Предисловие первое.
К тому, что происходит в последнее время в Украине, нужно относиться философски. Во-первых, нервные клетки, по всей видимости, не восстанавливаются, а если и восстанавливаются, то медленно-медленно. Во-вторых, если абстрагироваться от того, что начавшееся «покращення життя» касается всех, и отцов, и детей, то вполне можно достичь просветления и даже заново смыслить давно знакомые и понятные вещи. Давайте, например, вспомним слова классика:
“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах своей родины, - ты мне один поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? ”
И действительно, когда задумываешься о том, что прямо сейчас совершается дома, так и тянет использовать всю полноту и глубину русской лексики, богатство и своеобразие его языковых форм, многовариантность и многоэтажность его выражений. Не будь его - как не впасть в отчаяние? Что бы мы делали - бэкали и мэкали? А тут загнул матерком, и вроде как полегчало. До следующего раза.
Предисловие второе.
Современное украинское государство напоминает чучело. Если посмотреть на него снаружи, то не отличишь от настоящего животного, но, увы - под «почти настоящей» внешностью прячутся лишь труха, черви и опилки. Поэтому не животное это, а так, одна видимость. Также и с государством. У нас вроде как есть очень хорошая и правильная Конституция, приняты тысячи хороших и правильных законов, и если посмотреть снаружи, то можно подумать, что мы живем в очень прогрессивном и демократическом государстве. А как глянешь внутрь - увы, увы: все те же черви, труха и опилки. А все потому, что внешне красивое и похожее на настоящее законодательство не имеет ничего общего с реальной жизнью в стране и с реальными механизмами, ею управляющими.
Предыстория.
Одним из лоскутов внешнего макияжа, маскирующего нашу внутреннюю труху, является система льгот, гарантий и компенсаций. Долгие годы народные избранники принимали законы, которыми «предоставляли» щедрые льготы, гарантии и компенсации «широким слоям населения». Если все эти ежегодно полагающиеся золотые горы сложить, то для финансирования всего ранее гарантированного потребовалось бы еще несколько годовых бюджетов. Поэтому «гарантированные» социальными законами щедрые льготы втихаря «призупинялися». Когда простые людишки вдруг хотели эти положенное по закону получить, оказывалось, что льготы вроде как есть, а денег в кассе все равно нет.
Правда, тут есть нюанс. Как говорил наш уважаемый сатирик, что охраняешь, то и имеешь, ничего не охраняешь - ничего не имеешь. Закон у нас охраняют судьи, и немудрено, что «призупинити» судейские льготы и привилегии не удавалось никому. Оказывается, гарантированные высокие зарплаты, бесплатные квартиры, скидки по коммуналке и неограниченная сверху пенсия - это никакие не судейские привилегии, а часть гарантий граждан на независимое правосудие. Отменять или урезать их ну никак нельзя, а то судьи огорчатся и перестанут выносить справедливые решения. На судейские льготы безуспешно покушались в
2002-м,
2004-м,
2005-м,
2007-м годах. Иногда вместе с судейскими, удавалось защитить льготы некоторых других категорий, но это было исключение, побочный, так сказать, эффект.
Бюджет 2008 года, подготовленный тогдашним премьер-министром Януковичем, по традиции «приостанавливал», «отменял» и «вносил изменения» в 113 других, в основном «социальных», законодательных актов. Вместо ранее четко установленных (в процентах, в минимальных зарплатах и пенсиях) сумм доплат и компенсаций гражданам предусматривалась размытая формулировка: все эти льготы отныне полагались «в порядку та розмірах, встановлених Кабінетом Міністрів України». То есть нет «порядка» - нет и льгот, а если порядок есть, то размер будет определяться не по закону, а по желанию чиновника.
Однако Кабмин в очередной раз наступил на старые грабли: помимо простых людишек, «под раздачу» снова попали судьи. И если передачу в полное ведение Кабмина всех вопросов, касающихся судейских зарплат, еще можно было как-то потерпеть, то введение «потолка» судейских пенсий на уровне 10.000 гривень в месяц - это было слишком. Прозябать на старости лет на несчастные две тысячи долларов в месяц - такая перспектива была отнюдь не по душе баронам судейского сословия. К судьям присоединились депутаты, которые поставили вопрос: а соответствует ли Конституции сама практика отмены и приостановки социальных гарантий законом о бюджете?
