Пожарная автоцистерна на базе «Захара» ЗИЛ-157 - безусловная удача костромской компании. Про нее подробно рассказали товарищи
chaga (
вариант раскраски по ГОСТу 70-х годов) и
solmi74 (
аутентично-красная ПМЗ-27). Поэтому о самой модели ничего говорить не буду, тут, как говорится, не добавить, не убавить. К рассказам коллег только плюсану несколько изображений еще одного варианта от костромских - машины добровольной пожарной дружины колхоза им. Дзержинского.
А вот чего хочу коснуться, так это двух моментов. Сначала - пару слов о прототипе этого конкретного экземпляра, АЦ с госномером 80-42 ИВД. А бонусом - небольшой ликбез по внешнему оборудованию пожарных автоцистерн. На примере этой самой машины.
Не знаю как вам, а мне нравится, когда производители машинок берут в качестве прототипа не обобщенный образ, а конкретный, где-нибудь засветившийся экземпляр.
ЛиАЗ-677 из фильма «Джентельмены удачи»,
МАЗ-525 из картины «Люди на мосту»... Автоцистерна ПМЗ-27 в ливрее ДПД колхоза им. Дзержинского с ГРЗ 80-42 ИВД - не фантазия на тему милых советских аббревиатур и топонимов. Модель выполнена по мотивам вполне конкретного экземпляра с интересной судьбой. «По мотивам» - потому, что на 100% машину с фотографий Игоря Жукова она не воспроизводит. С другой стороны, не ведомо, как менялся её облик во время службы в дружине. Может, и пеногенераторы когда-то были, и мигающая фара стояла, а не маячки. Теперь уже сложно сказать.
Фото
Игоря Жукова, взято из известного места.
Пожарка эта была произведена в Прилуках ещё до исторического материализма в далёком 1963 году, после чего верой и правдой служила лет десять в Москве, потом ещё больше в городе Тейково, что в Ивановской области. Отслужив положенное в пожарных частях, автоцистерну списали и забросили во дворе Управления пожарной охраны. Там она постепенно загибалась, кабину засрали (это не изящный оборот, в прямом смысле засрали). Но, благодаря одному человеку, у истории этой хэппи-энд.
В
своем интересном рассказе коллега
chaga поведал, что вместо того, чтобы резать списанные машины на металлолом, существовала практика передавать их безвозмездно в сельские пожарные дружины, да ещё и помогать посильно с запчастями. В соответствии с этим, начальник ДПД колхоза имени Дзержинского и прибыл в Управление, в надежде раздобыть такой автомобиль, ибо тушить пожары в колхозе было нечем. В чём ему и было отказано: нету, дескать, и не предвидится. Хочешь - забирай этот загаженный хлам с мёртвым движком, разбитой КПП и колом вставшими колёсами. И он забрал. На колхозном К-700, с третьей попытки, волоком (!) оттащил к себе за полсотни с лишним километров. Нашёл запчасти, за год «поставил на колёса» и восставшая из мёртвых машина в 1988 году вновь заступила на дежурство, обретя уже третью жизнь. Её тут же прославил журнал «Пожарное дело»: машина вполне заслуженно красовалась на обложке одного из выпусков этого года.
В. М. Дмитриев (на фото) - человек, который сотворил это маленькое чудо. В 2006 году, в свои 72 года, он на этой машине ещё тушил пожары. А из пожарного депо своей дружины он, по сути, создал маленький музей, в котором, кстати говоря, ПМЗ-27 - не единственный экспонат. А была еще (надеюсь, и есть до сих пор) АЦ-30 (53) 1976 года. В идеальном состоянии. Как и всё ПТВ на обеих машинах.
Такая вот история. С географией.
Ну а теперь обещанный «маленький ликбез» по внешнему оборудованию пожарных автоцистерн.
Сам я - ни разу не спец по машинам-огнеборцам. Но, заимев в коллекции пару костромских пожарок, как-то неудобно пользоваться в разговорах с коллегами технически грамотными, но слишком обобщенными терминами вроде «длинная хуёвина», «круглая красная пиздюлина» и «вот эта зубастая поебень». Поэтому немного покопался на эту тему, сам для себя узнал много чего интересного и решил поделиться с сообществом. Вдруг не я один такой профан в пожарном деле. Ну а те, кто в теме, могут не тратить время и пропустить это всё.
1. Пеналы всасывающих и напорно-всасывающих рукавов.
В отличие от мягких напорных рукавов, воспринимающих избыточное давление, стенки всасывающих рукавов, работающих на разряжение довольно жестки и упруги. Кроме того эти рукава имеют приличный диаметр. Так просто их не сложишь, не скатаешь, вот и приходится их возить в длинных (чуть больше 4 метров) пеналах. А промышленность выпускает такие рукава как раз «в нарезку» под габарит этих пеналов. Рукава можно перестыковать друг с другом. Разница между всасывающими и напорно-всасывающими рукавами в том, что первые могут только «сосать» (например, из водоема), а вторые можно подсоединить к водопроводу (к гидранту). Сами же пеналы выполнены таким образом, что во время движения рукава сушатся, обдуваясь скоростным напором.
2. Лестница-палка (ЛП).
