Темнота пролетает за окнами полупустого автобуса, позволяя лишь изредка проваливаться в очень чуткий и рваный сон. В какой-то момент водитель резко сигналит, заставляя сжаться и сгруппироваться, но за лобовым стеклом видна только мерцающая полоса трассы и знаки “Олени” через каждые 500 метров. Автобус прибывает в Клайпеду в 3.50 утра.
И вот, через 9 часов после окончания рабочего дня, мы ныряем в плотный, солёный воздух приморского города. Сразу же раскланиваемся с таксистами и идем по интуиции в сторону моря (навигатор зачем-то не слушается), распугивая внезапных лис у железнодорожного вокзала. Город спит, но цветочные клумбы от этого особенно сладки, а Клайпедский университет выглядит загадочным средневековым строением - красно-коричневый кирпич, массивный забор и торжественные оконные пролеты. Будете в Клайпеде - не пропускайте это место!
Мы же берем чай на заправке (возможно, единственный рабочий магазин в это время, находится
тут) и срезаем путь через лес в сторону маяков, к которым выходим уже в рассветных сумерках, распугивая затянувшиеся романтические свидания.
На маяках же вершилось утро. Утро, о времени которого мы обычно думаем с содроганием ( 5 утра! ), здесь было божественно и прекрасно. Море немного штормило, и сильные волны разбивались о камни молла; солнце же, подбираясь к горизонту с противоположной стороны, рисовало розовыми и оранжевыми мазками на нежных воздушных облаках. Цвет и свет менялись каждую секунду, руки мерзли, одежда становилась тяжелой и слегка влажной.
Немного посидев на сухой коряге, мы пошли, утопая ботинками в вязком песке. Мысли, которые поначалу путались, понемногу утихали и успокаивались, только глаза упорно фиксировались на какой-нибудь горке на горизонте, являя желание поскорее туда добраться. Неправильное, по сути, желание - ведь цель дня была как раз прожить его не спеша).
Когда волочить ноги по песку стало совсем лениво, забрались на прибрежную дюну, заросшую травой, и пошли - ого, как быстро! - по деревянным настилам. Практичные литовцы, желая поддержать экосистему, мастерят всюду такие дорожки по дюнам, чтобы туристы не растоптали уникальные природные объекты. Также были замечены чудные плетеные изгороди и “вигвамы”, назначение которых понятно не до конца, но тоже, видимо, что-то с эрозией почвы связанное.
После Kukuliskiai мы и вовсе пошли по лесу, напевая Цоевские “Сосны на морском берегу,” уж сильно резонировал окружающий пейзаж.
Сначала лес шел практически вровень с пляжем, но “дюна” всё-таки была в виде высокого вала метрах в 100 от берега. О его существовании говорили высокие лестницы, уходящие почти отвесно к кронам сосен.
По пути нам также встретились батареи военных времен, Южный и Северный Мемель:
С первыми бегунами, уже после бодрого чаепития на муравейнике, я осознала, что на часах лишь 9 утра, а по ощущениям прошла добрая половина дня. Непальская масала, белорусский кипрей, Балтийское море. Мир один!
Бегуны и их собаки (и моя им добрая зависть) остались у кромки моря, а мы пошли по верхней тропе к самой высокой точке местных обрывов, высотой в 22 метра. Добрые литовцы понаставили предупреждающих знаков среди леса, на которых доносили своим соотечественникам технику безопасности, а иностранцам - только красноречивые результаты её нарушения.
На вьюпойнте вступили в конкуренцию за право утреннего одиночества с двумя велосипедистами и одним парапланеристом, и поняли, что день неотвратимо начался. Мы отметили это торжественным катанием на прибрежных качелях, замечая, как холодный прибалтийский ветер выдувает из головы остатки усталости и с каждым новым витком заряжает энергией на продолжение пути.
Но с этой точки стало понемногу теплеть, а вдоль моря потянулась ровная коса, по которой можно было комфотно идти даже в ботинках. Я же все следующие 15 километров соблюдала местный дресс-код - босые ноги, шарф и пальто.
По дороге встречались лишь задумчивые рыбаки, прогуливающиеся с сачком по колено в море, коряги и лодки. Чем ближе к Паланге, тем однообразней становится пейзаж - длинные песчаные косы выглядывали из-за каждого нового поворота, только людей становилось на десяток больше.
На тот самый пирс мы решили пока не идти, а свернули в город и прошлись через Ботанический парк Паланги. Парк очень цветастый и ухоженный, а жемчужиной (янтаринкой) его является дворец Тышкевичей, в котором сейчас располагается Музей янтаря.
Несмотря на длительную прогулку - шел уже девятый час и 29-ый километр - мы повелись местную “Говерлу”, гору Бируте. Её высота составляет целых 20,6 метров, зато на вершине находится часовня из красного кирпича, посвященная языческой жрице Бируте, которая в старину стерегла на этом холме жертвенный огонь. Как я поняла, Бируте очень много значит для литовцев и символизирует для них любовь к родному краю. У подножья горы можно увидеть посвященную ей скульптуру.
Мы же вытряхнули песок из ботинок и отправились обедать и спать, чтобы позже продолжить исследования Паланги, смотреть закат и набираться сил перед завтрашней велосипедной прогулкой. Об этом - в
следующей серии.
______________
Технические детали маршрута, для тех, кто желает повторить
Пятница:
- Поезд Минск-Вильнюс 19.52-22.22
- Автобус Вильнюс-Клайпеда 23.00-03.50 (Идет дальше в Палангу. Специальных велосипедных мест нет, но можно определить велик в багажное отделение при наличии там свободного места)
Суббота:
- Пешком Клайпеда-Паланга, 30 км за 9 часовю Не спеша, с двумя чайными и множеством созерцателтных пауз.
Воскресенье:
- На арендом велосипеде Паланга-граница с Латвией-Паланга 52 км. Арендовали на день, заплатили по 10 евро.
- Автобус Паланга-Вильнюс 23.50-05.50, есть специальные места для перевозки велосипедов.
Понедельник:
- Поезд Вильнюс-Минск 07.20-09.50
Трек прогулки