя виноват во всем в первую очередь сам.

- Замкнутый круг.
- Прочитал на «Ахилле» текст о зарплате сельского священника в 10 тысяч рублей.
Но кто-то мечтает даже об этом, у меня не было и этой суммы, в лучшем случае тысяч 5.
В воскресные дни выручка в среднем от 100 до 500 р. В большие праздники - от одной до двух тысяч. Отпеваний 3-4 в год, крещений не больше. Откуда 10 тысяч на жизнь? А ведь с этих денег надо приобрести на энную сумму товар на складе (который почти не покупают) и платить целевые. Это просто нереально. В моем случае это три тысячи с половиной. А платить за жилье? А дополнительные сборы вроде сборов на подарок патриарху, митрополиту к Пасхе, Рождеству, дню ангела? Когда ты говоришь, что денег нет, тебе просто не верят. Типа, самый умный, думаешь, у нас есть деньги и нам легко?
Недавно один игумен сказал мне, что целевые - это святое, их нельзя не платить. Но ему-то хорошо говорить - настоятелю монастыря в крупном городе.
Могут спросить: как же вы жили? Жили на детские пособия и зарплату матушки, пока ее терпение в конце концов не лопнуло.
Я вижу две реальности в РПЦ. У одних в материальном плане пока все хорошо, деньги есть, прихожане есть, они в почете и уважении, поэтому они и закрывают глаза на некоторые вещи, которые их могут смущать.
А другим что терять? Когда ситуация, о которой я пишу, продолжается годами.
Страшней всего, когда священник терпит до последнего, теряет семью, ломается, теряет веру и понимает, что стал старым и никому не нужным. И никто даже не заметил его страданий и боли. А найти работу с достойной зарплатой, начать жить заново он просто уже не способен.

- Как себя ощущает священник через несколько лет служения? Есть ли чувство правильного движения, духовного развития или регресс по сравнению с тобой, только что рукоположенным?
- Это два совершенно разных человека. 15 лет в сане - и душа как выжженная напалмом земля.
Не знаешь, во имя чего эти жертвы, не видишь результата своих усилий ни в себе, ни в прихожанах. Кто стал лучше, кто обрел радость, кто светится счастьем? Покажите мне этих людей? Священники признаются, что забыли о том, что такое счастье. Я каждый раз удивляюсь, когда далекие от религии люди говорят, что они счастливы.

- Если отмотать назад - пошел бы опять в священники?
- Много раз задавал себе этот вопрос и отвечу: нет.

- Нет ли желания уйти совсем: за штат, снять сан или в альтернативную церковь?
- Желание одно - уйти совсем и прекратить эту бессмысленную игру. И не верю, что где-то иначе, похожие проблемы будут в любой подобной организации. Так что альтернативное православие даже не рассматриваю как вариант.

- От чего больше всего устаешь?
- Странно, но устаю от осознания того, что для большинства людей я - маг и колдун. Кроме обрядов, людям от меня больше ничего не надо. А разговоры о духовности - это такие высокие материи, к которым мало кто готов. Может быть, я преувеличиваю, но говорю так, исходя из опыта служения в деревнях, где народ примитивный и ждет от тебя только обрядов. Духовный и образованный человек чахнет и не способен самовыразиться в такой среде.
Очень больно и от осознания того, что РПЦ от тебя нужно только послушание и деньги, а свои таланты оставь при себе - их никто не оценит.

- Есть ли разрыв между тобой-человеком и тобой-священником - насколько это разные люди?
- Нет, я не лицемерю. Возможно, из-за этого меня и называли нетипичным священником, выделяющимся из общей массы.

- Священство - благо для твоей семейной жизни или проблема?
- Ну разве может быть благом для семьи то, что я описал? Мы все живем в одной реальности. И супруга, если имеет хорошее образование, захочет ли заживо хоронить себя и быть невостребованной? И дети, когда нет денег на самое необходимое, например, зубы лечить, будут ли довольны? И главный вопрос: почему и ради кого? Храмы ведь пустые в деревнях, людей нет. А тем, кто есть, кроме православной магии от тебя ничего не надо. И семья все это видит и понимает. Больше половины священников в моем благочинии семью не сохранили.

- Каким видится будущее РПЦ: ближайшее, лет через 10?
- Угасание, вымирание, вырождение в секту

https://ahilla.ru/15-let-v-sane-i-dusha-kak-vyzhzhennaya-napalmom-zemlya/?fbclid=IwAR0t1svXsvQM0NR91CQhz9gL2jbT17Rw7QrRCSlE9WxlkUUcVS0oWbzw4Yo

***
Недавно беседовал со священником - членом Межсоборного пристуствия.

Митрополит, возглавляющий его комиссию, потребовал скорейшей доработки какой-то очередной "концепции по работе с кем-то". На что священник сказал: "Владыка, дописать ее несложно. Но ведь Вам же потом надо будет по ней отчитываться. Оно Вам надо?".

Митрополит снял вопрос с повестки дня...

***

Из комментариев:
"Я тоже пришёл в Церковь в 90-х. И помню, как меня поразил обычай, когда диакон снимает обручальное кольцо и больше его не носит. Меня, тогда ещё неофита в розовых очках размером с телескоп, прямо резануло: «Это же предательство жены, как так можно»? Мне пояснили, что это, мол, от невероятного благочестия. Мол, теперь священник ставит своё служение выше даже брака. Но даже тогда мне показалось это чушью. Спустя годы всё стало понятно. Брак, семья - это помеха для неженатых епископов. Священник должен кормить, холить и лелеять только своих деспотов. Жена, дети - вторичны. Епископ - это как общая жена для всех священников епархии, их единственная забота, ради которой необходимо все остальные отодвигать на задний план. Причём жена крайне капризная, своенравная, взбалмошная, эгоистичная и жестокая. Ещё и с роднёй, прислугой. И великий отец к тому же этих жен священникам меняет когда и как захочет. Короче - жуть. Как отцы служат - удивляюсь".
Previous post Next post
Up