Универсальное приспособление. В сложенном виде этим «дрыном» можно отбивать штукатурку. В разложенном (раскладывается как параллелограммный механизм) по ней можно забраться на первый этаж горящего здания. На ЛП можно переносить пострадавших и тяжёлое ПТВ. Что такое ПТВ? Это - пожарно-техническое вооружение. Строго говоря, по новым нормативным документам такого понятия нет, а есть отдельно пожарный инструмент и пожарное оборудование. Но все по привычке всё равно употребляют обобщённое понятие ПТВ. К слову, у огнеборцев термины боевые, под стать службе. «Вооружение», «боевые действия», «боевое развертывание», «боевой участок», «боевая задача», «штурмовая лестница», «разведка»...
3. Люк доступа к цистерне.
В средней части пожарной автоцистерны расположен бак (собственно, цистерна) для воды. При серьезном пожаре своего запаса надолго не хватит, но для начала - вполне. А главное приступать к тушению можно сразу по прибытии (а если машина оборудована лафетным стволом - то даже ещё до полной остановки автоцистерны), а каждая минута на вес золота. Через люк осуществляется доступ внутрь цистерны для проверок и обслуживания. Кроме бака для воды на машине есть сравнительно небольшая ёмкость для пенообразователя.
4. «Трёхколенка». Лестница пожарная трехколенная выдвижная.
На моделях, конечно, воспроизводят её упрощённо. На самом деле - непростой механизм. При развёртывании лестницу ставят «на попа» и с помощью тросов и блоков длину лестницы за пару секунд увеличивают почти втрое. При этом движения пожарного напоминают действия пионера при подъёме флага на линейке. Только в несколько раз быстрее. С помощью трехколенки поднимаются на вторые и третьи этажи горящих зданий или на крышу двухэтажных домов.
5. «Штурмовка». Лестница штурмовая (ЛШ).
Последовательно переставляя штурмовку из одного оконного проёма в другой, бойцы ловко поднимаются уже на верхние этажи зданий. Говорят, в настоящее время применяется редко, в основном на соревнованиях по пожарно-прикладному спорту.
6. Фара задняя.
Назначение понятно: освещать пространство «задней полусферы».
7. «Крокодил». Крюк лестницы штурмовой.
Крепится к трем верхним ступенькам ЛШ. На нижней стороне крюка расположены зубья, предотвращающие его скольжение по опорной поверхности.
8. Насосная установка.
В нее входят пожарный насос с приводом от коробки отбора мощности двигателя, водопенные коммуникации, пеносмеситель, вакуумная система, контрольно-измерительная аппаратура и рычаги управления. Кстати, для удобства в отсеке насосной установки дублируются управление сцеплением и «газом» (дроссельной заслонкой двигателя).
9. Штуцер подсоединения всасывающего рукава.
10. Штуцер подсоединения напорного рукава (левый борт).
Переходим на правый борт.
11. Дверцы отсеков противопожарного вооружения и инструмента.
В самих отсеках (пространство между цистерной и стенками кузова) много чего нужного и интересного. Больше всего места занимают сотни метров свернутых напорных рукавов. А еще -стволы, разветвления, соединительные головки, гидроэлеваторы, ключи, крюк для открывания крышек гидрантов, легкий и тяжелый ломы (ЛПЛ и ЛПТ), багор, ножовка, топор, лопата, веревки и сетки, фонарь, огнетушитель... Во, сколько добра.
12. Генераторы пены.
Нужны для получения воздушно-механической пены из водного раствора пенообразователя. Генератор представляет собой переносной водоструйный эжекторный аппарат.
13. Фара-прожектор.
Мощная фара для освещения места пожара.
14. Мигающая фара ФГ-1.
Такие фары ставились на пожарные автомобили до появления на них синих проблесковых маячков. Сначала мигающие фары были красного цвета, потом их сменили желтые. По инструкции включались они только в ночное время при следовании к месту пожара.
15. «Газоструй». Газоструйный вакуумный аппарат.
Служит для откачки воздуха из полости пожарного насоса и заполнения его водой перед пуском в работу. Работает на выхлопных газах автомобиля по принципу эжектора. Одна из функциональных частей «газоструя» - газовая сирена. В отличие от попсовых «виу-виу» и «кря-кря» других автомобилей спецслужб, пронзительный сигнал тревоги пожарной машины «сдует» с дороги кого угодно.
16. Штуцер подсоединения напорного рукава (правый борт).
Если где ошибся, спецы, подскажите, поправлю.
UPD. timofei39: Ещё в задней части снизу на глушителе показан обогрев насосного отсека (ребристая вставка)
Ну и напоследок - несколько изображений прославившегося колхозного «добровольного пожарного дружинника».
• Базовая модель: ЗиЛ-157
• Годы выпуска: 1958-1994
• Модификация: ПМЗ-27 (прототип - 1963 г. в.)
• Предприятие-изготовитель: Прилукский завод противопожарного оборудования
• Расчёт: 7 человек
• Мощность двигателя: 109 л. с.
• Вместимость цистерны: 2150 л воды, 80 л пенообразователя
• Максимальная скорость: 65 км/ч
• Модель 1/43: SSM SSM1112 ПМЗ-27 (157К) ДПД колхоза им. Дзержинского