В отличие от большинства других российских граждан, своё знакомство с Турцией я начал не с Анталии, а прямиком со Стамбула. Город поразил, очаровал и т.д. и т.п., но об этом позже. Сегодня я начну рассказывать про то, что успел посмотреть в Новом Риме, причём начну с конца. В последний день перед отъездом я решил сходить и посмотреть, как поживает братская православная церковь, влияние которой на Русскую государственность переоценить невозможно.
Константинопольская православная церковь - одна из самых древних в христианской традиции. Считается, что основал её апостол Андрей Первозванный в 38 г. н.э., хотя официально местная церковь получила автокефалию только в 381 году. На протяжении многих веков местный патриархат был главным оплотом восточного христианства. Именно отсюда прибыло в 988 году духовенство, крестившее Русь. Первоначально главным патриаршим храмом (и в целом одним из символов православия) был собор Святой Софии. После падения Константинополя и фактически вместе с ним и могущества Константинопольской православной церкви место пребывания патриарха неоднократно менялось. Сейчас оно находится в квартале Фенер - примерно в 2-3 км от центральной части города.
2. Назвать Фенер элитным районом не повернётся язык даже у самого отъявленного оптимиста. Немного поплутав по грязноватым переулкам, я обнаружил высоченный забор и какое-то, очевидно, солидное (по сравнению с соседними особенно) учреждение. Путеводитель настаивал, что именно здесь должен располагаться патриархат, но никаких опознавательных знаков поблизости не имелось.
3. На мысль, что я пришёл правильно, навела стоящая поблизости Нива и несколько постов безопасности. Ну и такой забор, конечно, не очень характерен для Стамбула: он мало чем уступает крепостным стенам. Меры безопасности, конечно, серьёзные, но подозреваю, что они оправданы.
4. Крест и греческие письмена над входом на территорию окончательно развеяли мои сомнения - пришёл по адресу.
5. Есть и ещё одни ворота на территорию. Но они постоянно остаются закрытыми в память о патриархе Григории V, повешенном на них турками в 1821 году в начале войны Греции за независимость. Сейчас патриарх канонизирован как священномученик.
6. На территории компактно расположены резиденция патриарха, библиотека, разные службы и православный храм святого Георгия. Догадаться, что это храм, с улицы не так просто. Ни привычных колоколен, ни куполов с крестами...
7. Зато над входом знакомый герб - прототип российского.
8. Внутри храма фотографировать никто не запрещает. Да и некому особо запрещать: я в течение минут двадцати находился в храме совершенно один.
9.
10. Вдоль стен тянутся ряды характерных для греческих храмов стасидий, а в центральном нефе стоят ряды стульев. Во время богослужения все могут сидеть, как и в католических храмах.
11.
12. Царские врата.
13. По всей видимости, патриаршее место. Во всяком случае традиционной для русских соборов кафедры в храме нет.
14. Когда-то Константинопольскому патриархату принадлежало большое количество христианских святынь. Основную часть увезли в Италию крестоносцы после разграбления города в XIII веке, затем часть увезли в Россию и в Грецию. Сейчас в храме хранится их не так много, но кое-что есть: чудотворные иконы...
12. ...и мощи нескольких святых.
13. Также в храме хранится часть Столба бичевания. По преданию, именно у этой колонны когда-то издевались над Спасителем.
14.
15. В храме продаются только свечи, причём все одинаковые и без обозначенной стоимости. Берёшь свечку, кладёшь монетку (или купюру) и всё.
16. Подсвечник обнаружил всего один, причём в притворе. Почему-то огорожен стеклами со всех сторон, кроме одной.
17.
18. Вернёмся во двор. Фактически этот 4-хэтажный дом и есть резиденция Константинопольского патриарха. Кстати, другой вариант титула - "Вселенский", но с таким глобальным статусом согласны не все.
19. Территория уютная, людей минимум, охраны на самой территории нет, ходить можно практически везде.
20. Кстати, отсутствие колокольни не означает отсутствие звона.
21. По территории спокойно прогуливался работник патриархии с сигаретой, а другой вышел из одного из помещений с висящим на виду шарфе ФК Фенербахче. Либерализм! :)
23.
24. Несмотря на родственность и преемственность в статусе мировой столицы православия, отношения между РПЦ и КПЦ весьма натянуты. Не буду вдаваться в подробности, как да почему, но это, увы, так. Перед уходом я подошёл к мужику лет 50 и спросил, где можно что-нибудь купить про храм. Он вынес мне пару иконок в подарок. Я поблагодарил, а на прощание меня дёрнуло сказать, что "I'm from Russia. Russian Orthodox Church". Мужик ответил "Ах-ах-ах" и шарахнулся как от сектанта. :)
25. Вот уж кому-кому, а этому товарищу вряд ли интересны взаимоотношения РПЦ и КПЦ. :)
В общем и целом, патриархат оставил впечатление весьма скромное. Величие Византийского православия осталось, увы, в далёком прошлом. Сейчас для мусульманского Стамбула это что-то вроде каких-нибудь сайентологов для Москвы. Возможно, в этом и заключается причина некоторого сближения в отношениях КПЦ с католиками, особенно учитывая "своевольное" поведение крупнейшего православного института - РПЦ. Тем не менее фигура патриарха политически значимая. Потому и высокие стены, и несколько постов охраны. Вообще же многие считают, что чем в более сложных условиях находится церковь, тем она чище от всяких уродов. На мой взгляд, это совершенно справедливо. Как вы считаете?
P.S. Когда Константинопольский патриарх приезжал в Москву, мне довелось увидеть его кортеж. Ну... всё стандартно: мигалки, перекрытия дорог, для патриарха Майбах, для остальных чё попроще - БМВ, Ауди и т.п. Здесь же, насколько я понял, машина патриарха - Мерседес S350 старого образца (его видно на 3 фото чуть правей Нивы) и максимум 1 микроавтобус для сопровождающих. Пожалуй что Его Божественное Всесвятейшество должен был немного офигеть от такого российского приёма...