Странный Шекспир

Jul 09, 2007 00:39


1930-е годы время от времени проявляются в самых неожиданных местах. В том числе и в фильмах, не имеющих никакого отношения к культуре комиксов.
Всего два примера.
Первый - это телевизионный фильм "Титус" (1999) по пьесе Шекспира "Тит Андроник". Джули Теймор, режиссер-постановщик и автор сценария, не только сумела удачно сократить раннюю и не самую блестящую пьесу великого драматурга, но и создала сюрреалистический мир, в котором античные атрибуты и реалии 30-40-х годов переплетаются весьма причудливым образом. Главный герой (в исполнении Энтони Хопкинса) одет то в доспехи римского воина, то в мундир, очень напоминающий форму фельдмаршала кайзеровской армии. Император Сарториус (его блистательно играет Алан Камминс) ходит не в тоге, а в белом костюме и зачитывает речь в радиомикрофон, хорошо всем знакомый по старой кинохронике. Злодей Аарон (Харри Дж. Ленникс) разъезжает на "Ягуаре" модели XK образца 1948 года. И все это воспринимается вполне нормально и не мешает следить за событиями - чем дальше, тем более кровавыми.
Вероятно, сюжеты, крутящиеся вокруг переворотов и диктатуры, заставляют многих режиссеров и сценаристов вспомнить дизельную эпоху. Вот и Иан МакКеллен, решив сыграть Ричарда III, перенес действие в 1930-е годы. Вдобавок для пущей убедительности переименовал многих персонажей (сценарий он писал сам). Что же получилось?


Получился очень странный фильм, который называется "Ричард III", но с пьесой Шекспира имеет не так уж много общего. Дело в том, что Шекспир по вполне понятным причинам антифашистских пьес не писал. В данном случае он по заданию королевского двора занимался очернением герцога Йоркского - не горбатого, не хромого и вообще не самого плохого человека в средневековой Англии. Современные режиссеры очень любят трансформировать этот черный пиар в нечто тираноборческое и ужас-как прогрессивное. Иан (тогда еще не сэр!) МакКеллен именно так и поступил. И вместе с режиссером Ричардом Лонкрейном создал жуткую, но весьма неубедительную картину фашистского переворота в Великобритании. Его Ричард носит мундир эсэсовского группенфюрера (примерно). Его врагов бросают не в крепость, а в концлагерь. По улицам ездят танки (кстати, советские Т-34). Эстетика довоенного кино воссоздана скрупулезно, а фильм все равно слабенький. Хотя и очень интересный визуально.

Вот, к примеру, афиша: на первом плане летит биплан DH89 Dragon Rapide, который использовался в Королевских ВВС под названием Dominie. Это не боевой самолет, а транспортный или санитарный. Хотя в колониях на него ставили пулеметы.



А вот и герцог Йоркский Ричард в облачении группенфюрера (примерно):



Оборона Лондона. На заднем плане отчетливо просматривается "тридцатьчетверка":



О, эта эстетика старого кино! О, завораживающая геометрия! О, ракурс! В общем, понятно:


Не лучший пример стилизации, но один раз посмотреть все-таки можно - из чистого любопытства.

Фотографии кликабельны. Ничего лучшего по качеству в Сети не нашлось.

кино

Previous post Next post
Up