История автомобилизации в СССР неразрывно связана с зарубежным автопромом - практически каждый серийный советский автомобиль, от АМО Ф-15 до ВАЗ-2108 или был копией, доработанной в меру сил и возможностей, или имел узлы и агрегаты, позаимствованные - легально или нелегально - у зарубежных производителей, или доводился до ума при помощи какого-нибудь Porsche. Двигатель ГАЗ-51, Москвича-412 и даже тормоза для модернизированного Москвича-2140 - зарубежные конструкции. Одно время даже особо и не стеснялись такого сотрудничества - и про "первый советский Форд" газеты писали, и "даёшь советский Бьюик" лозунги рисовали. Потом одумались и подробности создания и становления заводов и конструкций столь подробно не освещали - хотя строительство ВАЗа и роль итальянцев в этом глобальном рывке легкового автомобилестроения особо не скрывали.
Но была и отдельная, упоминаемая лишь вскользь тема - постоянные и довольно масштабные закупки зарубежных автомобилей для нужд самых разных ведомств и организаций: от ленинских Роллс-Ройсов в 1920-х до Магирусов на БАМе и BMW с Мерседесами для ГАИ СССР. Про эти автомобили и масштабы их поставок не писали подробных статей, но на улицах страны советов их было великое множество: и фургончики Жук с Нысой, и те самые Магирусы на стройках, и косолапые Татры - как эта Tatra 815 S1B из конца 1980-х, модель которой изготовили костромские товарищи под маркой SSM.
Одно из немногих окошек в мир настоящей автомобильной прессы - а не печатного органа ДОСААФ, которым являлся по сути журнал "За рулём": Чехословацкое Мотор Ревю. В нём, помимо подробнейших статей о Татре, Шкоде и Яве, были и заметки о западных автомобильных салонах и - что особенно важно - огромное, просто фантастическое в сравнении с "За рулём" количество цветных качественных фотографий автомобилей.
Надёжная, неприхотливая, ремонтопригодная Tatra 815 появилась в СССР в самом начале 1980-х - вскоре после освоения серийного выпуска. И на отечественных дорогах этих машин полным-полно до сих пор - причём трудятся в суровых условиях не только машины 1990-х и 2000-х годов выпуска, но и те самые ранние автомобили, заставшие ещё СССР. И костромские товарищи (говорят, что совместно с Premium Classixxs) выпустили модель именно такого автомобиля - года примерно 1987 выпуска. Хотя не обошлось и без странных недочётов - поворотник на боку кабины относится уже к концу 1990-х (вместо прямоугольного должен быть круглый), а резина - современная КАМА ИД-304. Не иначе как покрышки унифицировали с имеющимися для КамАЗов, а поворотник - задел для выпуска современных вариантов грузовиков. Модель-то востребованная, а Чехословакия выпускала такое количество модификаций автомобиля, что надстройки на этом шасси можно выпускать ещё много лет.
Но как бы то ни было - долгожданная модель получилась отличная: образ передан довольно точно, а основные детали - составное, а не панорамное лобовое стекло и три фонаря на крыше кабины - однозначно указывают на автомобиль, предназначенный для поставки в СССР. При этом костромские товарищи традиционно сэкономили на номерных знаках - совершенно непростительная экономия и даже, пожалуй, неуважение к собирателям. Понятно, что и так возьмут, но декалька номеров и трафаретик автобазы на кабину - детали, которые производителю не стоят ничего, а модель оживляют сильно.
Из явных недостатков, что сразу бросаются в глаза, можно отметить и толстенный слой краски, замыливший передок грузовика, и облой на пластиковых деталях, и отсутствие отверстия в выхлопной трубе - модель-то недешёвая, потому каждый такой ляп или недоработка вызывают пристальное внимание и даже лёгкое расстройство.
Кузов - пластиковый: странное решение - ведь у дешёвых самосвалов из серии "Автоистория", что делают китайцы для той же Костромы - кузова металлические. А этот, если поставить модель против света, - просвечивает.
Снизу модель проработана хорошо - и знаменитая хребтовая рама грузовиков Татра удалась, и детали подвески вполне приличные. И даже специфический развал колёс удалось передать.
Кабина у модели не откидывается, поэтому гадать о том, какой же двигатель достался этому самосвалу, можно заглядывая снизу:
Современная КАМА - да, именно такую резину ставят владельцы на сохранившиеся экземпляры: недорого и вполне добротно. Но в 1980-х эти грузовики ходили на других скатах - можно было б и учесть нюанс. Как и бросающийся в глаза прямоугольный поворотник:
Кузов откидывается на недостаточный угол - может и можно его поднять до более реалистичного положения, но при разумном приложении силы - это максимум:
Click to view
Модель автомобиля: 1987 Tatra 815 S1B
Наименование модели: Tatra 815 S1
Производитель: Start Scale Models
Дата выпуска: 7 декабря 2016 года
Каталожный номер: SSM1285
Серия: -
Тираж: нет данных
Краткое мнение: отличная модель не без недостатков
Субъективная оценка: 9/10
Цена: 4 450 руб.
Резервная копия записи находится здесь:
http://diecast43.dreamwidth.org/469356.html
Навигатор по журналу