Времена, как вы помните, были смутные, вертикали власти не было. То ли по этой причине, то ли потому, что, среди прочего, решался вопрос о благосостоянии судей, но Конституционный Суд не только в очередной раз отменил урезание судейских привилегий, но и принял поистине
историческое решение. Он постановил, что законом о бюджете можно решать только вопросы наполнения и расходования бюджета. Все, что касается социальных гарантий и всех прочих вопросов, должно регулироваться отдельными законами. То есть: хотите отменить льготу чернобыльцам или ветеранам - извольте зарегистрировать соответствующий законопроект, пропустить его через профильные комитеты и проголосовать в первом и всех остальных чтениях отдельно. А вписывать в бюджет - нельзя.
Как я уже говорил, для того, чтобы профинансировать все понаобещанное избирателям, понадобится несколько государственных бюджетов ежегодно. Да, льготы вернули, но денег в бюджете больше не стало, и в итоге людям просто ничего не платили. Наиболее грамотные и расторопные граждане обращались в суды и отвоевывали то, что положено им по закону. Правда, таких «храбрецов» было немного, да и наличие решения, обязывающего государство выполнить свои обязательства, отнюдь не означало, что положенные деньги будут выплачены.
Что делать в такой ситуации? Наверное, правильнее всего - признаться, что имеющиеся на бумаге льготы - это пустые фантазии, и провести через Верховную Раду соответствующие законы, их отменяющие. Да, это непопулярное решение. Да, решиться на такое трудно, и политически, и юридически. Но без этого наше государство постоянно будет вне закона, ибо исполнить свои же собственные законы оно не способно в принципе.
Однако новая власть решила пойти другим путем.
История
14 января 2011 года в Верховной Раде был зарегистрирован
законопроект № 7562 закона с замечательным названием: «Про гарантії держави щодо виконання рішень суду». Документ, подписанный Николаем Яновичем, состоит из двух разделов. Первый раздел - это пять страничек собственно по теме. Текст вроде как хороший и почти правильный. Например, если полагающиеся по решению суда от государства деньги не выплачены в течение трех месяцев, на них предложено начислять пеню в размере аж 0,3% годовых. Но самое главное - это второй раздел, «Прикінцеві та перехідні положення». На пятнадцати с лишним страницах этого раздела снова отменяются предусмотренные законом гарантии и льготы. Вновь, как и в далеком 2008 году, льготы предлагается не устанавливать законом, а начислять «в порядку та розмірах, встановлених Кабінетом Міністрів України». Таким образом урезаются государственные гарантии милиционерам, следователям прокуратуры, работникам пожарной охраны, детям войны, медикам, работникам культуры, специалистам по защите растений, чернобыльцам, ветеранам, инвалидам, участникам боевых действий, жертвам нацизма. Вопросы материального благополучия судей данный законопроект не затрагивает, поэтому вряд ли Верховный Суд снова будет оспаривать его конституционность. И даже если наберется нужное количество подписей депутатов, то не уверен, что сегодня Конституционный суд, как три года назад, установит, что социальные нормы должны регулироваться не законом о гарантиях исполнения решений суда, а отдельными законопроектами.
Мораль
А мораль всей этой басни очень проста. По всем признакам, в Кабмине завелась группа законотворцев-креативщиков, от которых можно ожидать любых сюрпризов. Например, я не удивлюсь, если завтра в законе «О домашних животных» обнаружатся положения о налоге на недвижимость, а закон «О бездомных животных» установит порядок принудительного выселения хозяев из квартир. Ведь что характерно: в пояснительной записке к законопроекту «Про гарантії держави щодо виконання рішень суду» об отменяемых льготах нет ни единого слова. Поэтому читать нужно все, от начала и до конца, вчитываясь в каждую запятую и анализируя все изменения. Предупрежден - значит вооружен, так что, люди, будьте бдительны и предельно внимательны.