Креслопочитание

Jul 05, 2012 00:28

Вот вводится новый для православия обряд почитания мебели.

http://www.pravmir.ru/kreslo-svyatitelya-ioanna-shanxajskogo-foto/

Интересно, что никому из его авторов и благословителей и в голову не пришло запросить богословскую оценку новшества. Как будто нет в Церкви ни Духовных Академий (окромя Ужгородской), ни богословских комиссий, ни дискуссий Межсоборного присутствия, ни Патриарха с Синодом. Чугунки с сухариками рулят бал. "Теозис космоса" на марше.

Самое странное в этой ситуации - конфликт чувств и разума. Богословский разум готов предоставить прецеденты и оправдания. А чувство все равно не соглашается. Логика порой приводит туда, куда не хочется.
Я считаю, что это - вопрос вкуса и вопрос меры. Да, и почитание кресла можно объяснить богословской логикой и церковно-историческими прецедентами. Например, можно сказать: если бы мы знали, что вот на этом диване, на этом одре почивал наш Спаситель, мы тоже дорожили бы этим предметом, чтили бы его как святыню. Но логика - это такая вещь, которая может завести куда угодно.
Однако, кроме логики, в мире религии есть чувство, в том числе некое ощущение нормы или выхода за ее пределы.
Когда весть о кресле вышла за рамки Святогорской обители, стала очевидна реакция отторжения - и в Интернете, и в реальной жизни. Эти возмущенные чувства уместно спросить: они протестуют потому, что они недостаточно христианские, или они протестуют, потому что они христианские? Или остаточно христианские?

Я как-то нигде раньше не видел такого бережного вынесения священниками на полиелей и на молебен предметов мебели. В московском храме, где я служу, в алтаре стоит скамеечка, которой пользовался святитель Лука Войно-Ясенецкий. Но она просто стоит в алтаре. Мы можем с умилением на нее смотреть, и не более того. И когда кто-то заказывает молебен Святителю Луке, мы не выносим эту подставочку для ног из алтаря.

Я думаю, что, раз есть по этому поводу недоумения (а они очевидно есть), прежде чем предлагать такого рода новизну для жизни нашей Церкви, хорошо бы по этому поводу провести серьезную богословскую экспертизу. Ведь в нашей Церкви есть прецедентное мышление. Однажды допущенное и неоспоренное со временем становится нормой. Хотим ли мы провозгласить догмат почитания домашней утвари и мебели, бывших в употреблении у Святых?

Хотим ли мы затруднить защиту Православия от протестантской критики? Проблемы это новшество несомненно создает. А вот плюсов я не вижу. Не понимаю, чем обогатило литургическое изнесение кресла и прежде того бывшую полноту духовной жизни Донецкой епархии».

Наши суеверия

Previous post Next post
Up